25 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 00:26:41
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Технологии адаптации персонала



Бахарев Андрей
Источник: HRM
добавлено: 04-02-2010
просмотров: 55478
Практически всегда, попадая в новый трудовой коллектив, работник испытывает сильнейший стресс, негативно воздействующий на его производственные, психологические и физиологические показатели. В соответствии со шкалой стресс-факторов, составленной американским психологом М. Аргайлом, увольнение приравнено к стрессу среднего уровня и составляет 47% по отношению к максимальному стрессу, а по шкале стрессогенных факторов Холмса-Рея смена места работы находится на третьем месте по силе воздействия на человека после смерти близкого родственника и развода.

Новый коллектив для работника – это среда незнакомых ему людей с присущими им привычками, наклонностями и эмоциями, действующих по незнакомым работнику моделям поведения. Новый работник сталкивается с новой для себя корпоративной культурой, с незнакомыми правилами, условностями и табу. У работника неизбежно возникают сложности при освоении новой профессии (специальности) или нового рабочего места. Эффективность работника в такой ситуации падает, его КПД снижается. Естественным ходом работодателя и обязанностью его HR-службы становится работа по адаптации и ориентации нового работника

Сущность и виды трудовой адаптации персонала в организации

Адаптация (от латинского adaptio – приспособлять) – это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры новой компании.

Наиболее эффективной из всех способов адаптации является активная адаптация, которая представляет собой процесс приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования организационных, технических, социально-психологических средств.

Процесс адаптации традиционно принято разделять на четыре этапа.

1. Оценка уровня подготовленности нового работника. На этом этапе происходит определение непривычных для работника ситуаций и вариантов решения привычных для работника задач.

2. Ориентация. На этом этапе происходит практическое знакомство нового работника с его обязанностями и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны организации.

3. Действенная адаптация. На этом этапе новичок приспосабливается к своему новому положению и широко включается в межличностные отношения с коллегами.

4. Функционирование. На завершающем этапе адаптации работник преодолевает производственные и межличностные проблемы и переходит к стабильной работе.

Управление адаптацией персонала и оценка ее эффективности

На всех этапах адаптации возможно управленческое воздействие на ее ход. Контролируемый ход адаптации чаще всего приводит к прогрессивному результату, пущенная на самотек пассивная адаптация чревата регрессивным результатом.

Управление адаптацией – это процесс активного воздействия на факторы, определяющие ее развитие и позволяющие снизить неблагоприятные последствия. Основная задача управления адаптацией персонала состоит в устранении причин и снижении негативных моментов, неизбежно возникающих при приспособлении работника к условиям новой внешней и внутренней среды.

Технология эффективного управления процессом адаптации предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс адаптации, качественных и количественных показателей, позволяющих контролировать процесс адаптации нового работника. К основным задачам, которые должен решать подобный алгоритм, относятся: сокращение неблагоприятных последствий от деятельности неадаптированного работника; стабилизация коллектива, встревоженного приходом носителя чужеродной культуры; координация деятельности всех работников, задействованных в мероприятиях, способствующих адаптации нового работника.

Цель и область действия работы по управлению адаптацией

Приведенный алгоритм разработан с целью введения единой процедуры адаптации и введения в должность новых сотрудников во всех подразделениях компании. Процедура направлена на сокращение срока и улучшение качества введения в должность нового работника. В выполнении операций, указанных в настоящем алгоритме, участвуют:

  • HR-служба;
  • PR-отдел;
  • Центр обучения;
  • Руководители подразделений;
  • Отдел АСУ;
  • Сотрудники компании.

Программа адаптации и введения в должность рассчитана на 1 месяц со дня начала исполнения новым работником его должностных обязанностей.

Куратором нового сотрудника становится его непосредственный руководитель, либо сотрудник подразделения из числа наиболее опытных носителей корпоративной культуры.

В задачи куратора входит:

  • помощь в адаптации нового сотрудника (информирование, создание необходимых условий для работы, планирование и организация встреч и представлений, необходимых для скорейшего введения нового сотрудника в должность и его эффективной деятельности);
  • планирование развития (планирование необходимого обучения для нового сотрудника на период адаптации, включая самообучение и обучение на рабочем месте);
  • сопровождение работы нового сотрудника на период срока адаптации (консультационная помощь новому сотруднику при выполнении им плана работы и обучения).

Решение организационных вопросов при приеме нового сотрудника

На этом этапе адаптации происходит знакомство работника с производственными особенностями организации, с персоналом, с корпоративной культурой, правилами поведения, включение работника в коммуникативные сети.

В день поступления на работу HR-служба знакомит нового работника с правилами внутреннего трудового распорядка компании, правилами пожарной безопасности. Проводится инструктаж на рабочем месте: новый сотрудник знакомится с месторасположением, оснащение рабочего места, правилами хранения документов, правилами использования технических средств и их расположением (АТС, ПК, принтер, сканер, ксерокс). Куратор знакомит нового сотрудника со страницей компании в интрасети и электронной информационно-справочной системой, а также со справочной литературой общего пользования. Отдел АСУ регистрирует нового сотрудника как пользователя корпоративной сети, объясняет возможности ее использования (диски и хранящаяся на них информация, директории общего пользования и т.д.), дает вводную консультацию по пользованию конкретными программными продуктами.

Рисунок 1. Решение организационных вопросов при приеме нового сотрудника и его информирование:

Операции процессаОтветственный, срок выполненияМетоды
1.Отбор кандидата, планирование ротации сотрудниковHR-служба, руководитель подразделенияПроводится в соответствии с принятыми правилами.При планировании ротации определяются работники, ротация которых необходима или желательна, и оценивается соответствие квалификации, практического опыта работников описаниям должностей, на которые возможны перемещения.Встречу кандидата, организацию необходимых собеседований и сопровождение кандидата на них осуществляет сотрудник HR-службы
2.Принятие решения о найме нового работника, ротации сотрудникаРуководитель самостоятельного подразделенияРешение о найме нового работника либо ротации, принимается руководителем подразделения после прохождения процедур размещения заказа на подбор персонала, подбора кандидатов, отбора кандидата на занятие вакантной должности, проведенных в соответствии с принятыми в компании правилами, либо, в случае перемещения сотрудника, согласно плану ротации
3.Назначение куратора нового сотрудникаРуководитель подразделения, после принятия решения о найме нового сотрудникаКуратором нового сотрудника становится его непосредственный руководитель либо опытный сотрудник подразделения
4.Подготовка рабочего места нового работникаОтделы АХО и АСУ, в течение 3 рабочих дней после подачи заявкиВключает в себя подготовку рабочего места, оборудование его оргтехникой, регистрацию пользователя интрасети, включение работника в корпоративные справочники
5.Подготовка кандидата к приему, перемещениюРуководитель самостоятельного подразделения, HR-служба.после принятия решения о найме нового сотрудникаРуководитель подразделения производит ознакомление работника с должностной инструкцией под роспись.Отдел кадров знакомит работника с перечнем документов, необходимых для оформления на работу; HR-служба знакомит работника с Положением о персонале и Правилами внутреннего трудового распорядка.Отдел кадров контролирует правильность заполнения анкеты кандидатом, заполнение и подписание со стороны работника трудового договора
6.Оформление кандидата на работуОтдел кадровне позднее 5 рабочих дней после приёма документовПрием документов, проверка анкеты кандидата, оформление приказа о приеме на работу или перемещении и трудового договора в соответствии с принятыми правилами.HR-служба информирует кандидата о контактном лице и телефоне, по которому можно узнать о ходе согласования и оформления приказа о приеме на работу и трудового договора
7.Допуск к работе нового работникаHR-служба, кураторСрок устанавливается в соответствии с трудовым договором или приказом о перемещении на другую должностьЗапрещается допуск работника к работе ранее даты подписания трудового договора работодателем или уполномоченным им лицом, если иное не установлено трудовым договором.Сотрудник HR-службы, ответственный за найм персонала, встречает нового работника и сопровождает его к руководителю о подразделения. Руководитель подразделения знакомит нового сотрудника с куратором. Дальнейшие мероприятия по допуску нового работника к исполнению должностных обязанностей проводит куратор

Информирование нового сотрудника

На этом этапе ориентации происходит практическое знакомство работника со своими обязанностями и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны организации.

Непосредственный руководитель объясняет работнику его задачи и требования к его работе, информирует о системе оценки, применяемой к его работе, отвечает на вопросы и рассматривает пожелания нового работника.

Информационное пособие включает в себя информацию об основах корпоративной культуры компании (ценностные ориентации, традиции, нормы и правила поведения и т.д.). Пособие может быть исполнено в формате электронного учебника или видеофильма. Информационное пособие может быть предложено новым сотрудникам для индивидуального ознакомления, или представлено как групповая обучающая программа по корпоративной культуре.

Целью обучения предполагается принятие новых норм взаимоотношений новым сотрудником, транслирование ему корпоративных норм поведения, помощь в приспособлении к новому социуму. Программа обучения включает в себя социально-психологические аспекты адаптации (стресс-менеджмент, навыки управления временем, эффективные коммуникации, встречи с руководством). Обучение проводится в течение 2 рабочих недель со дня выхода нового сотрудника на работу.

Операции процессаОтветственный, срок выполненияМетоды
1Вручение сувенирной продукции и информационных материалов о Компании.HR-служба, PR-отделв день выхода на работуРаботнику вручается «Справочное руководство сотрудника Компании», комплект сувенирной продукции, «Памятка новичка» (приложение №1)Материалы разрабатываются HR-службой и PR-отделом
2.Вводное собеседованиеНепосредственный руководительВ течение первой недели после выхода на работуПроводится непосредственным руководителем нового работника, желательно в присутствии линейного руководителя. Проводится в свободной форме в рабочем порядке.
3.Информирование об истории компании, о ее целях, миссии, приоритетах развития, проблемах текущего моментаКураторв течение 5 рабочих дней после выхода нового сотрудника на работу.Куратор информирует сотрудника о видах деятельности компании, производимой продукции, оказываемых услугах, представляет необходимую информацию о руководстве компании и подразделений
4.Информирование о политике компании в отношении персонала, о нормах корпоративной культурыHR-служба, PR-отдел, центр обученияHR-служба, Центр обучения совместно с PR-отделом разрабатывает информационное пособие по корпоративной культуре для новых работников. Информационное пособие передается в кадровую службу, где дополняется в соответствии со спецификой подразделения
5.Общее ОбучениеHR-служба, PR-отдел, центр обученияВ течение 2 недель после выхода на работуЦентр обучения совместно с PR-отделом разрабатывает и организует общее обучение для новых работников

Организация введения в должность нового сотрудника

На этом этапе работник осваивается со своим новым статусом и включается в профессиональные и межличностные отношения в коллективе.

Нового работника представляют сотрудникам Компании путем публикации официального сообщения в корпоративной сети. В сообщении содержатся основные биографические данные о новом сотруднике, профессиональный путь и перечень вопросов, по которым с ним можно в дальнейшем контактировать.

Руководитель подразделения лично представляет нового работника персоналу своего подразделения и предоставляет слово ему для проведения самопрезентации.

В течение 1 рабочей недели куратор проводит обучение нового работника на его рабочем месте, проводит инструктаж по технологиям работы, информирует о текущих и перспективных планах подразделения, передает регламенты и основные документы по направлению деятельности нового сотрудника, информирует о системе документооборота и системе отчетности.

Куратор представляет нового работника партнерам и контрагентам по направлению его деятельности путем рассылки официальных сообщений от имени руководителя подразделения или руководителя компании, содержащих основную информацию о новом сотруднике и перечень вопросов, по которым в дальнейшем с ним можно контактировать.

В случае, когда новый работник занимает номенклатурную должность, куратор организует ряд встреч с руководителями подразделений, сотрудничество с которыми обусловлено профессиональной деятельностью нового сотрудника.

Рисунок 2. Организация введения в должность нового работника.

Операции процессаОтветственный, срок выполненияМетоды
1.Представление нового сотрудника коллективу КомпанииРуководитель подразделенияВ день выхода нового сотрудника на работуНового работника представляют коллективу компании путем публикации официального сообщения в корпоративной интрасети.
2.Представление нового сотрудника коллективу подразделенияРуководитель подразделенияв день выхода нового сотрудника на работуНового работника представляют коллективу подразделения на коротком брифинге
3.Обучение нового сотрудника на рабочем местеКураторв течение 5 рабочих дней после выхода нового сотрудника на работуКуратор проводит индивидуальное обучение нового работника
4.Знакомство с партнерами, контрагентами, ключевыми менеджерами по направлениям.Кураторв течение 5 рабочих дней.Нового работника представляют партнерам и контрагентам путем рассылки официальных сообщений, подписанных руководителем подразделения. Организуется ряд встреч с ключевыми менеджерами по направлениям.

Организация работы нового сотрудника в должности

На этом этапе происходит корректировка планов адаптации и оценка эффективности деятельности работника и его взаимоотношений в коллективе.

После окончания первой недели работы нового работника, руководитель подразделения обсуждает с новым сотрудником направления и основные задачи его профессиональной деятельности. По результатам беседы работник составляет план работы на 1 месяц. Куратор планирует необходимое обучение для работника (адаптационный курс, обучение на рабочем месте, самостоятельное обучение). Общий план работы и обучения согласовывается с руководителем подразделения (приложение №2).

Рисунок 3. Организация работы нового сотрудника в должности.

Операции процессаОтветственный, срок выполненияМетоды
1.Составление плана работы и обученияРуководитель подразделения, куратор2-я неделя работыРуководитель подразделения обсуждает с новым работником направления и основные задачи его работы. Работник составляет план работы на 1 месяц. Куратор планирует обучение нового работника. Общий план работы и обучения согласовывается с руководителем подразделения
2.Обратная связь по итогам выполнения плана работы и обученияРуководитель подразделения2-я неделя работыПосле окончания первого месяца работы новый работник отчитывается перед руководителем подразделения о проделанной работе и пройденном обучении. По итогам обсуждения работник разрабатывает план развития и обучения на оставшуюся часть испытательного срока и согласовывает его с руководителем

Оценка качества проведения введения в должность нового сотрудника.

На завершающем этапе аттестации происходит преодоление производственных и межличностных проблем работника, осуществляется его переход к стабильной работе.

Куратор заполняет карту контроля введения в должность нового работника (проставляет сроки, назначает ответственных, ставит отметки о выполнении каждого мероприятия), которую затем передает руководителю подразделения (приложение №3).. Копии документов передаются в кадровую службу для контроля за правильностью введения нового сотрудника в должность и его адаптацией, для ведения статистики

Рисунок 4. Оценка качества проведения введения в должность нового сотрудника.

Операции процессаОтветственный, срок выполненияМетоды
1.Оценка качества проведения введения в должность и адаптации нового сотрудникаHR-служба, куратор,по окончанию 1 месяца работы.Куратор заполняет карту контроля введения в должность и передает его руководителю подразделения. Копии документов передаются в HR-службу

Оценка результатов адаптации

Управление адаптацией предполагает знание, как субъективных характеристик работника, так и воздействующих на адаптацию факторов производственной среды. Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и самого человека. Чем сложнее новая окружающая среда, чем больше она отличается от привычной для работника среды, тем труднее проходит процесс адаптации.

Для оценки результатов психофизиологической стороны адаптации можно использовать сравнение производственных показателей работника (выработка, энергозатраты) и сравнение показателей здоровья человека при выполнении им типичных производственных операций с зафиксированными в начале процесса адаптации показателями. Для оценки результатов профессиональной стороны адаптации используют сравнение профессиональных показателей работника со средними показателями, сложившимися в коллективе, такими, как средний процент выполнения производственных планов, уровень брака производимой продукции и пр. Для выяснения результатов социально-психологической стороны адаптации нужно исследовать уровень удовлетворенности работника новой производственной средой, характер взаимоотношения с коллегами, удовлетворенность работника новым статусом и новыми возможностями. Сравнение полученных результатов с запланированными, позволит корректировать ход процесса адаптации работника.

Словарь менеджера по персоналу

Адаптация – процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры компании.

Введение в должность – совокупность процедур, проводимых с целью освоения новым работником его должностных обязанностей, сокращения периода адаптации в коллективе, помощи в установлении контактов.

Куратор – непосредственный руководитель нового сотрудника, в задачи которого входит сопровождение работы нового работника в период прохождения им адаптационного срока.

План работы и обучения – порядок производственных заданий и необходимого обучения для нового работника, составленный на определенный срок.

Должностные обязанности – совокупность действий работника, направленных на достижение целей системы управления и обязательных для выполнения.

Новый работник – работник, оформленный на работу в компанию извне, либо перемещенный из другого подразделения внутри компании с существенным изменением должностных обязанностей, функционального направления или географического региона деятельности.

Карта контроля введения в должность – форма проверки исполнения всех мероприятий по введению в должность нового работника, предусмотренных алгоритмом по введению в должность и адаптации новых сотрудников.

 

Приложение № 1
«Памятка новичка»

СОДЕРЖАНИЕ
1Офисный справочник
Адрес компании, карта, транспортные маршруты
Расположение служб и подразделений в офисе
Основные служебные помещения:
- столовая, буфет, кофе - автоматы
- камера хранения
- служба заказов билетов
- банкоматы
- места для курения
Порядок получения канцтоваров
Порядок заказа визитных карточек
Правила пользования служебным автотранспортом
2Внутренние процедуры компании
Оформление на работу: процедуры и список необходимых документов
Должностные инструкции
Рабочее время, время отдыха, корпоративные праздники
Место и время выдачи заработной платы, порядок оформления зарплатной банковской карты

Виды отпусков, порядок предоставления

Правила извещения о болезни и порядок обращения с листком временной нетрудоспособности
Порядок оформления командировок и авансовых отчетов
Правила и меры безопасности
3Доступ в здание, пропускной режим
Внос-вынос имущества в здание
Прием посетителей
Кадровая политика
4Оплата труда
Обучение и повышение квалификации
Система оценки
Возможности карьерного роста
Льготы и социальная поддержка
Коллективный договор
Поощрения и взыскания


Приложение № 2

ПЛАН РАБОТЫ И ОБУЧЕНИЯ

Ф.И.О. _________________________ Куратор ______________________

Должность______________________________

Подразделение _____________________________________________________

Дата составления

Проект, задание, обучениеПланируемый результатФактический

результат

Планируемый срокФактический срок
Комментарии куратора:

Ознакомлен (а) _____________________/ / __________________

Подпись работника расшифровка подписи Дата

 

Приложение № 3
Карта контроля введения в должность

Ф.И.О. сотрудникаДолжностьДата приема на работу
Мероприятия и информациясрокОтветственныйОтметка куратора о выполнении
1Мероприятия:
Назначение куратора
Оборудование рабочего места
Ознакомление с должностной инструкцией
Ознакомление с перечнем документов для оформления на работу
Ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка
Вручение корпоративных сувениров
Вручение «Справочного руководства сотрудника»
Вручение «Памятки новичка»
Вручение корпоративного информационного фильма
Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности
Инструктаж по работе в сети компании и использовании ИТ - ресурсов
Представление коллективу компании
Представление коллективу подразделения
Представление партнерам и контрагентам
Составление плана работы и обучения
Обучение (адаптационный курс)
2Информация
о задачах и требованиях к работе
о системе оценки, применяемой к работе
о технологиях работы
о текущих и перспективных планах подразделения
о регламентах и документах по направлению
о системе документооборота
о системе отчетности
о сайте компании
об электронной информационно-справочной системе компании
об общественных организациях Компании (совет молодых специалистов, совет мастеров и т.д.)
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.206 сек.
Яндекс.Метрика