29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 00:17:49
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Министерский процент



Николай Вардуль
Источник: Журнал "Профиль"
добавлено: 13-08-2010
просмотров: 4505
Чиновники хотят "рулить" деньгами, направляемыми на инновации.

Как известно, теперь наше все - это инновации. Надежда на новый рывок по старой формуле "обогнать, не догоняя", впервые выдвинутой первым русским "западником", Петром Чаадаевым. Но чтобы материализовать эту надежду, нужны деньги. Вот и поговорим об этом подробнее. 7 июля на форуме в Твери министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев пообещал сохранить на прежнем уровне госфинансирование программы "Информационное общество", в которую войдут "Электронная Россия", ФЦП внедрения цифрового телевидения, программа развития технопарков и другие проекты (предполагаемый объем затрат в 2011-2020 годах до 400 млрд рублей). Между тем бюджет самого министерства на поддержку НИОКР резко сокращается. Как одно увязывается с другим?

ФОНД С КАРМАНОМ

К финансированию НИОКР (а это старое обозначение инноваций) у правительства два подхода. Первый представляет министр образования и науки Андрей Фурсенко: "Бюджетное финансирование должно сдвигаться в пользу лидеров". Мысль понятна - мало назваться НИИ, чтобы рассчитывать на госденьги, надо своей кредитной историей доказать, что деньги не уйдут в песок или в чей-то карман. Она полностью соответствует линии Минфина на программно-целевое расходование бюджетных денег.

У Игоря Щеголева подход более креативный. Расходы его министерства на поддержку НИОКР резко сокращаются - с 250 млн рублей в 2009 году до 90 млн в 2010-м. Но Щеголев нашел форму компенсации. Министр, как сообщает "Прайм ТАСС", предлагает "передовикам", в данном случае - крупнейшим операторам связи, отчислять 1,5% выручки в фонд поддержки НИОКР.

Идея довольно экстравагантная. Ведь введение нового налога (а чем же являются обязательные отчисления в некий госфонд, как не фактическим налогом?) не прерогатива министра. Пока никто ни в правительстве, ни в Думе на инициативу министра не отреагировал, и тем не менее щеголевский план весьма любопытен тем, что раскрывает изнаночную сторону инноваций.

Итак, за счет взносов коммерческих структур предлагается при министерстве сколотить некий фонд, управлять которым будут чиновники. О каком фонде речь? Ведь в подчинении у Минкомсвязи уже есть фонд - ОАО "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникаци-онных технологий" ("Росинфокоминвест"). Он был создан в 2007 году для привлечения инвестиций в самые перспективные IT-проекты, но до сих пор о его деятельности мало что известно. Первоначально предполагалось, что "Росинфокоминвест" будет функцио-нировать по принципу частно-госу-дарственного партнерства, и к 2010 году государство выйдет из состава его акционеров. Но Игорь Щеголев в 2010 году настоял на том, чтобы фонд полностью финансировался государством и был передан в управление его министерства. Скорее всего, именно этот фонд и должны будут пополнять связисты. Деньги аккумулировались бы немалые, есть подсчеты, согласно которым только за первый квартал 2010 года по схеме Щеголева "ВымпелКом", МТС и "МегаФон" должны были бы вместе раскошелиться более чем на полмиллиарда рублей. Это вам не жалкие 90 млн рублей, которыми в этом году располагает Минкомсвязи для поддержки НИОКР.

ЛЮБИТЕЛИ ТРАТИТЬ

А вот дальше следуют вопросы и варианты. Если фонд берется финансировать инновации за рамками "большой тройки" (со своими собственными инновациями компании разберутся лучше министерства), то почему тяготы должна нести сотовики? Рациональный ответ только один: потому что фонд существует при Минкомсвязи. Но тогда Минкомсвязи под флагом частно-государственного партнерства обзаводится собственным отраслевым аналогом Российской венчурной компании, что вряд ли рационально - по тому же пути могут отправиться, скажем, и Минпромторг с Минэнерго, что точно приведет к распылению средств и увеличению чиновничьей управляющей прослойки в таком важном и одновременно деликатном деле, как финансирование инноваций. Вектор поддержки инноваций на политическом уровне выбран, как известно, совсем иной, но, как выясняется, есть ответственные чиновники, уверенные в том, что на пульсе инноваций, пусть отраслевых, обязательно должна быть именно их рука. Хотя если уж исходить из того, что средств на НИОКР (и не только в области связи) катастрофически не хватает, и при этом мыслить по-государственному, то почему не поставить вопрос об обложении налогом на поддержку инноваций сырьевых от-раслей, так было бы логичнее, если задача ставится о переводе экономического развития с модели сырьевой экономики на инновационную модель? Ответ: Минкомсвязи печется о собственном авторитете, оно хочет стать министерством модернизации, столь дорогой президенту. Однако из такого подхода следует, что модернизация - проблема отраслевая, что совершен-но неверно.

Но оставим модернизацию и вернемся к фонду, он интересен и сам по себе. Главное - чем больше фонд, которым распоряжается не заработавший его чиновник, тем выше шанс "нецелевого использования средств", а если называть вещи своими именами, его коррупциогенность. Это правило, подтверждавшееся в России десятки раз.

В случае с инновациями искушение многократно усиливается. Это венчурный бизнес, что отражено в законодательстве. Проректор Российской правовой академии при Минюсте Виктор Астанин подчеркивает, что в ГК РФ содержится норма, возлагающая риск "случайной невозможности исполнения договора на НИОКР" на заказчика. Так что не приходится удивляться замечанию вице-премьера Сергея Иванова: государство несет огромные затраты на научные исследования, но до сих пор "непонятно, какой вклад они вносят в развитие экономики страны".

Весьма показательна прошлогодняя проверка Счетной палатой Федерального агентства по науке и инновациям. Выяснилось, например, что в 2007-2008 годах агентство потратило свыше 169 млн рублей, предназначенных на НИОКР, на выплаты за некие информационные и консалтинговые услуги, судьба еще 200 млн рублей так и не была до конца прояснена. Итог скандальный, но по-своему закономерный. Агентство, которое должно было стать одним из ледоколов, расчищающих путь инновациям, было в марте 2010 года с позором ликвидировано. Закономерность же в том, что инновации в руках чиновников гораздо чаще приводят к коммерциализации и присвоению бюджетных денег, чем к обновлению и модернизации производства.

Коррупция в сфере финансирования инноваций

Министр Игорь Щеголев предлагает крупнейшим операторам связи отчислять 1,5% выручки в фонд поддержки НИОКР. Есть подсчеты, согласно которым только за первый квартал 2010 года по этой схеме "ВымпелКом", МТС и "МегаФон" должны были бы раскошелиться более чем на пол-миллиарда рублей. Но чем больше фонд, которым распоряжается не заработавший его чиновник, тем выше его коррупциогенность.

1,5% своей выручки МОГЛИ БЫ ОТЧИСЛЯТЬ В ФОНД ПОДДЕРЖКИ НИОКР КРУПНЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ ОПЕРАТОРЫ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.209 сек.
Яндекс.Метрика