28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 19:44:36
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Булат Латыпов: Выход из кризиса можно найти дома



Булат Латыпов
Источник: E-xecutive
добавлено: 15-02-2010
просмотров: 6700
Бездумное желание урезать расходы зачастую сильно бьет по бизнесу. В поисках компромисса между сохранением эффективности и тотальной экономией перепробовано множество методик сокращения затрат. А решение рядом – нужно изменить подход к организации труда и ввести удаленный режим работы. Почему же компании в России не используют этот прием?

Булат Латыпов: Выход из кризиса можно найти домаПора признать – мировой финансовый кризис и не думает замедлять свой разбег. Бизнес в полной мере ощутил на себе его железную пяту. Проблем с каждым днем становится все больше, а оптимистов – все меньше. По данным последнего мониторинга о состоянии дел в малом и среднем бизнесе, который проводила «Опора России», доля компаний, оценивающих свое положение как хорошее (20,5%), уступает числу тех, кто убежден, что дела идут плохо (29,6%). Месяц назад это соотношение выглядело так: 22,4% против 26,3%. Подобные изменения говорят о нарастании экономических трудностей для МСБ.

Список главных проблем бизнеса в кризисный период возглавляет падение спроса на продукцию – это отметили 49% респондентов. Далее идет дефицит финансовых ресурсов (46%), а на третьем месте – неплатежи покупателей (28%).

Выживают предприятия в кризис по-разному. Самой популярной мерой является сокращение издержек, не связанных с расходами на зарплату, – так считает 59% компаний. В тройке самых распространенных антикризисных мер фигурируют также привлечение заемных средств для поддержания бизнеса (25%) и изменение ассортимента (23%). А 14% компаний и вовсе собираются переориентировать свой бизнес. На непопулярные меры – сокращение зарплат и персонала – готовы пойти 18% и 12% компаний соответственно.

Статистика статистикой, на деле же борьба с кризисом оборачивается банальным перекидыванием проблем с больной головы на здоровую. И жертвами, в отличие от заявлений для опроса, оказываются как раз сотрудники компаний и клиенты. Первые сталкиваются с сокращениями и снижением затрат, а вторые – с ухудшившимся качеством продукции и высокими ценами. Виной тому служат очевидная неэффективность и недостаточность принятых мер. Те способы борьбы с возникшими экономическими проблемами предприятий, что упомянуты в опросе, используются на практике уже продолжительное время, меж тем какого-либо действенного способа сокращения расходов бизнес пока найти не может.

Не секрет, что бездумное и чересчур поспешное желание максимально урезать все возможные расходы нередко бьет по эффективности самого бизнеса, ставя его в крайне шаткое положение. Зачастую отсекаются те функции, без которых невозможно представить адекватное течение бизнес-процессов. В поисках компромисса между сохранением эффективности и тотальной экономией можно перепробовать множество различных методик сокращения затрат. А можно просто начать работать по-новому, радикально изменив подход к организации труда. Удаленный режим работы – вот решение заданной экономической задачи. На Западе подобный подход к организации рабочего процесса давно не диковинку, зарубежные компании практиковали его и до кризиса. Там он получил название телеработы. По данным последних исследований в США, количество удаленных сотрудников насчитывает более 45 миллионов. Каждый год эта цифра растет на 3-4 млн.

Удаленный доступ подразумевает и гибкий рабочий график. По данным специалистов компании Avaya и исследовательского центра DynamicMarkets, опросившим более 3500 представителей европейских компаний, гибкий рабочий график помогает работодателям сохранять имеющиеся места, делает людей более эффективными в труде. «Такой режим может способствовать улучшению ситуации на рынке труда», - полагают респонденты. Самый популярный ответ на вопрос о микроэкономическом эффекте гибкого рабочего графика – экономия на аренде. Действительно, главным мотивом перевода сотрудников как на гибкий график, так и на «удаленку» является снижение затрат на аренду офиса

Однако при переносе западной практики организации домашнего офиса на российскую почву возникают определенные сложности. За рубежом это распространенный формат работы для служащих. Его плюсы очевидны - он позволяет работодателю снизить затраты на аренду офиса, а сотруднику не тратить время и деньги на дорогу. В России же такой подход к работе неминуемо сталкивается с двумя проблемами – недоверием работодателей к подчиненным, которых они не смогут контролировать, и слабой мотивацией последних. Именно эти барьеры и не дают «удаленному режиму» обрести популярность в России.

В то время как экономическая выгода от перехода компании на «удаленку» видна невооруженным глазом. Стоимость аренды офисов класса «B» в Москве колеблется от $400 до $600 за кв.м. в год. Санитарный норматив площади на одного сотрудника – не менее 4 кв.м., хотя в действительности ее выделяется значительно больше. Таким образом, ежегодные арендные расходы предприятия на каждого сотрудника составляют около $2 000. И это только аренда офисных помещений.

Чтобы оборудовать рабочее место дома, потребуется примерно 15 000 рублей на человека. Это начальная стоимость домашнего офиса, не учитывающая уже имеющегося практически у каждого горожанина домашнего компьютера с доступом в интернет. Даже если рабочее место создавать с нуля (начальная сумма увеличится в два раза), то все это равно будет вдвое меньше, чем работодатель потратил бы на одну лишь аренду в пересчете на одного сотрудника.

Как уже отмечалось ранее, две основные проблемы, с которыми сталкиваются сторонники удаленного режима, – это отсутствие мотивации у удаленных сотрудников и желание руководителя контролировать буквально каждый шаг своих подчиненных. Приобретая в экономии, работодатель, как ему кажется, теряет в контроле.

Однако западные бизнесмены считают, что тот, кто не может руководить на расстоянии, вероятно не слишком хорош и как менеджер в офисе. К примеру, Гил Гордон, помогающий внедрять корпоративные программы удаленной работы с 1982 г., говорит: «Чтобы руководить настоящими специалистами, нужно работать мозгами, а не глазами». Действительно, возникает резонный вопрос – а хорош ли тот руководитель, чья власть ограничивается пределами прямой видимости?

Проблема низкой популярности удаленного режима работы в России кроется не только в особенностях менталитета. Да, иностранцы частенько заявляют о том, что для русских работа – это то место, куда ходят, а не то место, где работают. Да, из уст тех же иностранцев нередко можно услышать, что главная особенность работы по-российски – нацеленность на процесс как таковой, а не на конечный результат. Тем не менее, вряд ли только этим можно объяснить нынешнее недоверие работодателей к альтернативным формам организации рабочего процесса.

Секрет успеха телеработы в США и европейских странах заключается в наличии удобного инструментария. Возможно, в плане оснащенности мобильными устройствами, необходимыми для удаленной работы, жители обеих российских столиц не уступают своим зарубежным коллегам. Но программное обеспечение, которое позволяло бы синхронизировать работу всех сотрудников компании (удаленных и офисных) и давало бы возможность групповой работы над документами, здесь практически не используется. Западные компании не только оборудуют удаленные офисы для своих сотрудников, они также обеспечивают их софтом для групповой работы, так называемым groupware. И это, пожалуй, главный козырь приверженцев удаленного режима труда, с легкостью разбивающий скепсис всех недоброжелателей. Именно подобные системы групповой работы доказывают очевидное утверждение, что при умелой организации удаленная работа будет выгодна как работодателю, так и работнику.

Основное преимущество систем групповой работы – создание единого информационного пространства внутри компании. Все сотрудники работают через систему и общаются через нее. В результате становится намного проще и быстрее давать указания, а также контролировать их выполнение. При такой организации рабочего процесса уже не важно, дома сидит сотрудник или в офисе. Все в равной мере участвуют в бизнес-процессах.

Кроме того, подобные системы способны автоматически вести архив и быстро отыскивать требуемую информацию или документ. Создание отчетов также автоматизировано, что позволяет мгновенно узнавать, каковы производительность сотрудников и качество их работы. А это сглаживает все острые углы, связанные с проблемой контроля.

Групповая работа над документами, оперативный обмен данными, максимальная вовлеченность в общий рабочий процесс, возможность находиться в любой точке планеты и не терять связь с работой – теперь понятно, почему «российских» проблем нет на Западе. В странах просвещенного капитализма главным направлением развития технологий удаленной работы является создание для работника настолько комфортной среды, что работа дома неотличима от работы в офисе.

Однако и Россия теперь движется в общемировом фарватере. В связи с кризисом все большее количество компаний внедряет удаленный режим работы, рынок систем групповой работы активизировался.

Обозначенный выше тренд подтверждает глава компании MetaQuotes Software Corp. (разработчик систем управления предприятием) Ренат Фатхуллин: «Данные продаж демонстрируют заинтересованность со стороны клиентов в подобного рода программах. Их эффективность при удаленной работе очевидна. Они позволяют успешно работать как в офисе, так и дома, экономя, таким образом, время и деньги сотрудников. Сокращение затрат работодателя на аренду также является плюсом внедрения системы. Отмечу, что с началом кризиса число желающих приобрести систему значительно увеличилось. Клиенты аргументируют свою покупку соображениями экономической выгоды и ставкой на повышение эффективности предприятия».

По данным Gartner, за три года после внедрения концепции удаленной работы Sun Microsystemsсэкономила на аренде помещений $300 млн, а IBM (где подавляющее большинство сотрудников пользуются свободным графиком посещения) экономит до $500 млн ежегодно.

Уже через десять лет по оценкам все той же Gartner Group число удаленных служащих существенно увеличится. Их число в мире растет на 10-15% ежегодно. Лишь закрепившийся в обществе стереотип о непременном «хождении на работу» удерживает многие компании от перехода в режим телеработы.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика