20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 07:01:42
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Кадровый рынок-2011 и 2012: что было, что будет



Александра Сычева
Источник: E-xecutive
добавлено: 20-02-2012
просмотров: 4615
«Информация правит миром», − говорил один известный политик. Но в делах карьерных она тоже на вес золота. Чтобы поменять компанию, позицию или попросить у шефа повышения зарплаты, нужно знать, какие тенденции господствуют на рынке. E-xecutive.ru − о тенденциях 2011 года и 2012 года и динамике зарплат.

Конец года – самое время подводить итоги и строить прогнозы на будущее. 2011 год был достаточно стабильным для кадрового рынка, компании расширили пул предлагаемых вакансий, и даже немного повысили уровень зарплат как сотрудникам, так и кандидатам. Найти работу стало проще, но это е означает, что работодатели снизили свои требования к соискателям: они по-прежнему придирчивы и разборчивы и во главу угла ставят эффективность и результативность. Какие специалисты были востребованы на рынке в 2011? И каков бы уровень зарплат? Ведь имея эти данные, можно смело строить прогнозы и карьерные планы. E-xecutive.ru подвел итоги 2011 года и собрал прогнозы рекрутинговых агентств на 2012 год.

2011: итоги

Тенденции

Феликс Кугел, вице-президент и управляющий директор ManpowerGroup по России и СНГ: «В общем, год был достаточно сложным и неоднозначным. В мировом сообществе появились слухи о новой волне кризиса. Несмотря на это, рынок труда демонстрировал рост, планы работодателей по найму были весьма оптимистичными. Примечательно, что в такой, казалось бы, благоприятной ситуации, соискатели осторожничали, с неохотой соглашались на смену работы, боясь нестабильности и сокращений. Работодатели были вынуждены конкурировать за квалифицированные кадры, но требования при этом к соискателям не снижались.

Думаю, стоит особенно заострить внимание не на отраслях, а потребностях компаний в профессионалах. Так, в одном из последних исследований ManpowerGroup (было опрошено 40 000 работодателей из 39 стран мира) мы отметили 10 самых дефицитных профессий современности.

  • технические специалисты;
  • торговые представители;
  • специалисты отделов продаж;
  • инженеры;
  • рабочие;
  • управленцы;
  • бухгалтеры/ финансисты;
  • IT-специалисты;
  • операторы на производство;
  • секретари, персональные помощники, администраторы».

Елена Зажигалина, заместитель генерального директора 3R Recruitment Company: «В сравнении с 2010 годом рынок труда существенно оживился и вырос. В середине года можно было говорить о позитивных движениях практически по всем отраслям экономики. Наблюдалась активность в подборе персонала во многих из них: ритейл, нефтегазовая промышленность, консалтинг, FMCG, фармацевтика. Меньшая активность наблюдалась в инвестиционно-банковской сфере, к концу она вовсе ощутимо снизилась. Причиной роста числа вакансий были планы по развитию и расширению бизнесов, а также «размораживание» многих проектов, которые закрывались в кризис».

Позиции

Агентство «Контакт» провело исследование и выявило позиции, которые пользовались наибольшим спросом у работодателей.

Общий список выглядит так:

  1. Директор по продажам
  2. Бренд директор
  3. Директор по логистике
  4. Директор по организационному развитию
  5. Руководитель отдела подбора персонала
  6. Директор корпоративного университета
  7. Руководитель T&D

Если же рассматривать каждую отрасль отдельно, то можно выявить в каждой от трех до пяти востребованных позиций. Остановимся на некоторых самых распространенных отраслях.

Производство

  • Менеджеры по качеству производства;
  • Специалисты рабочих специальностей;
  • Внутренние аудиторы;
  • Специалисты по SAP R3.

Нужно отметить, что рынок кандидатов на узкопрофильные позиции крайне мал, и хотя существует довольно большое количество кандидатов широкого профиля в секторе производства, тем не менее, и среди них очень сложно найти кандидата, отвечающего всем требованиям работодателя. В результате такого положения на рынке труда наблюдаются завышенные зарплатные ожидания практически всех специалистов в данном сегменте, даже в случае невысокого уровня их квалификации.

Банковский и инвестиционный сектор

  • Бизнес-аналитик;
  • Аудитор;
  • Проектный менеджер;

Все респонденты сошлись во мнении, что рынок кандидата нельзя назвать маленьким, выбор все-таки есть. Однако приходится тщательно «просеивать» кандидатов, а также на рынке много «дорогих» кандидатов.

Андрей Захаров, директор департамента «Подбор персонала для банков и инвестиционных компаний» агентства «Контакт»: ««В настоящий момент времени специалисты по указанным позициям, действительно, востребованы в компаниях банковского и инвестиционного сектора. Тем не менее, нельзя сказать, что это тенденция только 2011 года. Такие специалисты были востребованы всегда. Разумеется, с каждым годом требования к кандидатам на эти позиции несколько меняются, меняются акценты.

Помимо уже перечисленных специалистов, я бы хотел выделить и иные позиции. В первую очередь это специалисты по работе с рисками. На сегодняшний момент это одна из самых высоко оплачиваемых позиций в данном секторе экономики. И вторая группа особо востребованных специалистов работает с розницей, а также малым средним бизнесом».

Реклама и Медиа

  • PHP разработчик / HTM разработчик / Флэш-программист;
  • Промо-продюсер;
  • Менеджер по продажам рекламы;
  • Media group head;
  • Strategic planner;
  • Media planner;
  • Менеджер по продажам в региональных офисах;
  • Art-buyer.

Рынок кандидатов практически на все позиции в медиаотсрали на отечественном рынке достаточно узок, хороших соискателей знают все в лицо.

Галина Спасенова, партнер, директор департамента «Подбор персонала для рекламной и медиа индустрии» агентства «Контакт»: «Развитие рекламного бизнеса в нашей стране еще не достигло своего пика, тем не менее, оно стремительно набирает обороты. Сейчас этот сектор экономики имеет особую популярность в молодежной среде, о чем свидетельствует довольно большой поток кандидатов из их числа.

Основная часть уже опытных специалистов в рекламных и медиа компаниях пришли в эту сферу также с нуля и строили свою карьеру, начиная с первой ступени. Но на сегодняшний день существует совсем небольшой рынок действительно достойных и уже опытных кандидатов. Большинство HR-специалистов говорят о нехватке именно таких кадров, которые могли бы занять руководящие и стратегические места. Этот рынок еще не имеет столь серьезной конкуренции, существует несколько компаний-лидеров, в рамках которых и происходит «обмен» самыми лучшими кадрами…»

Товары народного потребления

  • Бренд – менеджер;
  • Sales Representatives;
  • Бизнес аналитик;
  • Accountants;
  • Customer Service.

Марина Тарнопольская, управляющий партнер, директор департаментов: «Подбор персонала для рынка товаров народного потребления» агентства «Контакт»: «Если сосредоточить внимание на мидл-уровне, тут существует два типа основных востребованных позиций: «бренд-менеджер» и «менеджер по продажам» (причем, независимо от того, кому надо продавать – ключевому клиенту или региональному).

Позиция бренд-менеджера весьма востребована, и если проекты по закрытию вакансии, к примеру, категорийного менеджера в компании сектора ТНП возникают, как правило, один-два раза в год, то вакантные позиции бренд-менеджера в рамках какой-либо компании, входящей в топ-30 лидеров отрасли, можно встретить примерно семь раз за год».

Зарплаты

Данные исследованиязаработных плат, компенсаций и льгот во втором полугодии 2011 года Adecco Group Russia в очередной раз подтвердили стабильность регионального соотношения заработных плат, которое фиксируется на рынке уже в течение нескольких лет.

По данным HeadHunter, в 2011 году московские зарплаты в среднем выросли на 7%, с 48 517 руб. до 51 112 тыс. руб. (в начале 2010 года средняя московская зарплата составляла 46 015 руб.).

Больше всего за этот год зарплаты выросли у маркетологов (+12,5%), к концу 2011 года в Москве в маркетолог среднем может рассчитывать на 47 500 руб. На 11,1% выросли зарплаты у юристов и в сфере производства. Юрист-международник может рассчитывать на 117 736 руб., а инженер технолог на 35 000 руб. Сфера продаж – единственная в Москве, где за год зарплаты показали отрицательную динамику и упали на 3,5%. Менеджер по продажам в Москве сейчас может рассчитывать в среднем на 50 000 руб. Несмотря на то, что в банковской сфере за 2011 год зарплаты в целом не изменились, у специалистов по кредитам они выросли больше, чем у всех остальных профессий в Москве – на 24%, с 25 000 до 31 000.

2012: прогнозы

Тенденции

Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia: «Давать прогнозы на следующий год достаточно сложно, поскольку даже эксперты по мировой экономике расходятся в оценке состояния мировых рынков в 2012 году. Пока мы не наблюдаем на российском рынке труда никакой паники. Большинство компаний планируют дальнейший рост, иностранные стартапы продолжат выходить на российский рынок, который для них является одним из наиболее интересных. Мы ожидаем рост спроса на сильных менеджеров по продажам и людей, способных оптимизировать затраты, как это обычно происходит в непростые для экономики периоды. Уже сейчас понятно, что в следующем году «на коне» будут IT-специалисты: среди наиболее востребованных окажутся программисты, специалисты в области телекоммуникаций, менеджеры-интернет проектов, SAP-консультанты. Среди маркетологов будет расти спрос на менеджеров по интернет-маркетингу и сильных бренд-менеджеров. Менеджеры по продажам в различных отраслях (банки, FMCG, B2B и тд) по-прежнему останутся самыми востребованными».

Оксана Прутьянова, руководитель отдела по подбору персонала «IT &Telecom» 3R Recruitment Company:«Работодатели стали критичнее относиться к профессиональным достижением кандидатов, а также к личностным характеристикам. Особое внимание компании уделяют мотивации будущих сотрудников и видению своего профессионального развития в рамках компании. В свою очередь для кандидатов важны перспективы будущего работодателя, стабильность компании на рынке и возможность применения и развития своих профессиональных навыков. Кандидаты ожидают от компаний привлечение к активным проектам».

Артем Ивакин, директор Page Personnel: «Основные тенденции на рынке труда в 2012 году:

  • около 40% кандидатов будут неохотно менять работодателя. Связано это с тем, что вокруг достаточно много разговоров о грядущем кризисе и нестабильности.
  • «сложные» позиции будут по-прежнему актуальны, в то время, как сотрудники на рядовые проекты, например, «менеджер по продажам» будут менее востребованы.
  • спрос на молодых сотрудников (практически без опыта) будет продолжать расти. Компании все более и более заинтересованы в развитии собственных ресурсов, нежели «покупки» готовых специалистов.
  • топ-менеджеры будут реже менять место работы. Компании-работодатели все чаще хотят видеть не просто построение управленческой структуры, но и получение определенных результатов в среднесрочной/долгосрочной перспективе.
  • иностранные компании по-прежнему будут пользоваться услугами кадровых агентств чаще, чем российские, как правило, западные работодатели предъявляют более сложные требования к открытым у них вакансиям (английский язык и т.д.) - таких кандидатов достаточно сложно найти самостоятельно, вот и приходиться обращаться к рекрутерам.
  • «усложнение» и «удлинение» процесса подбора сотрудников со стороны компаний на позиции среднего и высшего звена: большое количество интервью, проведение дополнительных профессиональных тестирований, центры оценки и т.д.
  • также на рынок вернулся еще один, достаточно противоречивый, тренд контрофферы и завышенные ожидания кандидатов.

Позиции

Эксперты рекрутинговой компании AntalRussia дали обзор отраслей и тенденции их развитяи и состояния в 2012 году.

B2B

Рынок труда менеджеров по продажам B2B-сектора продолжал расти в течение всего года, и эта тенденция, скорее всего, сохранится и в 2012 году. В связи с активным выходом иностранных стартапов на российский рынок и развитием новых направлений у существующих компаний спрос на менеджеров по продажам увеличивается, также растет количество сейлзовых позиций управленческого уровня. Уровень предлагаемых зарплат за год увеличился в среднем на 5-10%.

FMCG

Состояние рынка труда-2012 в FMCG-сфере, как и во многих других, будет зависеть от экономических трендов. Сейчас большинство компаний настроено достаточно позитивно и не планирует снижать темпы найма в следующем году. Пока на рынке заметна тенденция переманивания сильных менеджеров по продажам из других компаний в FMCG-секторе. Однако работодатели настороженно относятся к соискателям из компаний – прямых конкурентов, поскольку опасаются разглашения конфиденциальной коммерческой информации.

e-commerce

Интенсивное развитие отрасли e-commerce, которое мы наблюдали в этом году, продолжится и в 2012. Поскольку перспективы роста этой отрасли пока неограниченны, ожидается дальнейший роста спроса на персонал со стороны интернет-проектов.

Финансы

Antal Russia опросили более 250 финансистов, и выяснили, что почти половина опрошенных (48%) подтвердили планы своей компании по открытию новых вакансий в 2012 году. В 38% случаев штатное расписание уже укомплектовано и просто нет нужды в новых сотрудниках, а 14% компаний не уверены в будущем экономики, поэтому заморозили свою активность на следующий год.

Как же финансисты топ уровня оценивают перспективы рынка в следующем году? С оптимизмом в будущее смотрят только 10% респондентов. Вот высказывания некоторых участников рынка: «Практически невозможно найти работу после 50 лет»,«Рынок труда сузился по ощущениям. Увеличилась доля крупных компаний государственной и квазигосударственной собственности, где найм на не рядовые позиции меньше зависит от профессионализма и профессиональных рекомендаций, а больше от наличия правильных связей (тоже рекомендаций, но другого характера). Новая неопределенность в экономике снова заставляет сжиматься все сектора, что негативно отразится как на доходах, так и на новых возможностях, т.к. развитие компаний останавливается или серьезно замедляется. На рынке гораздо больше стало специалистов не у дел, хотя настоящий профи по-прежнему может гарантированно найти работу в течение 3-6 месяцев», «Явная тенденция на «оживление» с серьезной поправкой на нестабильность и поверхностность».

Закупки и Логистика

Артем Ивакин: «С середины 2011-го года резко увеличилось количество вакансий, связанных со складом - управляющий складом и т.д. Актуальны будут проекты в области закупки сырья. Также стоит отметить высокий спрос на специалистов с хорошим опытом в планировании».

Административная сфера

Артем Ивакин: «Со второго квартала 2012 года возрастет спрос на большинство административных позиций, по сравнению с осенью 2011, когда на рынке наблюдалось затишье и даже сокращение общего числа вакансий, связанное с тотальной неопределенностью в банковском секторе. Разовые позиции, тем не менее, будут возникать постоянно - особенно для компаний небольшого размера, а также представительств иностранных фирм».

Зарплаты

Жизненно важный вопрос для соискателей и не только. И хотя сегодня лишь небольшой процент менеджеров меняет работу, руководствуясь исключительно материальным аспектом, тем не менее, эта строка в описании вакансии по-прежнему является одной из самых важных. За 2011 год зарплаты подросли почти во всех отраслях, и эксперты прогнозируют их дальнейших рост, однако это целиком и полностью зависит от экономической обстановки в стране.

Елена Зажигалина: «В целом компании не планируют существенно увеличивать бюджеты на оплату труда кандидатов в 2012 году. Индивидуальные привлекательные условия по-прежнему будут устанавливаться для редких специалистов, которых компании готовы перекупать или для удержания работающих ценных кадров».

В следующем году не стоит ожидать роста заработной платы кандидатов в связи с возможным интенсивным сокращением издержек компаний и пересмотром моделей управления и систем мотивации персонала. То же самое предположение относится и к размеру дискретных и постоянных бонусов сотрудников.

Артем Ивакин: «По самым смелым прогнозам 10-15% - таков примерный уровень возможного роста заработной платы кандидатов.Если говорить о 2011, то наибольший рост заработных плат среди специалистов в области финансов и бухгалтерии наблюдался у финансовых аналитиков и финансовых контролеров, что связано с возрастающей важностью результатов их деятельности, способствующей увеличению эффективности деятельности компании в целом. Однако, не стоит ожидать увеличения заработной платы указанных сотрудников в 2012 году, так как процесс оптимизации издержек напрямую коснется всех сотрудников вне зависимости от их функционала.

Хорошие перспективы имеют специалисты по продажам оборудования/материалов со свободным владением английского языка».

Благодарим рекрутинговую компанию Antal Russia, агентство «Контакт», HeadHunter за предоставленные материалы.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика