29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 02:31:30
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Декларация ответственности



Валерия Миронова
Источник: Журнал "Новости торговли"
добавлено: 26-08-2010
просмотров: 12663
Замена обязательной сертификации ряда товаров декларацией соответствия, введенная с этого года, возложила на поставщиков всю ответственность за качество продукта. Розничные сети, в свою очередь, стимулируют тщательную работу над качеством, диктуя поставщикам свои условия.

Постановление Правительства РФ, отменяющее обязательную сертификацию на ряд товаров, в том числе, на все продовольственные товары, вступило в силу с февраля этого года. Вся вновь ввозимая и производимая продукция подлежит только декларированию соответствия, оформляемому поставщиком самостоятельно. «С отменой обязательной сертификации производитель или импортер продукции предоставляет лишь декларацию на товар, тем самым возлагая на себя ответственность за безопасность продуктов», — поясняет заместитель руководителя ГУП «Московское качество» Игорь Назаров.

Как прогнозируют эксперты, нововведение увеличит поток некачественного товара, так как в России пока не сложилась культура производства. Опасаются последствий и производители, считая, что с отменой обязательной сертификации возрастет недоверие контролирующих органов и потребителей.

Под личным контролем

До принятия постановления производитель должен был иметь либо сертификат соответствия, либо декларацию о соответствии. «Основное отличие этих документов — ответственность, — говорит руководитель направления орехи-сухофрукты «Московская Ореховая Компания» Михаил Якимов. — Если у предприятия есть сертификат на продукцию, то ответственность за ее качество несет и производитель, и орган, выдавший сертификат. Если предприятие работает с декларацией, то всю ответственность оно берет на себя, но при этом орган, выдавший декларацию, продолжает контролировать производителя. Список продуктов, по которым можно работать с декларацией, а не с сертификатом, существенно расширился, но это не означает отмены контроля за качеством продуктов питания со стороны контролирующих органов. Просто вместо одного документа можно получить другой, более дешевый. Например, с орехами и сухофруктами работать по декларации, а не по сертификату, можно было с конца 1990-х».

Тем не менее, упразднение сертификации, по словам Игоря Назарова, обеспокоило многих экспертов возможными последствиями. «По опыту внедрения закона о техническом регулировании могу предположить, что нововведение увеличит количество некачественного товара, так как бизнес всегда стремится снизить издержки за счет качества», — говорит Игорь Назаров.

Ряд экспертов заявляют, что не верят декларированию производителей, так как много раз были свидетелями нарушений санитарных и прочих условий производства. «Если в Европе или США предпосылки к саморегуляции рынка создавались десятилетиями, то в России пока не сложилась достаточная культура производства, — считает исполнительный директор «Сибирской Аграрной Группы» Руслан Гурьев. — Ответственные или безответственные производители придут на российский рынок в нынешних условиях, никто предсказать не может».

Кроме того, считают эксперты, для успешного внедрения нового порядка нужно изменить систему штрафов за некачественные товары. «Пока штрафы за обман смешные, и любой продавец легко откупится и возложит откуп на потребителей», — говорит Игорь Назаров.

Опасаются последствий и сами производители, считая, что с отменой обязательной сертификации возрастет недоверие со стороны контролирующих органов и потребителей. «Мы боимся вала необоснованных претензий, — говорит Михаил Якимов. — И это связано с тем, что потребители, которые будут предъявлять необоснованные претензии, не разбираясь в системе сертификации и декларирования, станут думать, что с отменой сертификатов компании стали более уязвимы, что производителя, не получающего сертификат, никто не контролирует систематически, и если проверки выборочные, значит, производитель должен их бояться. Соответственно, можно попытаться на этом нажиться, выставив обвинения в плохом качестве продукта. Но нас проверяли как при получении сертификата, так проверяют и при получении декларации».

Издержки сертификации

В то же время, участники рынка отмечают, что существующая система, когда сертификат можно попросту купить, изжила себя. По оценке заместителя директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Сергея Мигина, на обязательную сертификацию пищевых продуктов в 2004 году было потрачено 6,6 млрд руб., а в 2009 году, по данным ряда экспертов, эта цифра могла составить более 12 млрд руб.

«Отмена обязательной сертификации связана с реализацией административной реформы, стартовавшей еще в 2003 году по инициативе Президента РФ, одна из основных целей которой — ограничение вмешательства государства в деятельность бизнеса, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования», — говорит руководитель отдела сертификации продукции компании «СЖС Восток Лимитед» (Группа SGS) Владимир Овчаров.

Почти все участники и аналитики рынка признают, что большинство сертификационных центров работали, в основном, фиктивно, не имея необходимого лабораторного оборудования и специалистов. Наличие обязательного сертификата не давало гарантии качества. «Резкого увеличения количества некачественных продуктов питания, скорее всего, не произойдет: их уже было немало и в условиях обязательной сертификации, по причинам недобросовестного подхода производителя к процессу сертификации (подготовка отдельных образцов), коммерческих целей органов по сертификации, недостаточного уровня экспертов по сертификации и недостаточного оснащения лабораторий», — считает руководитель департамента качества сети «Ашан» Наталья Замышляева.

Как рассказала заведующая лабораторией минеральных вод ВНИИ ПБ и ВП Елена Севостьянова, при желании производители могли обмануть сертификационные органы — привезти на экспертизу отдельные образцы или специально изготовленную партию продуктов, полностью соответствующих заявленным стандартам, а в массовом производстве использовать другие ингредиенты, более дешевые и менее качественные.

«Известны случаи, как массовых подделок обязательных сертификатов соответствия, так и выпуска сертификатов недобросовестными органами по сертификации на не соответствующую стандартам продукцию, — говорит Владимир Овчаров. — Не думаю, что отмена обязательной сертификации существенно повлияет на увеличение фальсифицированной продукции на рынке».

С отменой обязательной сертификации по сути ничего не изменилось, отмечает руководитель отдела PR-проектов X5 Retail Group N.V. Светлана Витковская: «Как сертификат соответствия не гарантировал, так и декларация о соответствии не гарантирует качества выпускаемой предприятием пищевой продукции. В целом, постановление дает больше самостоятельности поставщикам и рассчитано на порядочность производителей».

Одной из причин отмены сертификации стало взяточничество в контролирующих органах. Как утверждают специалисты, известны случаи, когда производители договаривались с проверяющими организациями на коммерческой основе, и на любом рынке можно найти поддельные сертификаты на ряд продукции.

Еще один повод для отмены — подведение российского производства под европейские стандарты: для вступления в ВТО необходимо сократить количество товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Санкции или саморегуляция?

Неверно полагать, что отныне к производителю не будут предъявляться никакие требования по подтверждению безопасности его продукции. Как пояснил Михаил Якимов, производитель обязан проводить испытания продукции в аккредитованных лабораториях, проходить процедуру получения санитарно-эпидемиологических заключений, регистрировать оформленную самостоятельно декларацию соответствия в аккредитованном органе по сертификации. «В настоящее время в России действует многоступенчатая система контроля качества сырья, поставляемого для дальнейшего производства полуфабрикатов. Жесткие меры предпринимаются как со стороны органов Россельхознадзора, так и со стороны Роспотребнадзора», — говорит вице-президент компании «Продукты Питания» Дамир Имамович.

С отменой обязательной сертификации российское правительство намерено жестко следить за качеством поставляемых в розницу товаров. Ожидается, что штрафные санкции за производство некачественных товаров будут увеличены в 10 раз, и составят от 5 до 500 тыс. руб.

Далеко не все предприятия могут гарантировать безопасность и качество своей продукции. Как утверждает директор региональной организации по сертификации и тестированию «Ростест» Алексей Медников, лишь 10-15% пищевых производств имеют техническую и кадровую возможность подтверждать безопасность своей продукции. «Производителям и импортерам лучше подстраховать себя добровольной сертификацией, а предприятиям розничной торговли целесообразно ориентироваться на продукцию, которая прошла добровольную сертификацию», — говорит Игорь Назаров.

В настоящее время, помимо системы добровольной сертификации в системе ГОСТ Р (Госстандарт России ГОСТ Р ИСО9001—2008 соответствует международному стандарту ISO 9001:2008), есть и другие системы, официально зарегистрированные в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Например, система добровольной сертификации ГУП города Москвы «Московское Качество», которая, кроме подтверждения показателей безопасности качества, установленных ГОСТами, проверяет и показатели, например, натуральности продукции, отсутствия ГМО, антибиотиков.

Специалисты ГУП «Московское Качество» отмечают, что только за счет ужесточения контроля со стороны государства проблему качества продукции не решить. Важно повышение личной ответственности производителя, в частности, за счет применения добровольной сертификации. Проблему может решить создание единой саморегулируемой организации, вход в которую будет возможен только при подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов и национальных стандартов. В этом случае производители небезопасной и некачественной продукции будут вынуждены уйти с потребительского рынка.

Сети стимулируют к качеству

Заслоном от некачественного товара могут стать розничные сети, диктующие свои условия поставщикам. Ретейлеры борются за покупателей, за репутацию и вынуждены принимать решения относительно недобросовестных производителей. «Хотелось бы надеяться, что торговые сети будут оказывать предпочтение поставщикам, сертифицированным в добровольном порядке, как это принято во всем цивилизованном мире, — говорит Владимир Овчаров. — Сертификаты BRC, IFS или FSSC 22000 по законодательству не являются обязательными, тем не менее, дают доступ в такие сети, как Wal-Mart, Tesco, Metro, Ahold, Carrefour. Более того, обладая такими сертификатами, производитель получает преимущественное право стать поставщиком McDonald’s, Coca-Cola, Kraft, Danone и других глобальных компаний, заботящихся о своей репутации в области обеспечения качества».

В России, по словам Натальи Замышляевой, подход ретейлеров к контролю качества продукции поставщиков зависит от политики розничной сети. «Рынок сбыта, и в первую очередь, крупные сети, — пока единственный рычаг воздействия на производителя, — говорит Наталья Замышляева. — И чем больше рынок насыщен предложением со стороны производителей, тем выше критерий отбора. Требования к поставщикам ослабевают при отсутствии конкуренции среди производителей, например в регионах».

По словам Натальи Замышляевой, в обязанности департамента качества сети «Ашан» входит контроль качества продукции, поставляемой партнерами, организация аудита производства поставщиков, анализ продуктов питания и товаров непродовольственной группы, осуществляемый непосредственно с полок магазинов. Действует программа «Гарантия свежести», согласно которой продукты питания изымаются из продажи до окончания срока реализации. Например, если срок реализации охлажденной птицы, согласно законодательным нормам, составляет семь дней, товар снимается с реализации за два дня до указанной на упаковке даты срока годности.

В компании «Лента» проверка товаров осуществляется на стадии ввода в ассортиментную матрицу. Специалистами по сертификации отдела качества проверяется наличие разрешающих документов на каждую единицу товара, полной и достоверной информации на потребительской упаковке в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов, а также качество продукции. При необходимости, проводится экспертиза самого продукта в аккредитованных испытательных лабораториях. «Результатом такого жесткого контроля является уверенность в том, что в гипермаркеты сети не поступит продукция без документов, подтверждающих ее соответствие», — говорит ведущий специалист по сертификации компании «Лента» Лариса Ивличева.

Отделом по сертификации «Лента» обязательно проверяются продукты питания, товары детского ассортимента (одежда, обувь, игрушки), товары бытовой химии и парфюмерно-косметические изделия. Товары секции мультимедиа проходят контроль на распределительном центре компании, где также работают инспекторы по качеству. Два раза в месяц инспекторы проверяют качество товаров непосредственно в гипермаркетах сети (срок годности, характеристики, товарный вид, условия хранения). Каждая секция оценивается по балльной системе. Если инспектор выявляет нарушения, товар снимается с продажи и возвращается поставщику. Особое внимание уделяется собственному производству, продукция которого должна удовлетворять пятидесяти критериям, причем каждый цех инспектируется и оценивается отдельно. «Важно понимать, что отмена обязательной сертификации не влечет за собой появления на прилавках опасной для здоровья продукции, — говорит Лариса Ивличева. — Качество товаров не должно снизиться, поскольку изготовитель сам заинтересован в конкурентоспособности своей продукции».

Самостоятельно контролирует качество товаров в сетях холдинг X5 Retail Group. Используются современные методы контроля, подключаются профильные научно-исследовательские центры и аккредитованные лаборатории, куда регулярно направляются образцы всех видов пищевой продукции. «Под особый контроль попадает вся пищевая продукция животного происхождения, которая и до вступления в силу Постановления Правительства №982 не имела стабильного уровня качества, выявлялась и браковалась еще при получении от поставщиков на наших распределительных центрах, — рассказывает Светлана Витковская. — В 2009 году только в одном Центральном филиале компании не допущено в сеть 46 млн 9 тыс. 907 кг пищевой продукции, несоответствующей требованиям нормативно-технической документации, в соответствии с которой она произведена, включая скрытые дефекты и производственный брак. И это при том, что в 2009 году практически все пищевые продукты подлежали обязательной сертификации. Поэтому служба качества тщательно проверяет продукцию поставщиков. Компания проводит испытания продукции и аудиты предприятий производителей, тем самым отчасти выполняя функции органов контроля и надзора и оценивая возможности предприятия гарантировать качество выпускаемой продукции».

Как признают сами производители, сети стимулируют тщательную работу над качеством. «Крупный ретейл очень строго относится к качеству поставляемой продукции и внимательно следит за отзывами потребителей, — говорит Михаил Якимов. — Если даже все документы в порядке, а потребители постоянно жалуются на продукт, то сеть просто выведет продукцию из матрицы и компания лишится рынка сбыта. Сети следят за имиджем, и регулярная поставка продукта низкого качества может закончиться блокировкой позиции».

На языке сертификационных знаков

Пока остается неясным, отразится ли отмена обязательной сертификации на отношении покупателей к товару, и различает ли потребитель сертифицированную и не сертифицированную продукцию на полке. Участники рынка указывают на недостаточную информированность потребителя. «К сожалению, российскому обывателю не хватает базовых знаний о том, что означает та или иная маркировка, в нашей стране вопросам массового просвещения в области качества уделяется недостаточное внимание, — отмечает Владимир Овчаров. — В Европе же, судя по результатам социологических опросов, узнаваемость сертификационных знаков довольно высока. Как потребитель, я однозначно отдаю предпочтение сертифицированному товару, причем сертифицированному в добросовестном органе по сертификации, и жаль, что в российском знаке обращения сейчас отсутствует аббревиатура органа по сертификации».

Для многих потребителей, отмечает Наталья Замышляева, наличие или отсутствие знаков о сертификации, а тем более, о виде сертификации (не каждый потребитель знает, что означают и чем отличаются знаки РСТ, РСТ с номером или «РСТ Добровольная сертификация»), не играет ключевой роли при выборе товара. Как считает эксперт, основными критериями и мотиваторами при выборе товара по-прежнему остаются цена, опыт предыдущей покупки, наличие ГОСТа, желание попробовать новинку.

«Потребителя, к сожалению, напугали отменой сертификации и ничего не объяснили, — говорит Михаил Якимов. — Покупатель должен знать, что если у продукции есть сертификат, на пачке должен быть значок РСТ и номер органа, выдавшего сертификат. Если у продукции есть декларация, то на пачке стоит только значок РСТ. Потребитель имеет право требовать либо сертификат, либо декларацию на продукцию и удостоверение о качестве и безопасности. Эти документы обязаны иметь все торговые точки». Как отмечает Михаил Якимов, покупатель, к сожалению, до сих пор путает товар, который не оправдал вкусовых надежд, с некачественным. Дешевая колбаса, даже изготовленная по техническим условиям, имеющая все необходимые документы и правдивую информацию на упаковке, может не понравится потребителю как менее вкусная. Но в таком случае сеть блокировать позицию не будет — в ее портфеле могут быть представлены дешевые и менее вкусные товары, товары среднего и высокого ценовых сегментов.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.110 сек.
Яндекс.Метрика