19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 06:04:23
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Международные рынки капитала. Готовимся к IPO



добавлено: 30-06-2011
просмотров: 15183
Постепенно начинают затихать пессимистичные разговоры об экономике и жалобы на убыточность бизнеса по причине глобального финансового кризиса 2008–2010 гг. На этом фоне вместе с подъемом экономических настроений в головы некоторых руководителей, финансистов и аналитиков возвращается предкризисная эйфория триумфального выхода компаний на публичные рынки капитала.

И ведь действительно, оглядываясь в совсем недавнее прошлое 2005–2007 гг., вспоминаются захватывающие и разрекламированные IPO, такие как первичное размещение акций Банка ВТБ. Эти мероприятия принесли компаниям-эмитентам в буквальном смысле миллиарды долларов из воздуха. Ради справедливости следует добавить, что эти миллиарды были получены взамен свеженапечатанных долевых ценных бумаг этих компаний – без всяких конкретных обязательств выплаты дивидендов и, как оказалось, даже без подразумеваемых инвесторами надежд о росте стоимости этих акций после IPO (которые во многих случаях до сих пор так и не материализовались).

Однако все негативные настроения и убытки инвесторов – «жертв IPO», как и их попытки вернуть себе хотя бы вложенные в момент IPO деньги, успешно забыты, и уже новые компании готовят почву для выхода на поле первичного размещения своих акций в 2011–2012 гг., а новые инвесторы с нетерпением этого ожидают.

Попробуем разобраться с тонкостями, факторами и ситуациями, с которыми имеют дело компании в процессе выхода на регулируемые рынки капитала.

Что такое IPO?

Прежде всего рассмотрим два основных определения темы.

IPO (сокр. от англ. initial public offering) – это процесс первичного публичного предложения акций компании, когда бывшие «частные» собственники-акционеры решают, что пришла пора становиться «публичной компанией».

Процесс IPO отличается от SPO (secondary public offering), когда компания, акции которой уже торгуются на публичных рынках и фондовых биржах, решает провести дополнительную эмиссию своих новых акций с целью привлечения дополнительного капитала. С учетом этой цели SPO отличается от простой вторичной продажи крупных пакетов акций старыми инвесторами, наподобие имевшей место в отношении 10%-ного пакета акций ВТБ, распространенного в феврале 2011 г. среди институциональных инвесторов (в основном западных инвестиционных фондов). Отличие состоит в том, что в последнем случае не происходит дополнительной эмиссии и регистрации новых акций, т. е. с точки зрения самой компании ее капитал (уставный фонд и/или добавочный капитал) не увеличивается, а происходит перераспределение владения через изменение состава собственников: вся «прибыль» от продажи таких пакетов акций остается в руках продающих акционеров.

Неслучайно, что рано или поздно практически каждая успешная и крупная компания становится публичной и проходит через процедуру IPO, которое может принести компании и ее существующим акционерам значительные выгоды. Среди них – привлечение значительных средств для развития компании и расширения ее бизнеса; возможность частичного выхода существующих акционеров из своей инвестиции со значительной прибылью; повышение «видимости» и престижа компании; создание особого статуса надежности публичной компании (из-за лучшей прозрачности и корпоративного управления); привлечение новых партнеров и клиентов.

Оценивая целесообразность выхода на IPO, руководство компании должно задать себе следующие вопросы:

  • Насколько компания готова к IPO? Очевидно, что компания должна созреть для выхода на публичные рынки капитала и пройти определенные этапы своего развития, доказав свое право на интерес инвесторов.
  • Какие действия необходимо предпринять, чтобы повысить интерес к приобретению акций компании для потенциальных инвесторов?
  • Есть ли у компании привлекательная финансовая предыстория? На практике речь идет о наличии стабильной, аудированной отчетности как минимум за предшествующие три года.
  • Какой должна быть наиболее оптимальная юрисдикция холдинговой компании? (В последнее время для российских компаний многие считают таковой Голландию – с точки зрения юридических, налоговых последствий и относительной легкости выхода на европейские площадки.)
  • Являются ли периметр консолидации и сегментация бизнеса оправданными и понятными потенциальным инвесторам? (Очень важные вопросы, особенно для холдинговых структур с давней историей, множеством компаний специального назначения и запутанными отношениями между компаниями в группе.)
  • Были ли в последние годы перед IPO существенные бизнес-приобретения? (Если ответ «да», то это кардинально меняет объем подготовительной работы и состав эмиссионного проспекта.)
  • Насколько стабилен и очевиден для рынка потенциал роста компании?
  • Обеспечено ли соответствие всем требованиям, предъявляемым к публичной компании?

Понятно, что на многие из этих вопросов у компаний часто нет однозначного ответа, и именно поэтому мы видим публикации в прессе об очередном переносе срока IPO той или иной компании. Если руководство все же твердо решило, что время для выхода компании на IPO настало, то оно в первую очередь начинает разрабатывать план и график IPO. Это сложная работа на «нескольких фронтах» одновременно, и она включает в себя1:

  • определение объема финансовой информации за предшествующие периоды для отражения в проспекте эмиссии (обычно он может содержать 400 или даже более страниц текста);
  • анализ налогообложения для целей IPO и потенциальную юридическую реорганизацию структуры группы перед IPO;
  • анализ различных рынков капитала (США, Европа, Азия) и инструментов выхода на фондовую биржу, включая АДР (американские депозитарные расписки) и ГДР (глобальные депозитарные расписки).

Выбор биржи для IPO

Говоря о выборе конкретной биржи для IPO, необходимо понимать, что различия между ними достаточно серьезны по своей природе: это, в частности, разные регулятивные требования, в том числе и к частоте составления и аудиту финансовой отчетности, к применяемым в ней стандартам.

Биржи США (NYSE, NASDAQ, Аmеx и др.) имеют такие преимущества, как более емкий и богатый рынок капитала, объединенный пул крупных частных и институциональных инвесторов, высокая ликвидность фондового рынка и репутация качества – в связи со строгими регулятивными процедурами и требованиями к системам внутреннего контроля над финансовой отчетностью.

Причиной такой «строгости» стало принятие (на фоне известных корпоративных скандалов с банкротством) знаменитого Акта Сарбейнса – Оксли (Sarbanes-Oxley Act), который значительно ужесточил требования к корпоративному управлению и качеству отчетности и аудита. Тогда же была организована специальная комиссия по аудиту публичных компаний – Public Company Accounting Oversight Board, которая еще больше формализовала и ужесточила требования к аудиту публичных предприятий с целью защиты внешних инвесторов.

Европейские биржи (чаще всего в Великобритании, такие как LSE, AIM, Euronext) стали традиционно наиболее привлекательными для российских компаний, выходящих на западное IPO. Меньшая стоимость и жесткость по сравнению с американскими площадками – вот, в частности, некоторые из преимуществ Европы.

Азиатские биржи (Гонконг, Сингапур) становятся популярными в России из-за недавнего качественного рывка китайской экономики, которая стала обладать крупнейшими валютными запасами и значительно возросшим размером свободного частного капитала.

Естественно, во всех странах, где регулируется рынок капитала, есть и свои, национальные торговые площадки (в России это, например, ММВБ, РТС). Что касается российских компаний, то им национальные площадки обойти никак не удастся – согласно действующему законодательству они должны разместить определенную часть своих акций в России. Таким образом, российские эмитенты являются субъектом двойного листинга: в РФ и на одной или нескольких известных зарубежных фондовых биржах.

Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР) установила требования по минимальному размещению в России и ограничения для российских компаний по выходу на зарубежные рынки. Для того чтобы продавать свои акции за границей, российские компании должны получить разрешение ФСФР. Причем требования, предъявляемые ФСФР к российским компаниям-эмитентам, постепенно ужесточаются. Например, разрешенное к обращению на зарубежных биржах максимальное количество ГДР постоянно снижается (с 75 % в 2001 г. до всего 30 % в 2008 г.). Видимо, целью такой в определенном смысле протекционистской политики является перевод торгов на российские фондовые площадки.

В 2010 г. ФСФР внесла дополнительные ужесточающие поправки: выйти за рубеж могут только компании, акции которых находятся в листинге «А» или в депозитарии, зарегистрированном в стране, с регулятором фондового рынка которой ФСФР заключила договор.

Практика большинства российских компаний показывает, что наиболее вероятным выбором торговой площадки остается Европа. Ее биржи дают дополнительные преимущества начинающим эмитентам:

  • гармонизированные правила;
  • доступ инвесторов со всего Европейского союза;
  • понятность процедур для российских компаний (опять же в основном речь идет о Великобритании);
  • гибкость в отношении малых и средних компаний (классическим примером является торговая площадка AIM в Лондоне с ее облегченными требованиями к эмитентам);
  • географическая близость к инвесторам, что является немаловажным в связи с необходимостью для крупных компаний постоянного общения со своими инвесторами, аналитиками, регулирующими и проверяющими органами.

С другой стороны, CША теряют свою привлекательность как точка выхода на IPO не только на фоне более «удобной» и близкой Европы, но и из-за ряда следующих проблем:

  • необходимость представления отдельного отчета аудитора по поводу адекватности системы внутреннего контроля (Internal controls over financial reporting – ICOFR report);
  • необходимость раскрытия в проспекте эмиссии большего количества информации по сравнению с европейскими и азиатскими площадками;
  • наличие нескольких раундов критичного обзора проспекта Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку США (SEC);
  • трудноcти с нахождением андеррайтера для малой и средней компании;
  • более высокий риск судебных исков, а в случае юридических или финансовых проблем с инвесторами – более высокие судебные издержки и даже уголовное преследование руководства;
  • более долгий процесс выхода на IPO;
  • более жесткие сроки представления отчетности и наказания за задержки;
  • более высокие расходы2;
  • оценка соответствия требованиям закона Сарбейнса – Оксли в момент выхода на IPO и необходимость постоянного соответствия в будущем.

Немного статистики

В 3-м и 4-м кварталах 2010 г. в Европе самыми активными площадками были Лондон и Варшава, причем Варшава лидировала по количеству IPO, а Лондон – по объему привлеченного капитала.

Крупнейшее IPO в истории имело место в Гонгконге в августе 2010 г., когда свои акции на сумму 22,1 млрд долларов США впервые публично разместил Agricultural Bank of China (если не считать IPO компании Gеneral Motors, которая смогла успешно выйти из процесса банкротства и реструктуризации – она привлекла 23,1 млрд долларов, но все же чисто технически это IPO нельзя считать истинно «первичным»).

В 3-м квартале 2010 г. в США (на биржах NYSE и NASDAQ) было зарегистрировано 32 IPO на общую сумму 3,8 млрд евро, тогда как в России за этот же период было 6 IPO на общую сумму всего 8 млн евро*.
_______________________
*Данные PwC IPO Watch Survey.

Как подготовить IPO

Период подготовки к выходу на IPO на практике обычно занимает 1–2 года, минимум (теоретически) – 4–6 месяцев.

Требования к предоставляемой информации колеблются от биржи к бирже. Как правило, компания должна представить свою аудированную отчетность за предыдущие 3 года, а в определенных обстоятельствах (для некоторых площадок) – и промежуточную отчетность. Если ранее финансовая отчетность составлялась только по национальным стандартам учета, то потребуется ее трансформация в отчетность по МСФО или ГААП США.

Представленная отчетность должна покрывать как минимум 75 % существующего бизнеса. Это особенно важно для компаний, у которых в течение последних двух-трех лет были значительные изменения в периметре консолидации. Путем покрытия по меньшей мере двух третей бизнеса на дату выхода на IPO компания обеспечивает потенциальных инвесторов достаточным минимумом информации об исторических результатах деятельности именно того бизнеса, который и в дальнейшем будет представлять основной костяк выходящей на фондовый рынок группы.

В пакет информации, обязательной к представлению на большинстве площадок в рамках IPO, также входят:

  • прогнозы прибыли;
  • отчетность «Проформа» (в случае приобретения компаний, новых для холдинга, или для его существенной реструктуризации требуется составление отчетности за прошлые годы в формате «как если бы вся ныне существующая структура группы была всегда» для уяснения пользователями финансовой «базы» на будущее);
  • Working сapital report (отчет о рабочем капитале, который должен включать фактические и ожидаемые денежные потоки, анализ допущений, прогнозов и чувствительности к рыночным рискам. Сам прогноз денежных потоков должен быть составлен на срок не менее 18 месяцев с даты проспекта);
  • отчеты спонсора (например, для UKLA – United Kingdom Listing Authority). Эти отчеты должны содержать заверения спонсора компании, в частности подтверждение того, что на момент IPO компания соблюдала процедуры, которые позволят ей выполнять свои обязательства по предоставлению финансовой отчетности как публичной компании в будущем.

Отдельный блок информации представляют собой отчеты, требуемые от аудитора компании. Они, в частности, включают в себя:

  • аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности (актуальность – не старше 6 месяцев с даты проспекта; для IPO допускается только «чистая» отчетность (т. е. без аудиторских модификаций), а если требуется и промежуточная полугодовая отчетность (например, если IPO происходит в октябре или ноябре), то она должна быть представлена в полном, а не сокращенном формате (согласно МСФО 34 «Промежуточная отчетность»);
  • аудиторский отчет для инвесторов SIR 2000 в соответствии со стандартами SIR (Standard for Investment Reporting) – требуется в Великобритании;
  • так называемые письма комфорта (Comfort letters), которые аудитор направляет спонсору и/или андеррайтеру компании. Эти документы предоставляют «относительное спокойствие» в отношении следующих вопросов, связанных с подготовкой к IPO:
    • что менеджмент использовал разумные допущения при составлении прогноза для отчета о рабочем капитале;
    • при размещении в США: если последняя аудированная отчетность старше 135 дней, то предоставляется «письмо комфорта» об обзоре аудитором самой последней непубликуемой финансовой отчетности эмитента;
    • что компания соблюдает все кредитные условия и прочие особо важные положения договоров компании;
    • что компания не имеет существенных рисков в области налогообложения и выполняет требования трудового и прочего применимого законодательства;
  • отчет FRP – Financial reporting procedures implementation (отчет о соблюдении требуемых процедур формирования финансовой отчетности). Он отвечает на следующие вопросы:
    • Являются ли процедуры составления финансовой отчетности достаточно качественными для листинговой компании?
    • Правильно ли подобраны кадры? Являются ли они достаточно компетентными в области методологии формирования финансовой отчетности?
    • Какова позиция топ-менеджмента в отношении отчетности о финансовых результатах деятельности? Разработана ли система внутренних контролей над процессом формирования отчетности? Является ли она адекватной? Внедрена ли она? Функционирует ли она полностью или частично, с изъянами?
    • Какова роль службы внутреннего аудита компании в процессе формирования финансовой отчетности?
    • Существует ли адекватная ИТ-среда? Способствует ли она качественной и единообразной обработке экономической информации без ошибок, потерь, искажений, сбоев?
    • Могут ли быть выдержаны строгие сроки составления годовой и промежуточной отчетности?
    • Адекватны ли процедуры разработки бюджетов, прогнозов?
    • Существует ли в компании детальная интегрированная модель поддержания рабочего капитала?
    • Каковы установленные в компании процедуры консолидации и соответствуют ли они общепринятым стандартам отчетности?
  • документ об основных аспектах бизнеса (формально не являющийся частью проспекта) – Long form report (для английского регулятора UKLA) – требуется в Великобритании. В этом отчете аудиторы должны дать свои комментарии по экстраординарным статьям финансового результата, забалансовым обязательствам и рискам (‘off-balance sheet’ exposures), дополнительным условиям договоренностей по финансированию компании и прочей подобной дополнительной информации.

Как видно из этого списка, на аудиторах лежит большая ответственность (перед регуляторами рынка, спонсорами компании, инвестиционной общественностью, аналитиками) в связи с выходом компании на IPO. Как следствие этой повышенной ответственности, аудиторы проявляют обычно больший консерватизм и скептицизм при составлении своих заключений в ситуации подготовки к IPO.

Помимо блока работы по подготовке отчетности, самого проспекта эмиссии и получения многочисленных заключений от аудитора компании, ее руководство должно организовать, провести и завершить прочие (но не менее важные) процедуры по выходу компании на IPO:

  • выбор андеррайтеров и консультантов;
  • организацию Electronic Data Room (места, как физического, так и виртуального (на специально выделенном сервере компании), где будет аккумулирована вся экономическая и финансовая информация, которая должна быть переработана в процессе подготовки к IPO как внутренними службами, так и внешними консультантами и аудиторами);
  • учреждение проектного офиса IPO и назначение руководителей проекта в части отчетности, работы с аудиторами и т. п.;
  • проведение процедур business due diligence, legal due diligence и financial due diligence;
  • проверку качества фактической информации в проспекте (при его внушительном объеме!), включая анализ адекватности учетной политики и финансовых данных, а также обеспечение внутренней непротиворечивости всех включенных в проспект данных;
  • подготовку проспекта эмиссии и организацию его проверки регулятором, включая переписку с последним, ответы на его вопросы и исправление ошибок в соответствии с его замечаниями и комментариями;
  • организацию и проведение так называемого Road show – выездные встречи финансового руководства компании с потенциальными инвесторами и презентации компаний с ответами на вопросы аналитиков и представителей инвестиционных фондов и компаний.

Российские компании выбирают европейские площадки

Ссылаясь на практику и предпочтения российских компаний, выходящих на IPO, можно сделать вывод, что именно европейские площадки в целом были и остаются предметом их предпочтений и окончательного выбора как места своего IPO. Поэтому мы концентрировали свое внимание в этой статье на требованиях регуляторов Великобритании (наиболее популярное место выхода российских предприятий на IPO). Рассмотрим европейский рынок IPO с точки зрения его регулирования.

Необходимо иметь в виду, что в Европе существует не один, а два широких рынка, которые регулируются совершенно по-разному.

1. Первый – это рынки капитала, которые регулируются правительством (т. е. самим Европейским союзом – так называемые EU-regulated markets). Основными документами ЕС, формирующими нормативную базу для рынков этого типа, являются две директивы Европейского союза:

  • Prospectus Directive (Директива о правилах по составлению эмиссионного проспекта);
  • Transparency Directive (Директива о необходимости соблюдения прозрачности в отчетности эмитента).

2. Второй тип рынка в Европе – это площадки, которые регулируются непосредственно самими европейскими биржами (так называемые European exchangeregulated markets). В отношении этих площадок следует отметить следующее:

  • их представителями являются, например, лондонские Alternext и AIM;
  • в целом эти площадки предоставляют своим участникам более мягкий режим надзора и регулирования (например, сроки представления отчетности, как правило, больше, чем на площадках, которые регулируются ЕС);
  • считается, что этот тип рынка капитала в Европе более привлекателен и лоялен к малым и средним компаниям.

Prospectus Directive устанавливает общие правила по раскрытию финансовой информации «новоявленного» публичного эмитента. Большим преимуществом является то, что эмиссионный проспект, составленный в соответствии с EU Prospectus Directive, представляет собой универсальный документ для всех европейских рынков, т. е. не возникает необходимости перевыпуска проспекта и утверждения его национальным (локальным) регулятором фондового рынка в случае одновременного выхода компании на несколько площадок в различных европейских центрах капитала.

EU Prospectus Directive требует соблюдения следующих правил в отношении представления финансовой отчетности эмитентом – претендентом на IPO:

  • наличие аудированной консолидированной отчетности по стандартам МСФО (а для эмитентов-компаний, которые зарегистрированы в странах – не членах ЕС, разрешается выбор стандартов: МСФО или ГААП США) за 3 года, предшествующих дате IPO;
  • если последняя аудированная отчетность старше 9 месяцев – представление промежуточной отчетности. Это требование включает и представление всей сравнительной информации, а также «обзорное» заключение аудитора (Auditor’s review), хотя последнее стало уже просто сложившейся практикой и действующей версией Директивы формально не требуется;
  • представление документа «Проформа», содержащего финансовую информацию, которая должна раскрывать влияние последних приобретений группой новых компаний и других значительных событий на бизнес;
  • представление прогноза прибыли (так же как и аудиторское обзорное заключение, в настоящее время формально не требуется, но на практике обычно представляется эмитентами);
  • представление Working capital statement – заявления о достаточности рабочего капитала для операционного текущего функционирования компании;
  • представление отчета о капитализации и долге – заявления эмитента о структуре долевого и долгового капитала и финансовом левередже; требуется в течение 90 дней с даты опубликования проспекта.

EU Transparency Directive была принята Европейской комиссией в 2004 г. Она является своеобразным аналогом МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и устанавливает следующие минимальные требования к финансовой отчетности эмитента (при этом важно отметить, что эта директива также дает право и странам ЕС, и биржам ЕС самим добавлять свои «индивидуальные» требования):

  • Аудированная годовая финансовая отчетность должна быть представлена на биржу не позднее 4 месяцев после окончания финансового года. Отчетность должна включать в себя отдельные «Отчет руководства» (Management report) и «Заявление об ответственности директоров компании» (Directors’ responsibility statement). При нарушении этих требований директива предусматривает наложение на компанию штрафов и потенциально даже делистинг. Очевидно, что любое подобное наказание серьезнейшим образом подорвет репутацию компании и ее имидж в глазах потенциальных инвесторов.
  • Полугодовая отчетность должна быть представлена на биржу не позднее 2 месяцев (при этом она должна быть составлена в соответствии со стандартом МСФО 34. Формально аудит и обзорное заключение аудитора не требуются, но информация раскрывается, если они проводились).
  • Квартальная отчетность – если она составляется компанией в полном виде, то так и должна представляться. Как минимум на биржу должны быть представлены основные показатели финансового положения, комментарий менеджмента и объяснение всех существенных событий за прошедший квартал в период между 10 неделями после и 4 неделями до двух смежных 6-месячных периодов (т. е., например, за 1-й квартал года – до 3 июня данного года).
  • Немедленно (по их совершении) должны раскрываться все операции со связанными сторонами, превышающие определенный количественный порог.

Некоторые страны ЕС имеют дополнительные требования, например:

  • Франция и Италия в области раскрытий по внутренним контролям требуют наличие так называемого Internal control certification (письменное заявление об эффективности системы внутреннего контроля компании-эмитента);
  • Германия и Польша – требование об обязательности представления полной квартальной отчетности.

Кроме соблюдения всех требований двух вышеуказанных директив Европейского союза имеются дополнительные требования, которые компания должна удовлетворить, для того чтобы быть включенной в листинг. Например, в Великобритании для непосредственного допуска к торгам на ее площадках необходимо получить формальное разрешение на листинг в официальном списке Британского листингового агентства UKLA.

Естественно, что помимо «единоразовых» первоначальных отчетов и заявлений компании в момент выхода на IPO, от нее в будущем будут требоваться (в дополнение к периодической финансовой отчетности) многочисленные отчеты, в частности:

  • уведомления акционеров о всех крупных событиях в хозяйственной жизни компании;
  • раскрытие ценоопределяющей информации (немедленное, т. е. непосредственно по наступлении событий, имеющих критическое влияние на изменение цен на продукты и услуги компании);
  • отчетность о сделках с компанией и ее акциями директоров и других высших должностных лиц;
  • другие отчеты.

Влияние IPO на учет и отчетность

Подготовка компании к выходу на IPO потребует критического пересмотра ее учетной политики даже для предприятия, которое уже давно составляет свою финансовую отчетность по МСФО или ГААП США. Ведь от перспективного эмитента ожидаются высокий уровень качества и зрелости его финансовой отчетности, корректное отражение не только основных хозяйственных событий, но и их нюансов, деталей, а также следование общепринятой практике публичной отчетности в соответствующей отрасли.

Более конкретно проблемы со старой учетной политикой по МСФО или ГААП США могут заключаться в следующем:

  • Политика является неполной (компания должна задать себе, например, следующие вопросы, касающиеся уровня проработки методологии учета и отчетности: покрывает ли ее учетная политика сложные транзакции до уровня деталей? Нестандартные хозяйственные операции? Финансовые инструменты? Выбраны ли оптимальные альтернативы для всех ситуаций, предусмотренных МСФО? Применяется ли учетное хеджирование или компания добровольно отказывается от него даже при наличии экономических хеджей? И т. п.).
  • Учетная политика не соответствует общепринятой отраслевой практике (что очень важно для таких отраслей, как, например, нефтегазовая, металлургическая, телекоммуникационная, где имеется значительное количество учетных нюансов, не отраженных прямо в стандартах МСФО).
  • Учетная политика может быть чересчур агрессивной с точки зрения публичной компании и ее ответственности перед сторонними инвесторами (например, в отношении правил учета товаров, подлежащих возврату, либо недостаточно консервативного создания резервов под сомнительную дебиторскую задолженность или выданные займы/кредиты).
  • Учетная политика может быть внутренне противоречивой или применяться непоследовательно (этот аспект особенно требует внимания в группе с разветвленной системой дочерних/внучатых компаний, а также с большим числом зарубежных филиалов).
  • Может применяться неадекватная база распределения совместных доходов или расходов (например, в случае когда на IPO выходит одно из бывших подразделений группы, которое в прошлом не было отдельным юридическим лицом; в подобных случаях компании имеют тенденцию искусственно уменьшать расходы такого предприятия путем «креативного» распределения расходов).
  • В учетной политике могут быть не отражены вопросы, связанные с необходимостью «быстрого закрытия» с целью удовлетворения требований бирж и регуляторов в своевременности представления финансовой отчетности. Учетная политика должна быть достаточно методологически проработана и ясна исполнителям на местах, чтобы способствовать наиболее быстрой и эффективной обработке финансовых данных.

Для того чтобы решить все вышеуказанные проблемы в отношении совершенствования учетной политики по МСФО или ГААП США в рамках подготовки компании к IPO, от руководителей и специалистов учетной функции требуется прежде всего проведение ее тщательного анализа. Затем, после обработки замечаний и выработки выводов, необходимо, чтобы методологи МСФО или ГААП США провели переработку и дополнение учетной политики своей компании и, возможно, внесли в нее изменения.

При этом следует помнить о требованиях европейских регуляторов фондового рынка. Например, английская UKLA предписывает, чтобы по меньшей мере два последних года в проспекте были составлены на основании той же учетной политики, которая планируется компанией-эмитентом к использованию в течение по меньшей мере первого года после IPO.

Ну и, естественно, нельзя забывать, что некоторые стандарты МСФО специфически относятся только к публичным компаниям и содержат особые дополнительные требования к их отчетности (например, МСФО (IAS) 33, МСФО (IAS) 27, МСФО (IAS) 28, МСФО (IAS) 31, МСФО (IFRS) 8 и некоторые другие стандарты).

Таким образом, процедура подготовки к IPO является достаточно продолжительной и трудоемкой, требует участия в процессе большого числа специалистов компании, внешних аудиторов и консультантов. 


1 Приведенный перечень включает далеко не все мероприятия
2 Стоимость услуг андеррайтеров в США достигает 6–7 % от суммы привлеченного в ходе IPO капитала, тогда как в Европе эта стоимость колеблется только от 3 до 4 %.

«Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты» № 2 (50), 2011
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.141 сек.
Яндекс.Метрика