Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Ненапрасные словаИсточник: Психология и бизнес онлайн добавлено: 04-03-2010
просмотров: 5445 Посплетничать и обсудить что-нибудь эдакое любит любой коллектив, в большей или меньшей степени «промыв костей» сослуживцам в курилке – каждодневная слабость и радость каждого участника размеренной и монотонной офисной жизни. Однако не слишком ли недооценен этот инструмент коммуникации? Может ли бесконечная любовь коллектива обсуждать «за глаза» быть чем-то большим, нежели просто болтовней у кулера – выгодной и полезной? Согласно исследованиям ученых университета Индианы, подробности которого они изложили в одной из своих последних работ, сплетни – мощное оружие, способное одним людям обеспечить сильные позиции в политике и бизнесе, а других этих позиций лишить. Любовь болтать лишнее – далеко не современное изобретение. Его появление восходит к доисторическим временам, оно существует столько же, сколько и само человечество. Тогда люди жили небольшими группами и нередко определенные социальные бонусы, в том числе привлечение партнера, обретение социального статуса, достигались, прежде всего, за счет обладания информацией о соседе или враге. А информация об отдельных категориях (например, о верности жены) означала выживаемость рода в прямом смысле слова. Один из древнеегипетских иероглифов, появившийся в 1550 году до н.э., рассказывает о повсеместном распространении сплетен и способах борьбы с ними. В этом мастерстве преуспели и римляне. Как отмечает писатель Гейл Коллинз в своей книге In Scorpion Tongues: The Irresistible History of Gossip in American Politics, в свое время Марк Антоний распространил слух, что император Август вступил на престол благодаря близким связям с Юлием Цезарем. Хотя сплетни, конечно, имеют плохую репутацию, исследователи не считают, что этому явлению нужно стабильно пририсовывать знак минус. Разговоры в курилке - это своеобразная кузница связей, которая повышает доверие между людьми и создает негласные социальные нормы. По мнению профессора психологии колледжа Нокс города Гейлзбурга Фрэнка Макэндрю, слетничество нельзя считать исключительно отрицательным явлением. По его словам, умение эффективно и качественно сплетничать – это социальный навык, одни владеют им в совершенстве, другие не обладают совсем. По словам Макэндрю, в далекие доисторические времена те, кто не умел качественно чесать языком в конечном счете был вычеркнут эволюцией из списка наследников человечества. Так что все мы потомки людей, которые умели сплетничать профессионально. Это качество передалось и нам. Что касается офисной жизни, то здесь, по словам Макэндрю, сплетни способны выступать в роли создателя локальных «группировок». Если кто-то делится с сотрудником свежеподжареной информацией, то автоматически выдает ему пропуск в круг избранных. А если кто-то не в курсе последней интрижки коллеги по отделу, в то время как все только это и обсуждают, то волей-неволей будет чувствовать себя отверженным. Еще одна важная функция этого явления в офисной жизни – при правильном использовании и соответствующем настрое руководства оно позволит держать всех сотрудников «в узде». Например, зная, что очередное опоздание может грозить шквалом сплетен, сотрудник, скорее всего, предпочтет не опаздывать. Люди интересуются сплетнями вне зависимости от того, хорошие они или плохие, говорит Тимоти Хэллет, доцент кафедры социологии университета Индианы, однако все зависит от того, под каким углом рассматривать это явление. Если вы – объект обсуждения, то это ощущается как негативное явление. Но коридорная болтовня может отдушиной для уставших от монотонной работы сотрудников и ценным оружием для их руководства. Если вы не лидер в коллективе, считает Донна Эдер, соавтор работы Strategies of Adult Gossip, то у вас нет необходимой власти для того, чтобы выразить себя. Так что в определенном аспекте сплетни – это оружие угнетенных. Эксперт утверждает, что сплетни не является ни хорошим, ни плохим явлением, а сочетают в себе оба этих качества. При этом главного сплетника, все, кажется, недолюбливают и не желают его славу себе, однако вряд ли кто-то откажется от того, чтобы послушать историю про одного из своих знакомых, говорит Макэндрю. А уж про то, чтобы удержать такую историю в секрете не может быть и речи. Вам это когда-нибудь удавалось? Точку зрения Макэндрю поддерживают не все эксперты. Так Бет Вейсенбергер из коучинговой компании The Handel Group, считает, что сплетни на работе – это последнее, чем следует заниматься. «Наша философия заключается в том, что правда очень привлекательна, так что не думаю, что изменю свою точку зрения и буду считать, что сплетни на работе продуктивны», - уверяет эксперт. Например, болтовня о грядущем сокращении штата не служит никакой цели, она непродуктивна и способствует только наращиванию страха. По словам Вейсенбергег, таких ситуациях коучи учат руководителей быть прямолинейными и сразу оповещать сотрудников о грядущих переменах, а не порождать коридорные разговоры. Ведь стрессовые ситуации только усиливают власть и силу слухов. Исследование, проведенное в 2008 году Society for Human Resource Management, выявило, что в свете рецессии слухи и разговоры о сокращениях или увольнениях в компаниях выросли на 54%. Решение этой проблемы заключается в первую очередь в улучшении корпоративной коммуникации. Чем лучше сотрудники осведомлены о положении дел, тем меньше они теряются в догадках. Вне зависимости от того, являетесь ли вы несчастным объектом сплетен или же источником таких новостей, психологи отмечают, что ситуацию можно держать под контролем и придавать вектору слухов нужное направление. В частности, интересен тот факт, что пущенная свежая волна сплетен обратима. Негативные комментарии можно гасить положительными, а еще лучше – сменить тему разговора. Если жертва сплетен решила сама разобраться с чересчур болтливыми сослуживцами, то в приватном разговоре лучше уточнить, что если они сплетничают действительно о ней, то почему. Как еще можно схватить сплетников за язык, а также обратить сплетни себе на пользу?
Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|