28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 22:17:30
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Замминистра Александр Сафонов в интервью РИА Новости: "Социальная напряженность в коллективе играет против самого работодателя"



добавлено: 15-02-2011
просмотров: 5209
Бизнесмен, который заботится о своих работниках, вправе рассчитывать не только на качественный, эффективный труд и значительную экономию ресурсов, но и на общественное признание. О том, какие предприятия в России могут считаться социально ответственными, почему оклад может быть меньше МРОТ, а также об изменениях в Трудовом кодексе, которые ожидают россиян в 2011 году, рассказал корреспонденту РИА Новости Татьяне Виноградовой заместитель министра здравоохранения и социального развития России Александр Сафонов.

- Когда человечество всерьез задумалось о социальной ответственности бизнеса?

- Возникновение понятия "социальная ответственность бизнеса" связано с реформой Отто фон Бисмарка в конце 19 века, которая впервые обратила внимание на то, что государство при утилитарной эксплуатации рабочей силы создает социальную напряженность. В это же время появилась работа, бестселлер экономики "Капитал" Карла Маркса, которая отразила последствия антисоциального отношения бизнеса в очень емкой формулировке: поскольку пролетариату нечего терять, кроме своих цепей, ему ничего не остается кроме как брать власть в свои руки силовым путем. 

Социальная напряженность в коллективе играет против самого работодателя, потому что коллектив не может нормально работать, начинаются забастовки, рвутся производственные связи, бизнес несет убытки в связи с тем, что он не в состоянии выполнить заказы. В итоге бизнес не достигает экономического результата, то есть не получает прибыль.

- Но ведь до сих пор встречаются в обществе такие работодатели, которые считают, социальную ответственность бизнеса мифом. Они полагают, что работник, как самостоятельная экономическая единица, сам вправе решать, работать ему на предприятии в заданных условиях или уволиться, если ему что-то не нравится.

- Тот, кто говорит, что бизнес не может нести социальную ответственность по отношению к работнику, исповедует устаревшую модель бизнес-поведения, которая нигде в мире не проповедуется. К примеру, на Западе, одним из условий прохождения IPO, то есть размещения ценных бумаг на рынке, является раскрытие социальной информации о ведении бизнеса. Необходимо сообщить всем лицам, заинтересованным в покупке акций, что в организации нет социального конфликта, то есть в один момент коллектив не снимется, не перейдет к конкуренту.

- Каковы основы социально ответственного поведения в бизнесе?

- Суть социальной ответственности бизнеса заключается в очень простой концепции. Бизнес, преследуя свой главный экономический мотив – прибыль, должен понимать, что есть трудовой ресурс и этот ресурс стоит определенные деньги. И качество этого ресурса в значительной степени зависит от отношения к нему. Если работодатель хочет поддерживать у себя квалифицированный персонал, который будет работать длительный период времени, он должен осуществлять ряд действий, связанных с обеспечением здоровья работающего человека, создания для него психологически комфортных условий нахождения на рабочем месте, и естественно поддержания его уровня жизни в таком размере, чтобы он был заинтересован работать. 

- Что может послужить стимулом для работодателя к тому, чтобы вести социально ответственный "образ жизни"?

- Это собственная мотивация работодателя, что он без нормальной социальной политики не будет иметь качественной рабочей силы. Это закономерно, как для крупных предприятий, так и для малых. Возьмем, к примеру, магазин. Конечно, работодатель может использовать не социально ответственную модель. Но тогда товар в магазине будет по какой-то причине исчезать, портиться, слабо продаваться.

Существует также принудительная социальная ответственность. Когда мы заставляем работодателя выполнять те гарантии, которые существуют в действующем трудовом законодательстве. Работодатель обязан платить зарплату не менее двух раз в месяц, предоставлять 28 дней отпуска, обеспечивать безопасность труда.  Если работодатель не выполняет эти гарантии, он будет подвергаться наказанию со стороны госорганов.

- Какое преимущество дает работодателю применение на практике необязательных соцгарантий, которые не прописаны в Трудовом кодексе (ТК) РФ?

- Это более высокая конкурентная способность по привлечению квалифицированного персонала, предотвращение социальных конфликтов, успешное продвижение продукции. Предприниматель не может успешно продвигать свои услуги или продукцию, если общество воспринимает его как агрессора. 

Любому работнику абсолютно все равно, сколько будет собрано моделей машин. Для него самое главное – выполнение неких оплачиваемых операций. Для бизнеса важны не оплачиваемые операции, а качественная машина, которая пошла на продажу и не имеет рекламаций. За счет социального партнерства между компанией и работником развиваются дополнительные трудовые функции и компетенции, когда человек начинает неформально относиться к качеству производимой продукции. То есть он смотрит за пределы своих трудовых обязанностей. На этом происходит огромная экономия корпорации.  

- Насколько в целом идея социальной ответственности популярна в российском бизнес-сообществе?

- Правительство проводит конкурс "Организация высокой социальной ответственности". Награждение победителей по семи номинациям за 2010 год пройдет 28 января.

Оргкомитет внес изменения в порядок проведения этого конкурса и опустил первый этап на уровни субъектов РФ. В предыдущие годы конкурс опирался на прямые обращения в Минэкономразвития РФ, а региональный уровень оставался в стороне. Эта технология плоха тем, что, как правило, номинантами оказывались одни и те же организации, зачастую банки.

Когда конкурс переключили на уровень регионов, поступили предложения по номинантам от 60-ти регионов. Всего получено 296 заявок. Это достаточно хорошие показатели. Причем, в ходе отбора комиссия проверяла четкое соблюдение действующего законодательства, за любые нарушения кандидат снимался с гонки.

Организации – победители конкурса этого года – в посткризисный год смогли не только сохранить существующий персонал, но и активно создавали новые рабочие места, предоставляли достойную заработную плату, весомые социальные пакеты, занимались планированием карьеры и развитием профессиональных компетенций сотрудников, обеспечивали безопасные условия труда, успешно решали и другие социальные вопросы.

- Приведите, пожалуйста, примеры успешного социального партнерства работодателя и сотрудников.

- Например, первое место в номинации "За развитие рынка труда" завоевала Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект", средняя заработная плата в которой превышает размер средней заработной платы в регионе по тому же виду деятельности более чем в 7 раз. При этом социальный пакет включает страхование здоровья, оплату аренды жилья, обучения (в том числе повышения квалификации), путевок на санаторно-курортное лечение, оказание материальной помощи и ряд других гарантий. В число призеров вошел и Мурманский морской торговый порт, который делает все возможное по обеспечению благоприятных условий труда на Крайнем Севере – это профилактика заболеваний, санаторно-курортное лечение, материальная помощь, оздоровительный отдых детей работников порта и другое.

- В 2011 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был увеличен впервые за два года. Почему МРОТ индексируется не ежегодно, как, например, зарплата в зависимости от инфляции?

- С 2004 года в России реализовывалась концепция быстрого повышения МРОТ. Сначала было повышение до 800 рублей, потом до 1,1 тысячи рублей, до 2,2 тысячи рублей.  Самое значительное повышение МРОТ в два раза произошло в 2009 году. 

Индексация зарплат в разных отраслях идет своими темпами. МРОТ – это нижняя планка, после повышения которой автоматически индексируется вся шкала зарплат в экономике. При индексации МРОТ бизнес несет очень высокие издержки. Ответом на возросший фонд оплаты труда растут и социальные выплаты во внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования.

Планировалось, что в 2010 году МРОТ тоже будет меняться, но вмешался кризис. Просчитывая возможную индексацию МРОТ, Правительство РФ прорабатывало ситуацию с напряженностью на рынке труда, полагая, что увеличение МРОТ в условиях кризиса может подтолкнуть предпринимателей к оптимизации производства за счет сокращения сотрудников. Сейчас очевидно, что серьезный вклад на рост безработицы изменение МРОТ не оказывает. Экономика это пережила. Более того, произошла легализация зарплат и социальных выплат.

На 2011 год МРОТ был увеличен в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции на 6,5% и составил 4, 611 тысячи рублей. В будущем правительство планирует довести размер МРОТ до размера прожиточного минимума...

РИА Новости

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика