20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 04:09:57
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Стартап и женщина: тест на совместимость



Галина Драгун
Источник: E-xecutive
добавлено: 05-03-2012
просмотров: 4842
Карьерный путь женщины тяжел и извилист. А к извечному вопросу о приоритете семьи или работы современная действительность добавляет еще один. Взбираться по ступенькам в рамках корпорации или взращивать свое собственное дело? О карьере женщины в стартапе E-xecutive.ru расспросил Марию Косенкову.

Женщина и стартап, казалось бы, вещи абсолютно несовместимые. Представительницу прекрасной половины человечества скорее мыслят в роли хранительницы семейного очага, чуть реже видят привносящей уют в серые будни офисной жизни. Образ женщины, стоящей у штурвала нового, только готовящегося к запуску проекта, совсем непривычен для нашего воображения. Как складывается карьерный путь в сфере предпринимательства? И существуют ли у реализуемых идей гендерные особенности? Женский взгляд на построение карьеры в сфере стартапов – в интервью с Марией Косенковой, специалистом по продвижению проектов в отраслях IT и Интернет, сооснователем StartUp Women.

E-xecutive.ru: Запуск собственного проекта связан с определенными временными рамками. Это новое дело, и в его реализацию заложены высокие риски. Чтобы стать успешным в такой деятельности, нужен определенный характер?

Мария Косенкова: Возможности претворить в жизнь свою идею, свой проект, ищут обычно люди, которые уже чего-то достигли в корпоративном мире, в крупных организациях. Они имеют довольно большой профессиональный опыт в каком-то секторе, будь то маркетинг или технологии, понимают, что уже переросли компанию и хотели бы работать на себя, для себя, создавать свою команду и реализовать свою идею так, как они считают нужным.

Но далеко не каждый человек может и хочет решиться на это. Есть люди, которым комфортно развиваться внутри компании. Решаясь стать предпринимателем, человек лишается многих гарантий и привилегий, обычно предоставляемых работодателем. Для такого шага необходим определенный образ мышления, всегда большие амбиции, страсть и азарт.

E-xecutive.ru: То есть запускают свои проекты чаще после определенного опыта работы в корпорации?

М.К.: Для успешного старта есть несколько составляющих: это и личные качества, и предыдущий опыт работы в качестве наемного сотрудника, и полученное образование.
Важно состояться и стать специалистом в определенной области, знать свой сегмент рынка. Важна компетентность. А где ее получить? Для меня, например, моя последняя компания, «Иннова», была настоящим университетом, где я очень многому научилась.

E-xecutive.ru: Если сравнивать особенности работы в компании и в собственном бизнесе, то в первом случае вам создают рамки, вы работаете по придуманной схеме, к ней привыкаете и в нее встраиваетесь. В стартапах люди сами себя побуждают к деятельности? Есть ли какие-то мотивирующие факторы?

М.К.: Почему люди делают стартапы? Иногда это желание кому-то что-либо доказать. Человек уходит из компании и говорит «Я хочу сделать свой проект». При этом ему никто не верит, все говорят, что у него ничего не получится. А он, такой герой, назло всем пытается реализовать идею, доказать, что он может, и окружению, и себе в том числе. Это одна из ключевых мотиваций. Вторая – люди хотят изменить мир, привнести в него что-то свое, новое, незаурядное. Стартап как возможность реализовать именно свою идею. Свои проекты запускают очень сильные люди, так как они вынуждены постоянно разрушать преграды, преодолевать сложности, двигаться дальше, не останавливаться. Стартап – это непрерывная работа над собой и ответственность за команду. У вас может быть плохое настроение, сомнения, упадок сил. Но вы должны оставаться самым позитивным и заряжать энергией и азартом свой коллектив.

E-xecutive.ru: Как быть с социальными гарантиями? Ведь это большой риск – отказаться от того, что предоставляет тебе компания, и отправиться в неведомый путь. Есть ли что-то в стартапе, что можно противопоставить соцпакету, к примеру, или пенсионному страхованию?

М.К.: Стартап – понятие очень размытое. Проекты есть разные. Например, стартап Островок.ру создает прекрасные условия для работы своей команды. Это успешный проект, который получил инвестиции, имеет удобный красивый офис и придумывает всевозможные стимулирующие фишки для своих сотрудников. Понятно, что печеньками, чаем, кофе уже никого не удивишь. Но Островок.ру пошел дальше – создал очень интересную систему материального поощрения. Они доплачивают тем сотрудникам, кто снимает квартиру около офиса. Какие крупные компании в России могут похвастаться такими условиями?

Во многих уже действующих проектах работают креативные люди, которые впитывают западные тенденции и проецируют их на российскую действительность, пытаются найти особые способы стимулировать свои команды, неведомые большим организациям. Конечно, отсутствие соцпакета – это минус, но многие стартаперы заинтересованы в других бонусах. Например, доля в бизнесе. Чем плохой стимул?

Поэтому, говоря о гарантиях, следует разграничить те проекты, которые только подходят к реализации (когда команда работает над прототипом, зачастую из дома, участники сидят по разным концам города или вообще разбросаны по стране), и те, что уже успешно функционируют. В первом случае сложнее, и со стимулированием, и с какими-либо гарантиями. В замкнутом пространстве офиса все проще. Вы проводите мероприятия, брейн-штормы, летучки, подпитываетесь энергией друг друга. А когда общение ограничивается в основном skype-конференциями и почтой, поддерживать моральный дух команды сложней. Но нет ничего невозможного!

E-xecutive.ru: А если говорить о самом начале работы над проектом, когда кроме идеи нет ничего – ни команды, ни средств. Какими должны быть первые шаги?

М.К.: Во-первых, идею нужно подкреплять фактами. Проводить анализ рынка, российского и зарубежного, искать аналоги в Европе, Америке, следить за динамикой их развития. Если идея достаточно проработана, можно и нужно участвовать в тематических мероприятиях, искать там единомышленников, менторов, экспертов. Если человек действительно хочет продвинуться вперед, активен, то найти нужного эксперта, который даст свой объективный отзыв, feedback, особого труда не составит. А это уже большой шаг.

E-xecutive.ru: Как увлечь людей, составить команду, когда пока еще нечем платить?

М.К.: Повторюсь, нужно искать единомышленников: на всевозможных мероприятиях и форумах, в соцсетях, в бывшей компании. Вы евангелист вашего проекта. Увлекайте идеей, зарядом, оптимизмом. Если проект основан на какой-то технологии, основное – найти нужного человека, разбирающегося во всех тонкостях, который возьмет на себя разработку. Чаще ищут таких людей в регионах, потому что они там дешевле стоят. Нужно активно действовать. На той же Стартап Афише можно мониторить резюме и вакансии в регионах. Единомышленниками могут стать коллеги, которые захотят уйти с вами в новое дело. Например, если вы работаете в компании, которая занимается онлайн-играми, и хотите сделать собственную игру, вам проще найти партнеров, вы все равно варитесь в одной среде, знаете дизайнеров, программистов, маркетологов в отрасли. Коллеги, эксперты из вашего окружения могут вам что-то посоветовать или указать на начинающих профессионалов. На начальном этапе лучший стимул – доля в проекте. Ваша команда может пойти на лишения, понимая, ради чего они.

E-xecutive.ru: То есть формирование команды для проекта – это больше поиск единомышленников? Или есть возможность приманить человека обещаниями выгоды в перспективе?

М.К.: Единомышленников найти можно, но сложно. Конечно, это идеальный вариант. Вы должны заразить человека своей идеей, верой в проект – это совершенно иной подход к подбору кадров. Одно дело вы работаете в большой компании и ищете себе в отдел кого-то, другое – поиск людей в команду. Ведь действительно проблема оплаты труда есть, и на начальном этапе вы не в силах предложить большой оклад, или вообще не можете платить и обещаете долю в проекте, перспективы в будущем. Вам нужны люди, которые одновременно с вами думают о той же идее, вы соединяетесь и решаете, что проще делать командой один проект, чем разрозненно работать над отдельными схожими идеями. Преимущества инкубаторов, мероприятий, конференций в том, что они дают возможность найти единомышленников или похожие проекты. Те же самые HackDay, когда люди собираются на выходные, чтобы разработать и запустить стартап в двухдневный срок. На наших форумах девушки также часто объединяются в команды, понимая, что их идеи похожи. И эффективнее будет объединить усилия.

E-xecutive.ru: Есть ли возможность работать над проектом параллельно с занятостью в сторонней компании, и что для этого требуется?

М.К.: Требуется много времени, которое вы можете посвящать делам вне своей постоянной занятости. Вас ждет работа по ночам и в выходные! Иначе никак! А далее перед вами выбор: гарантии и стабильность сейчас, либо большие перспективы, но в будущем. Хорошо, когда есть какой-то финансовый запас, и вы можете на какой-то промежуток времени не волноваться о деньгах.

E-xecutive.ru: Есть идея, бизнес-план, команда, как убедить инвестора, если вы симпатичная девушка? Мужчинам верят охотнее?

М.К.: Сегодня женщины вносят существенный вклад в стартап-индустрию, однако их проекты чаще всего не рассчитаны на быстрый рост и потому не окупаются в краткосрочной перспективе. Крупным венчурным фондам это неинтересно. Хотя женская аудитория все активнее потребляет. Проекты, ориентированные на женскую аудиторию, очень перспективны.

Среди инвесторов очень мало женщин. А мужчины плохо разбираются в женских нишах. И сейчас мы активно работаем над тем, чтобы вовлекать женщин, имеющих свободные средства, в инвестирование интернет-проектов. Ведь не всем нужны большие инвестиции, даже $50 тыс., не говоря о более крупных суммах. Зачастую на создание прототипа достаточно $10-20 тыс. Предпринимательство – это не гонка высокотехнологичных идей. В регионах, например, девушек часто останавливает опасение, что проект окажется невостребованным. Хотя, как оказалось, порядка 50% среднего и малого бизнеса в таких городах как Новосибирск, принадлежит женщинам.

Поэтому мы и направляем внимание женщин в сторону интернет-проектов, где порог входа значительно ниже. Всемирная сеть дает возможность с небольшим финансовым капиталом попробовать запустить проект, предоставляет мобильность, что так важно женщине, позволяет найти незанятую нишу, возможность быстрее масштабировать бизнес. Например, сейчас легче открыть интернет-магазин, чем реальный.

E-xecutive.ru: Многие видят в предпринимательстве решение для женщин, у которых уже есть семья, дети, и не имеющих возможности проводить треть жизни в офисе. Так ли это на ваш взгляд?

М.К.: Да, интернет и свой бизнес в целом дают много преимуществ. Это, в первую очередь, гибкий график, возможность выстраивать свой рабочий день в зависимости от потребностей семьи и детей. Это большой плюс.

Но, повторюсь, не стоит думать, что это так легко и просто. Зачастую приходится работать по ночам или выходным. Выкраивать любую свободную минуту для того чтобы поработать над проектом, вместо того чтобы посвятить время себе.

Если вы занимаете должность внутри компании, не самую статусную и ответственную, то вам проще. Вы знаете, что с 9 до 18 нужно быть в офисе, а после вы совершенно свободны, и голова ни о чем не болит. И есть законные выходные, отпуск, больничный. Если вы предприниматель – вас не покидает головная боль (в хорошем смысле этого слова) о проекте. Его никуда не выкинуть, вас постоянно окружают вопросы, которые требуют решения. У вас нет законных выходных или отпуска.

Сейчас стандартная схема для большинства женщин, работающих в найме, – уйти в декрет с рождением ребенка и минимум на год, а то и на три, выпасть из профессиональной и общественной, социальной жизни. Мне кажется, это неправильно, и такой подход нужно менять. Дети – это не обуза и ни в коем случае не преграда для профессионального развития. Стартап – возможность заботиться о ребенке и параллельно с этим развивать бизнес. У нас в StartupWomen есть огромное количество примеров, когда рождение ребенка не мешает запускать свои интернет-проекты и активно ими заниматься. В большинстве случаев дети дают еще больший заряд энергии и желание свернуть горы. Ну а малышам расти и наблюдать за активной и целеустремленной мамой, мне кажется, гораздо интереснее.

E-xecutive.ru: Не все вписываются в идеалы, не каждой удается успевать все – и наладить семью, и построить успешную карьеру. Вечный вопрос. Как вы считаете, что важнее: искать свою половинку, думать о детях и семье или стремиться к профессиональному росту?

М.К.: Все важно, и это большая победа, если женщине удается все совмещать. Сложно достичь идеала и гармонии во всем. Но нужно к этому стремиться! Конечно, где-то детям недостает внимания мам, а где-то мужьям внимания жен. Но здесь ваши близкие должны идти вам на уступки и относиться с пониманием. Очень важно иметь поддержку тыла!

E-xecutive.ru: Идеальная карьера для женщины, какая она?

М.К.: У каждого свои показатели и критерии успешности. У всех наших Startup Women девушек свои мотивы к созданию проектов. Кто-то стремится к финансовой независимости, кто-то – к самореализации, кто-то – к созданию высокодоходного и масштабируемого бизнеса, а кто-то хочет основать небольшой проект, который будет приносить постоянный, пусть и небольшой доход. Любой женщине важно реализовать себя, и путь у каждой свой. Конкретного рецепта нет, главное найти составляющие своего личного успеха, которые позволят чувствовать гармонию. Мы за гармонию в первую очередь! Важно заниматься любимым делом по жизни.

E-xecutive.ru: Если не получилось реализовать проект, как вернуться к прежней работе?

М.К.: Стартап – это не пропасть, в которую прыгаешь, не имея обратного пути. Человек работает над своей идеей, и есть огромное количество факторов, которые могут помешать. Не найдены инвестиции, подвела команда, не оправдалась рыночная ситуация. Не обязательно возвращаться на ту же должность в той же компании, с которой вы уходили. Стартап – это в любом случае рост, профессиональный и личностный. Когда вы собираетесь с силами и делаете свой проект, вы становитесь активнее, целеустремленнее, ответственнее. Вам приходится очень много читать, анализировать, штудировать, посещать мероприятия, вы развиваетесь, приобретаете новые навыки. Поэтому сдавать позиции не стоит. Если вы поняли, что сейчас не готовы для стартапа, почему бы не попробовать себя в роли руководителя проекта внутри компании? Но зачастую люди, узнавшие вкус предпринимательства, не способны променять обретенную свободу и возможности ни на что другое. Это факт!

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.148 сек.
Яндекс.Метрика