30 марта 2024 г. Суббота | Время МСК: 00:35:44
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Сколько заплатили российские клиенты за аудиторский бренд "Большая четверка" в 2009 году



Виталий Авдеев, аудитор, руководитель проекта Audit-it.ru
Источник: Audit-it.ru
добавлено: 14-07-2010
просмотров: 8792
"Большая четверка" аудиторских фирм (PricewaterhouseCoopers, Deloitte & Touche, Ernst & Young и KPMG) из года в год держит лидирующие позиции не только на мировом рынке, но и в России. Каждая из этих компаний получает совокупную выручку более 20 млрд. долларов США.

На российском рынке "большой четверке" принадлежит 35,2%, а непосредственно по выручке от аудита – 27,2% (здесь и далее приведены цифры по данным Минфина за 2009 год). При этом в "большой четверке" работает только 2% российских аудиторов.

Несмотря на то, что всего лишь 1,3% от всех прошедших аудит организаций являются клиентами фирм "большой четверки", с каждого из них компании получили в среднем в 14,5 раза больше доходов, чем средняя московская аудиторская фирма, и в 28 раз больше, чем среднестатистическая региональная аудиторская фирма.

Клиенты "большой четверки" – крупнейшие российские организации. Позволить себе "аудит с именем" могут только действительно солидные и состоятельные клиенты – работа "большого" аудитора обходится в 17,5 раз дороже "обычного" московского аудитора. Правда, можно сделать поправку на ассистентов аудитора, юристов, консультантов и другой "обслуживающий" аудит персонал, доля которого в штате крупных фирм больше (86% против 50%). В этом случае, каждый сотрудник "большой четверки" обошелся клиенту в 5,6 раза дороже сотрудника московской фирмы и в 9,6 раза дороже сотрудника региональной аудиторской фирмы.

Сколько российские организации заплатили непосредственно за работу специалистов "большой четверки", а сколько за имидж? Давайте посчитаем. Учитывая, что доход на одного "большого" сотрудника в 5,6 раза выше, чем на одного сотрудника среднестатистической московской фирмы (чья выработка составляет лишь 17,8% от выработки первого), получаем премию за бренд, которую российские фирмы заплатили в прошлом году – 14237 млн. руб.

Допущение о том, в "большой четверке" работают более квалифицированные кадры или лучше налажена система труда, чем в прочих столичных фирмах в данном расчете можно не учитывать, так как оно нивелируется двумя другими факторами. Во-первых, большим числом "обслуживающего персонала", снизившего выручку на одного сотрудника "большой четверки". Во-вторых – большим вкладом в статистику по Москве авторитетных отечественных аудиторских фирм (на 46 крупнейших аудиторских фирм, помимо "большой четверки", приходится почти четверть всех доходов).

Клиент, выбравший в качестве аудитора представителя мировой элиты, выкладывает за громкое имя примерно 2,5 млн.руб. и только полмиллиона за фактическую работу. Однако не стоит считать наценку за бренд манной небесной аудиторов-гигантов. Имидж – не только десятилетиями создававшийся, но и требующий затрат на поддержание актив. А это тоже немалая статья расходов.

Основые показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации за 2009 г.

Департамент регулирования государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ

1. Распределение аудиторских организаций по России в 2009 г. (в %)

Россия-всего Москва Санкт-Петербург Другие регионы
100,0 36,4 8,7 54,9

2. «Возраст» аудиторских организаций в 2009 г.

Количество лет ведения аудиторской деятельности Удельный вес аудиторских организаций в общем количестве, %
Менее года 2,7
1-2 года

11,1

3-4 года 9,6
5  и более лет 76,6

3. Персонал аудиторских организаций в 2009 г. (в %)

  Россия-всего Москва Санкт-Петербург Другие регионы
Распределение аудиторов по России 100,0 41,6 9,1 49,3
Доля аудиторов в общем количестве сотрудников аудиторских организаций 47,6 41,0 51,2 54,2

4. Динамика доходов аудиторских организаций за 2006-2009 гг. (млн. руб.)

  За 2006г. За 2007г. За 2008г. За 2009г.
Доходы-всего 34 392,5 41 731,3 50 076,5 49 218,6

5. Доходы аудиторских организаций за 2009 г. (в %)

  Москва Санкт-Петербург Другие регионы
Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год 43,0 45,1 60,2
Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год 57,0 54,9 39,8

6. Место на рынке первых 50 аудиторских организаций по величине доходов за год (в %)

  4 аудиторские организации с наибольшим доходом Остальные 46 аудиторских организаций
Доля доходов в совокупных доходах всех аудиторских организаций 35,2 23,3
Доля доходов от проведения аудита в совокупных доходах от проведения аудита всех аудиторских организаций 27,2 23,2
Доля аудиторов в общем количестве аудиторов, работающих во всех аудиторских организациях 2,0 6,4
Доля клиентов, отчетность которых проаудирована, в общем количестве таких клиентов всех аудиторских организаций 1,3 8,9

7. Показатели средней аудиторской организации в 2009 г.

  Аудиторская организация среди 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом (медиана) Средняя аудиторская организация в Москве (исключая 4 аудиторские организации с наибольшим доходом) Средняя аудиторская организация в других регионах (включая Санкт-Петербург)
Количество лет ведения аудиторской деятельности 17,0 8,1 8,8
Количество сотрудников, человек 1 110,5 13,1 10,1
Количество аудиторов, человек 156,0 6,4 5,4
Количество клиентов, единиц 291,0 18,8 20,0
Доходы-всего, млн.руб. 4 284,8 11,7 4,7
Доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента, тыс.руб. 3 107,6 214,9 111,6
Доходы в расчете на одного сотрудника, тыс.руб. 3 242,3 577,9 338,2
Доходы от проведения аудита в расчете на одного аудитора, тыс.руб. 9 050,5 518,2 371,9

8. Количество клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована в 2009 г.

Россия-всего Москва Санкт-Петербург Другие регионы
90 366 32 275 8 099 49 992

9. Аудиторские заключения, выданные в 2009 г. (обязательный аудит)

Виды выданных аудиторских заключений Удельный вес в общем количестве выданных аудиторских заключений, %
Выдано аудиторских заключений всех видов 100
в том числе:  
с выражением безоговорочно-положительного мнения 56,0
с выражением мнения с оговоркой 42,8
с выражением отрицательного мнения 0,8
с отказом от выражения мнения 0,4

10. Основания проведения обязательного аудита в 2009 г.

Основание проведения обязательного аудита (в соответствии со ст.7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности") Удельный вес в общем количестве проведенных обязательных аудитов, %
Обязательный аудит - всего 100
в том числе:  
открытым акционерным обществам 21,1
кредитным организациям 1,6
 страховым организациям и обществам взаимного страхования 0,8
биржам и инвестиционным фондам 1,8
унитарным предприятиям 5,4
организациям, финансовые показатели которых выше минимальных значений 55,0
в других случаях, предусмотренных законами 14,3
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.116 сек.
Яндекс.Метрика