28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 11:24:14
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

«В кризис людям важно понимать, что их деньги никуда не исчезли»




Источник: Журнал "Финанс."
добавлено: 22-12-2009
просмотров: 5394
О том, как привлечь клиента в период обострения кризиса, рассказал член совета директоров банка «Аскольд», управляющий московским филиалом Смоленского банка Павел Шитов.

Павел Николаевич, очень много говорилось, как переживали кризис большие банки. А что творилось во второй-третьей сотне кредитных организаций?

– В период острой фазы все банки, вне зависимости от своего размера, были вынуждены следить за ликвидностью. Не думаю, что крупные кредитные организации в этом смысле как-то отличались от мелких – все работали на межбанке и рынке репо. На МБК кредитным организациям, которые находились в нетто-привлечении, конечно, пришлось туго, поскольку большинство игроков в тот момент закрыли друг на друга лимиты. У нас было нетто-размещение, поэтому из-за того, что межбанк перестал работать, средств даже прибавилось. Одним из результатов кризиса стал переток клиентов, ведь, несмотря на трудности, безналичные расчеты осуществлять было нужно. Клиенты редко изучают баланс банка, они, скорее, обращают внимание на, скажем так, чувственные вещи – какая обстановка в кредитной организации, как ведут себя сотрудники, проходят его платежи или нет. Мы не допускали сбоев в расчетах, а отсутствие паники у персонала успокаивало и клиентов. После введения новых услуг – рейс-отправки платежей за небольшую комиссию, или возможности видеть пришедшие платежи в тот же день, – у нас начался приток клиентов. Кроме того, мы начали рекламную кампанию, в том числе и в деловых СМИ. В результате в октябре 2008 года количество счетов, открываемых у нас, увеличилось в два раза. В группе «Смоленский банк» не было ни одного месяца, в течение которого количество вкладов граждан уменьшилось. В самый кризисный месяц – октябрь – у нас был прирост в 0,5%.

За счет чего?

– Сыграли свою роль несколько факторов. Например, клиентам, которые забирали свои средства досрочно, но в течение пяти дней возвращали их в банк, мы восстанавливали проценты по вкладу. На людей это подействовало – несмотря на то, что оборот был большой, многие возвращали деньги в банк. Ведь в кризис людям не очень свойственно совершать большие покупки, им важнее просто понимать, что их деньги никуда не исчезли. Учитывая, что каждое слово работника банка может быть интерпретировано клиентами по-разному, мы каждый день собирали персонал, интересовались, какие вопросы задают люди и готовили на эти вопросы ответы. Когда в обществе появились ожидания девальвации, мы ввели вклад, позволяющий конвертировать рубли в другую валюту по внутреннему курсу банка, не снимая их с депозита. Кроме того, у нас открылось несколько отделений в Смоленске. Это были давние проекты, заложенные еще до кризиса, тем не менее, это позволило нам приобрести имидж банка, который даже в кризис продолжает активно развиваться. И ко всему прочему именно в октябре прошлого года в офисах появились стенды с подсветкой, в которых были представлены монеты из драгметаллов, для покупки клиентами. Это тоже немного успокоило граждан.

Банк обслуживает малый и средний бизнес. Насколько тяжело работать с такими клиентами в период кризиса?

– В кризис спрос на кредитные ресурсы существенно повысился, а методики, которыми мы пользовались ранее при оценке заемщиков, вдруг стали непригодными. Мы относились и относимся к кредитованию очень осторожно, поскольку очень многие клиенты были готовы пойти буквально на все ради получения кредита. От заемщиков, допустивших просрочку, мы оперативно требовали предоставить дополнительное обеспечение, или обращались в суд.

Каков процент реструктурированных ссуд в корпоративном портфеле?

– Формально он большой, но это отрицаемо реструктуризация, поскольку мы никогда не давали длинных кредитов. Если клиенту нужен был займ на два года, мы выдавали его на три месяца с обязательством продлить, если он будет выполнять свои обязательства. Это было нужно, чтобы в случае возникновения проблем мы могли не ждать окончания срока кредита, скажем, через два года, а начать судиться раньше. Поэтому процент реструктуризаций у нас большой, но по факту мы чувствуем себя уверенно.

А сейчас кредитуете малый и средний бизнес?

– Потихоньку. Сейчас хорошо чувствуют себя прежде всего те компании, которые «завязаны» на госконтракты. Раньше в строительстве такие проекты не считались лакомым куском, зато сегодня генподрядчики по государственным заказам чувствуют себя хорошо. У нас увеличилось число клиентов из дорожно-строительной отрасли, ЖКХ, производства продуктов питания.

В конце сентября Вы начали выдачу автокредитов. Думаете, сейчас самое удачное время для запуска такого продукта тем более в регионах?

– Исходя из новых реалий и новых подходов к оценке кредитоспособности заемщиков, мы сочли возможным заняться автокредитованием. Вероятность того, что выданные сейчас кредиты станут плохими, крайне мала – и мы оцениваем клиентов уже по-новому, и сами люди, которые сейчас приходят за кредитом, более реалистично оценивают свои возможности. Та же ситуация и в ипотеке. Если раньше люди могли брать кредит на покупку трехкомнатной квартиры, рассчитывая, что зарплата у них будет стремительно расти, то сейчас при выборе жилья не исключают возможность, что оплата их труда в какой-то момент может даже снизиться.

А в Смоленске ипотеку берут?

– Берут. В регионах вообще и в Смоленске в частности квартира человеку скорее по карману, чем в Москве. В Смоленске ипотеку может «осилить» семья хороших специалистов. К тому же региональными программами активно занимается АИЖК, поэтому условия 30-летней ипотеки в регионах достаточно привлекательные.

А какие еще продукты сейчас востребованы клиентами?

– Уже больше года существует повышенный спрос на депозитные хранилища, многие до сих пор хранят там деньги. Если раньше спрос на ячейки, в основном, наблюдался со стороны риэлторов, которые проводили сделки, то сейчас граждане используют ячейки для хранения своих сбережений.

В последнее время много говорят о том, что в банковской системе наступила стабилизация. Это действительно так, на ваш взгляд?

– Сейчас все банки озабочены вопросом текущей доходности. Когда он будет решен, все займутся сначала интенсивным, а потом и экстенсивным развитием. Думаю, масштабное расширение начнется спустя полгода после того, как мы увидим у большинства публичных банков положительные изменения в отчетности. Что касается нашего банка, то мы по итогам 2009 года ожидаем прибыль. Вообще, если посмотреть на наши показатели, то они не слишком типичны для банковской системы – последние полтора года мы росли гораздо быстрее, чем система в среднем. И гораздо быстрее, чем наши соседи во всевозможных рейтингах.

Кризис позволил вам занять большую долю рынка, чем ранее?

– Да, наша доля рынка увеличилась примерно на 70%. В два раза увеличилось количество операций, количество привлеченных депозитов выросло на 70%. Не так сильно выросли остатки на счетах юрлиц, но это связано с тем, что в экономике действительно до сих пор наблюдается спад.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика