25 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 01:13:19
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Служебный роман: прекрасно и опасно



Ольга Бедарева
Источник: E-xecutive
добавлено: 04-03-2010
просмотров: 7785
Служебный роман - противоречивый феномен корпоративной жизни. Искоренить это явление запретами и штрафами нельзя. При этом нередко внезапное счастье сотрудников мешает им работать эффективно и становится головной болью для руководства. О том, как в таких случаях прийти к всеобщей любви и взаимопониманию, – в нашем материале.

О том, стоит ли увлекаться своими сослуживцами и заводить служебные романы – дискутировать можно долго, но в данном материале речь пойдет не о плюсах и минусах любовных маневров на работе, а о том, как на эти эмоциональные «финты» реагировать начальству. В большинстве отечественных компаний на эту проблему смотрят сквозь пальцы – попытки каким-то образом регламентировать межличностные отношения персонала предпринимают единицы организаций, что, впрочем, не спасает ни их, ни более мелкие компании от последствий этих ситуаций.

Люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Однако применив эту аксиому к офисной среде нередко можно получить весьма взрывоопасную субстанцию, способную причинить вред как самим «носителям заряда», так и руководству их компаний. Избежать этого нереально. В конце концов, работа – это место, где многие люди проводят более трети жизни, поэтому неудивительно, что в один прекрасный день сослуживец покажется его соседке по столу немного симпатичнее, обаятельнее и привлекательнее, чем обычно. При этом степень возникшего «романтизма» нередко прямо пропорциональна силе головной боли, которую испытывает начальство, наблюдая за новоиспеченной парой.

И что, казалось бы, в этом плохого? Ну, нашли два одиночества друг друга в офисе, - чем не повод для благословения коллегами и начальством на долгую счастливую жизнь? Тем более, что оба взрослые люди и не нуждаются в советах окружающих. Однако именно в период сильной влюбленности и любовных переживаний люди словно теряют человеческий облик, перестают вести себя как взрослые и могут «выкидывать» совершенно неожиданные номера, которые в ряде случаев могут обернуться для компании неприятностями. Как известно, основная проблема заключается в том, что пары, нашедшие друг друга в офисе, начинают активно смешивать личную жизнь и профессиональные обязанности.

Не желая страдать из-за последствий любовного легкомыслия сотрудников, ряд компаний, среди которых есть и российские, выступают против служебных романов, некоторые даже вводят запрет на найм женатых пар.

Вот лишь некоторые из рисков, которые компании таким образом пытаются минимизировать:

  • Смогут ли влюбленные успешно разделять личную жизнь и профессиональные обязанности? Как отразится на работе их размолвка или развод – не начнут ли стороны параллельно с разделом имущества делить еще, например, и клиентов? Смогут ли они, будучи в ссоре, эффективно работать вместе? Не будут ли склонять коллег занять одну из сторон?
  • Еще одна проблема – вопрос о фаворитизме. В случае, если стрела Купидона поразила руководителя и подчиненного, будет ли более высокопоставленная половина объективной при делегировании обязанностей и распределении нагрузки? Будет ли подопечный иметь такие же полномочия и равное влияние на своего босса, как и другие работники? Будут ли преобладать решения, сделанные на основе персональных отношений, или же победят личные заслуги и идеи? Придет ли более высокостатусный партнер на выручку подчиненной половине, если у той возникнут проблемы с написанием отчета или действиями в экстренной ситуации?
  • Еще один весьма чувствительный и для компании и для пары момент касается вопроса о разглашении коммерческий тайны и другой информации секретного характера. У влюбленных, как известно, нет секретов друг от друга. И компании это выгодно меньше всего.
  • Важен и еще один нюанс. Считают ли другие работники, что из-за наличия особых отношений пара автоматически получает статус «неприкасаемой» и поэтому не может стать объектом жалобы или критики? Если это действительно так, то многие вопросы, нуждающиеся в проработке, будут умалчиваться и оставаться без должного внимания, что чревато не только неэффективной работой, но и появлением в коллективе дискомфорта.

Так что чем выше градус чувств влюбленных – тем сильнее могут быть их ошибки. По мнению экспертов, в случае, если специфика деятельности компании требует соблюдения определенных правил, то они должны быть частью кодекса корпоративной культуры. Благодаря им компания может предотвратить путаницу в отношениях между коллегами и проблемы, связанные, в том числе, с фаворитизмом. Решения ввести запрет на отношения внутри коллектива особенно даются руководителям нелегко и в настоящее время к ним прибегают не так часто, как еще несколько лет назад. Тем более, что, как показывает практика, они не всегда эффективны, и даже, бывает, выступают в качестве дополнительного стимула к более близкому знакомству (вспомните «Американскую трагедию» Теодора Драйзера), ведь запретный плод, как известно, всегда сладок. Возможно, по этой причине, а также из-за постоянных судебных атак со стороны сотрудников (в первую очередь, конечно, западных компаний), руководители стали более лояльны в этом отношении – свое видение этой проблемы пересмотрели в IBM, Corning, Xerox, Wal-Mart.

При этом небольшие компании в этих случаях оказываются в более трудном положении, нежели крупные корпорации. Замаскировать отношения в последних гораздо проще, особенно если пара работает в разных департаментах, а вот в небольших организациях служебные романы нередко превращается в настоящее шоу, за развитием событий которого с интересом следит весь коллектив. Поэтому одной из главных проблем при возникновении нового романа на рабочем месте является неуместное проявление чувств и, как следствие, исчезновение рабочей атмосферы.

Определить, какой именно должна быть политика компаний в этом отношении, нелегко. При подготовке такого кодекса следует помнить о следующих моментах:

  • · Необходимо сразу определить границы дозволенного – какие отношения в компании будут считаться приемлемыми, а какие – нет.
  • · Необходимо четко определить, какие действия будут ожидать тех, кто нарушит правила – перевод в другой отдел, понижение в должности, увольнение и прочие.
  • · Западные компании уделяют особое внимание защите своих сотрудников от сексуальных домогательств. Так, сотрудникам дается понять о нетерпимости компаний в отношении сексуальных домогательств, до них доносится информация о последствиях такого поведения – нередко в договор вносится соответствующий пункт. В ряде западных компаний для профилактики служебных романов и сексуального преследования проводятся специальные тренинги.
  • · При этом большое значение уделяется конфиденциальности информации личного характера о сотрудниках. Она не должна приноситься в жертву.

По мере интенсивного роста компании отслеживать подобные ситуации и работать «на опережение» руководитель не в состоянии. В российских компаниях этим никто специально не занимается, а, может быть, стоит?

Например, американцы не склонны пускать такие дела на самотек, поэтому в таких случаях руководители нередко работают в тесном контакте с HR-департаментом – это помогает предвидеть проблему заранее и создавать средства правовой защиты. А ряд американских компании вообще установил запрет на отношения между руководителями и их прямыми подчиненными.

Однако не смотря ни на какие запреты и правила отношения между работниками неизбежно возникнут. И будут развиваться. Поэтому знать о возможных осложнениях любовной лихорадки необходимо. Отсюда несколько основных приемов взаимодействия руководителя с теми, кто уже запутался в «сахарно-сиропной паутине»:

  • · Лучшая позиция для руководителя – наблюдать не вмешиваясь. Устанавливать правила, против таких пар, «по факту», бессмысленно. Это не будет иметь эффекта.
  • · Касаться этой темы следует только в случае, если роман отрицательно влияет на работу влюбленных и мешает работать другим сотрудникам.
  • · Будет лучше, если пара сама введет вас в курс дела относительно их отношений.
  • · Следует помнить, что роман между равностатусными сотрудниками и отношения между руководителем и подчиненным будут иметь разные последствия.
  • · Особого внимания заслуживает ситуация, когда роман вспыхнул между руководителем и подчиненным. Ряд экспертов считает, что во избежание проблем на рабочем месте и недовольства коллектива о таких ситуациях следует докладывать вышестоящему руководству.
  • · В таких случаях спрашивать стоит не с «провинившегося» подчиненного, а руководителя.
  • · Служебные романы, даже если они имеют счастливый финал, нередко заканчиваются увольнением пары или одного из партнеров – выдержать пристальное внимание коллег и руководства к личной жизни сможет далеко не каждый.

Наталья Климова, психолог:

На Западе, так же как и у нас, служебные романы не приветствуются. Уж слишком активно окружающие это обсуждают. Такие ситуации плохо сказываются на обстановке в коллективе и на людях, которые в него вовлечены. Я знаю случаи, когда из-за служебного романа люди были вынуждены покинуть компанию и продолжить отношения за ее пределами. Окружающие так или иначе дают понять влюбленным, что за ними наблюдают. Кроме того, в этой ситуации смешиваются два понятия – личная жизнь и работа, на коллектив это влияет плохо, а это не приемлемо.

Если у компании нет соответствующего внутреннего кодекса, то руководитель будет руководствоваться только морально-этическими нормами. Как правило, если роман не вредит работе, то начальство не вмешивается.

Есть ли смысл запрещать такие отношения? В трудовом договоре такой запрет прописать нельзя. Определенные ограничения можно обозначить в кодексе организации и дать ознакомиться персоналу или соискателям. Если опыт работы с такими проблемными ситуациями у компании уже есть, то руководитель акцентирует на этом внимание. А уволить на основании того, что у человека на работе роман, нельзя. Нужны другие причины.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика