29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 11:55:54
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Повседневные известия из Древнего мира



Валерий Ярхо
Источник: Вокруг Света
добавлено: 14-09-2010
просмотров: 6291
Среди прочего наследия, доставшегося европейской цивилизации от римлян, были и средства массовой информации

Чтобы быть в курсе

Римский форум — площадь в центре Вечного города — был средоточием общественной жизни древних латинян. Здесь располагались основные государственные учреждения, в частности Сенат. На его стeнах «Acta diurna» («Акта диурна» — римская прото-газета) появлялись в первую очередь. Фото (Creative Commons license): Robert Lowe

Первые достоверные сведения о подобиях современных газет в античном Риме сообщает историк Светоний (Gaius Suetonius Tranquillus, между 75 и 160). В «Жизни двенадцати цезарей» он упоминает «Acta diurna populi Romani» («Повседневные дела римского народа») — рукописные новостные листки, ставшие обыкновением для жителей Вечного города с легкой руки Юлия Цезаря (Gaius Iulius Caesar, 100–44 до н.э.) в 59 году до н. э. В первую очередь «Дела» публиковали различные правительственные сообщения: указы Сената, донесения наместников провинций, сведения о прибывших иностранных посольствах и т. п.

До эпохи «Acta diurna» новости в империи передавались устно или в письмах. Классическим примером подобного обмена информацией служит переписка Марка Туллия Цицерона (Marcus Tullius Cicerо, 106–43 до н.э.) с его другом Целием Руфом (Marcus Caelius Rufus, ок. 88–48 до н.э). В 51 году до н. э. Цицерон получил должность наместника Киликии — одной из малоазийских провинций Рима — и был вынужден уехать из столицы империи, дабы исполнить свой гражданский долг. Однако, не желая оставаться в отдаленных землях без верных и свежих сведений о том, каковы дела в сердце империи, Цицерон условился со своим другом Руфом о том, что тот станет его информировать обо всех важных событиях. Римские боги свидетели — Целий Руф старался как мог! Он исправно отправлял в Малую Азию сведения о решениях Сената, тщательно записанные речи эдилов римского магистрата и краткие изложения разговоров на столичном форуме. В столь хлопотном деле Руфу помогал некий грек, который собирал информацию о гладиаторских боях, репертуаре театров и громких судебных процессах.

Новости с городских стен

Ликтор, консул и актуарий. Даже в императорский период многие государственные должности в Риме оставались выборными, и избирательные кампании были одним из главных развлечений римских граждан

В поисках интересных сведений Руф и его помощник регулярно обходили те улицы Рима, где на стенах домов пестрели альбумы (от латинского albus, -a, -um — «белый») — места для частных объявлений-граффити. Большей частью это были коммерческие предложения и реклама, вроде таких:

Продается молодой раб. Прекрасно слышит и видит, в пище воздержан и неприхотлив, честен и поведения покорного.

Полиния, дочь Лентула, сдает в аренду таверну со всей утварью. Кому требуется, пусть придет в дом Лентула и спросит там старшего раба.

Место под альбум мог предоставлять любой римский гражданин, дом которого имел стены, но, правда, с санкции муниципалитета. Получив же таковую, счастливый обладатель «рекламной площади» должен был только делать положенные взносы в городскую казну да «стричь купоны», устанавливая плату за каждое граффити, в зависимости от его актуальности.

Назначенную под альбум стену, выходящую на улицу или площадь, тщательно покрывали белой известью, потом разделяли на равные прямоугольники, в каждый из которых можно было вписать углем или краской любой текст, какой требовался. Стоимость места для надписи указывалась тут же, на стене: угольные граффити стоили меньше, чем выполненные яркой краской. На бойких местах плата за надписи, естественно, была выше. С держателем альбума рекламодатели заранее оговаривали срок, в течение которого их объявление было бы доступно для внимания публики.

Потом стена снова забеливалась, расчерчивалась и предоставлялась в распоряжение всем, кто хотел донести свою информацию до глаз римских граждан. Наносить граффити где попало, не разрешалось, о чем, словно в насмешку над здравым смыслом, оповещали специальные надписи, начертанные по приказанию городских властей:

Запрещается наносить надписи здесь. Горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему ни в чем удачи.

Роды на публике

Вторым источником информации для Целия Руфа были уже упомянутые нами «Acta diurna». Их вывешивали на стенах зданий, в которых помещались государственные службы. Сбором сведений для «Дел» и их изданием занимались специальные чиновники — далекие предшественники репортеров и редакторов. В Риме они звались нотариями и актуариями. Их покровительницей считалась Осса — богиня молвы и вестница Зевса.

В «Делах» непременно сообщалось о самых ярких и актуальных речах, произнесенных в Сенате, а также о судебных разбирательствах. В неофициальных рубриках этой протогазеты публиковались описания разных путешествий, составленные со слов тех, кто прибыл в Рим издалека. Так же большим успехом пользовались известия о театральной жизни, выставках, травлях зверей и гладиаторских боях.

Осса — покровительница сплетников и античных «работников печати». Об очень древнем происхождении этой богини (до расселения индоевропейцев) свидетельствует родство ее имени с санскритским vak — «язык», трансформированного греками в Осса. Фото (Creative Commons license): Allie_Caulfield

Помимо общих новостей «Acta diurna» предоставляли информацию о смертях и рождении детей в семьях горожан. Этот раздел был чрезвычайно важен для римской бедноты. Согласно закону Юлия и Папия Поппея (начало I века), за каждое прибавление малообеспеченным семьям полагалось порядочное государственное вознаграждение. Однако таковое выдавалось только в том случае, если о факте рождения «пролетарского» дитяти было официально заявлено в «Acta diurna».

Не брезговали они и хроникой происшествий, которая давалась сплошным текстом:

В четвертый день перед апрельскими календами консул Ливиний исполнял свои административные обязанности. В гавань Остию прибыли корабли из африканских колоний. Предводитель разбойников Денисифон, пойманный легатом Лукуллом, по приговору суда был сегодня казнен распятием на кресте. Днем, вскоре после полудня разразилась буря, были молния и гром, и одна из молний ударила в дуб, росший на вершине Велия, расщепив его. А в нижней части улицы, рядом с храмом Януса, в таверне произошла драка, в которой хозяин медведя в шлеме был тяжко изувечен. Народный смотритель рынка Титаний оштрафовал мясников, продававших не освидетельствованное мясо. На деньги штрафа будет воздвигнута капелла при храме богини Теллус. Меняла Авзидий, торгующий в лавке под вывеской «Кимврский щит», сбежал из Рима, унеся с собой значительные суммы денег. Его преследовали и поймали. Деньги, унесенные им, оказались при нем. Претор Фонтей обязал Авзидия немедленно вернуть деньги верителям.

Вскоре после «Повседневных дел» появились и первые «селебрити» — часто упоминаемые персонажи. Например, во времена императора Октавиана Августа (Gaius Iulius Caesar Octavianus, 63 до н.э. – 14 н.э) в Риме бушевала распря между разными кланами любителей театрального искусства. Тогда властителями дум поклонников Мельпомены были два постановщика представлений — Пиллад и Бафил Александрийский. Они «опростили» классическую пантомиму, что очень понравилось публике, валом валившей на их легкие и веселые представления. Но вскоре этот творческий тандем распался из-за расхождений во взглядах на искусство.

Разрыв между былыми товарищами прошел весьма болезненно, со скандалом и распрей во время дележа общего театрального имущества. Не оставшиеся равнодушными зрители тоже раскололись на два лагеря — «пилладистов» и «бафилитов». Приверженцы этих двух школ вели себя в театре в точности как нынешние футбольные фанаты, и между враждующими группировками возникали настоящие побоища, отраженные хроникерами «Acta diurna», не раз отмечавшими, что дело доходило до крови.

Голоса погибших городов

Театральные маски. Мозаика виллы Адриана в Тиволи (Tivoli, II век). В античном мире театральные сообщества выполняли гораздо более широкие социальные функции, чем в наше время. Это были настоящие клубы или даже иногда «секты», члены которых должны были придерживаться строго определенных взглядов не только на искусство, но и на мир в целом

К стенам, на которых вывешивались «Повседневные дела», неизменно сходились любители свежих новостей, чтобы почитать, обменяться мнением, прокомментировать и дополнить написанное «сведениями из надежных источников». Рядом находили свой заработок частные переписчики, которые по просьбе желающих копировали «Acta diurna» (полностью или выборочно, по желанию заказчика). Так постепенно сложился целый промысел, приносивший порядочные доходы. Некоторые римские семьи даже специально обучали смышленых рабов грамоте, каллиграфии и скорописи, дабы те потом приносили своим хозяевам доход в звонкой монете.

Популярность списков с римских «Acta diurna» была невероятно велика — они тысячами расходились во все концы громадной империи, опоясывавшей Средиземное море. Позже, подражая столице, в провинциях стали заводить свои «Acta diurna», содержание которых пользовалось ничуть не меньшей популярностью. И так же, как в столице, целые когорты переписчиков располагались у стен с новостями, предлагая свои услуги всем желающим и перенося на папирус или пергамент фрагменты текстов.

Впрочем, провинция провинции была рознь — одно дело Эфес или Филиппы и совсем другое — Помпеи и Геркуланум: модные и очень дорогие римские «курорты», города удовольствий и развлечений. Оба этих римских полиса, погибшие в ночь с 24 на 25 августа 79 года во время извержения вулкана Везувий, оказались, по сути, законсервированными под слоем пепла. Благодаря этому до нас дошли многие прекрасно сохранившиеся археологические артефакты, дающие информацию о самых различных сторонах жизни древних римлян. Так, удалось точно установить, что катастрофа настигла Помпеи в разгар предвыборной кампании на муниципальные и судебные должности. Определили это именно по граффити помпейских альбумов. Многие из них призывали граждан отдать свои голоса в пользу тех или иных кандидатов. Надо сказать, что под альбумы в Помпеях была отведена целая улица. По распоряжению властей, дабы облегчить поиск нужных граффити, альбумы разделили на три секции: одни стены были заняты известиями о театральных и цирковых представлениях, другие отводились под рекламу разных коммерческих услуг, а третьи — отдали политикам.

Фреска из помпейского лупанария. Лупанариями в Древнем Риме звались публичные дома (от латинского lupa — «волчица», так называли проституток). Дома терпимости были очень популярны среди римлян. Так, в Помпеях обнаружили более 30 помещений, использовавшихся для проституции, и даже один двухэтажный лупанарий с десятью комнатами. Фото (Creative Commons license): Stephen Butterworth

За шесть дней до апрельских ид и накануне в помпейском цирке будут сражаться двадцать пар гладиаторов. Так же в эти дни будет представлена охота по всем правилам. В дни представлений над ареной и трибунами будет натянут навес, — сообщала одна из цирковых реклам.

Прохожий! Пройди до двенадцатой башни. Там Скрипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи, — коварной сиреной манил к себе душевный кабатчик, подкрепляя этот призыв стишками, смысл которых сводился к тому, что в его заведении сможет промочить горло даже тот, кто имеет всего только один асс, за пару ассов посетитель получит хорошую выпивку, а за четыре — может потребовать чашу лучшего фалернского вина.

Рыбаки! Выбирайте эдилом Попидия Руфа!

Прошу чтобы вы сделали эдилом Модеста! — пестрел лозунгами политический раздел. Там же один из претендентов утверждал:

Я буду честно заботиться о городской казне.

Помпейские дамы, лишенные, как и в остальной империи, права голоса, но не оставшиеся в стороне от азарта предвыборной лихорадки — некие Статия и Петрония — считавшие, что лучшим избранником будет некий Казелий, в настенной надписи свое мнение формулировали так:

Может ли когда-нибудь отыскаться гражданин, ещё более достойный должности эдила, нежели Казелий! Он будет отличным эдилом: даст великолепные праздники.

В политической активности помпейским матронам не уступали и девицы из домов терпимости, которых в городе было немало. Правда, свои имена они скрывали, но зато их прозвища были известны всем, и на стене одного из «веселых домов» осталась надпись: «Маленькое сердечко предпочитает Клавдия». Такие бесплатные рекламы на «собственных» стенах были щедрым пожертвованием в пользу кандидата. А вот один из самых дорогих альбумов принадлежал популярному кондитеру и булочнику Генелию Инфанцию. Посетителей в его лавке всегда было хоть отбавляй, соответственно, граффити на ее стенах попадались на глаза очень многим, а потому и цена рекламного места у Инфанция была весьма кусачей.

Перерыв в двенадцать веков

«Relation aller Fürnemmen und gedenckwürdigen Historien» («Собрание всех важных и памятных новостей») — одна из первых многостраничных газет современного типа, издаваемая с 1605 года в Страсбуре Иоганном Каролусом (Johann Carolus, 1575–1634). Фото: University library of Heidelberg

Но прошло несколько веков, и Римская империя впала в состояние перманентного кризиса — состояние, когда средства массовой информации раздражают власть предержащую, как быка — красная тряпка. Последние сведения о существовании рукописных листов с известиями и объявлениями относятся ко временам правления императора Проба (Marcus Aurelius Probus, 232–282). А после перенесения столицы империи в Византий (395) исчезли и альбумы. Вновь настало время устных новостей и сплетен.

Для их сбора в каждом богатом городском семействе держали специального слугу — ловкого паренька с хорошей памятью и наблюдательностью, умеющего к тому же занимательно рассказывать. Этот слуга должен был с утра пораньше идти в город, прежде всего на рыночную площадь, где собиралось много всякого люда, и каждый был не прочь почесать языком. Собиратели новостей чутко прислушивались к болтовне лакеев, дворецких, кухарок и прачек, служивших в богатых домах. О том, что творится в окрестностях, такие посыльные узнавали от крестьян, привозивших в город сельские товары. А о том, чем живут далекие земли, — от приезжих купцов и их приказчиков.

Бумажные средства массовой информации в Европе вновь появились только во второй половине XV века: к этому времени был освоен способ производства дешевой бумаги и печатный пресс, позволяющий быстро делать много копий. Но должно было пройти еще полтора века, чтобы они стали похожими на привычные нам.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика