28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 23:36:58
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Все о близнецах, или Десять бизнес-идей, которые мы скопировали на Западе



Нурия Фатыхова
Источник: E-xecutive
добавлено: 28-03-2012
просмотров: 5432
Российские поисковики, интернет-магазины, социальные сети и банки родились где-то на Западе. Если в советское время мы копировали технологии, то теперь нам достаточно бизнес-идеи. E-xecutive.ru сравнил видения, миссии и просто принцип поведения российских комапний и их западных «отцов-прародителей».

Китайские предприниматели копируют (речь идет не о подделке) западные марки в основном по принципу общей оболочки, несущественно изменяя название. Так, сеть быстрого питания KFC была просто превращена в KFG. Первые российские попытки повторить западный бизнес-опыт шли по тому же принципу. Копировались не просто бизнес-идея, но и дизайн, логотипы, а названия на русском были созвучны своим «отцам». Самый яркий пример – это, конечно, интернет-магазин Ozon, изначально – копия Amazon. Помогла ли эта похожесть добиться компаниям-повторюшкам успеха? Наверное, да.

Со временем мы перестали копировать названия и дизайн, но не перестали перенимать бизнес-идеи. В какой-то степени суть российских стартапов, особенно в области IT и Интернета, свелась к охоте на новые западные бизнес-модели. E-xecutive.ru, решил посмотреть на 10 западных компаний и их российские копии. Каких успехов добились повторюшки? 

Копия №1

В 1998 году, когда Интернет только, только появлялся в квартирах со скоростью 50 Кб в минуту, открылся online-магазин Ozon. Кто его мог открыть? Кому в голову пришла мысль, что в безинтернетовой России кто-то будет покупать online? Конечно, айтишникам, единственным в те времена продвинутым людям в только начинающей опутывать планету сети. Это были Александр Егоров и Дмитрий Рудаков, владельцы маленькой IT-компании.

Первые товары магазина – книги, потом появляются музыка и видеокассеты. Оформление, услуги, сервис – все похоже на американский Amazon, открывшийся тремя годами раньше (основатель Джеф Безос).

Магазин долго работал на российский лад. «Почта России» преподносила сюрпризы, товары шли слишком долго до потребителя. Не отработанной была система возврата и обмена.

Через семь лет «Озон» расширяет ассортимент. Теперь там можно купить все – технику, мебель, игрушки. Еще через пять лет в магазине значится полтора миллиона товаров. И, наконец, компания делает акцент на скорости доставки товаров для клиента. Открываются точки сортировки  в разных городах России, появляются другие способы оплаты и доставки.

Сегодня у компании около 1000 сотрудников. Руководит всем этим француженка Маэль Гавэ. Правда, на официальном сайте все еще значится имя предыдущего топа. До сих пор «Озон» ориентируется на заокеанский пример, подключая все новые сервисы и услуги.

Итак, приоритетом этой  компании сегодня являются простота использования магазина для клиента (насколько хорошо эта ценность реализуется – сказать сложно). С точки зрения бизнеса «Озон» успешно следует своим задачам – быть масштабируемым бизнесом, стремиться полностью управлять упаковкой и логистикой товаров. Каких-то других ценностей компания не озвучивает.

В это же время прародитель Amazon постоянно корректирует свое видение и ценности. Сегодня, например, компания подчеркивает акцент  на экологии. Интернет-магазины не используют лишней бумаги, а товар упаковывается в уже переработанные вторично материалы. 

Что касается бизнес-решений, то здесь компания четко прописала свои принципы лидерства: в центре – общение с клиентом, не жертвовать долгосрочными ценностями для краткосрочного результата; создавать инновации по принципу упрощения; планка производительности должна повышаться, чем более высокую позицию занимает сотрудник в компании; думать глобально и ориентироваться на высокий стандарт управления; топ-менеджеру не бояться спускаться и смотреть все уровни компании. И еще один очень полезный в бизнесе принцип – не тратить деньги на вещи, которые не имеют значения для клиентов. Сегодня Amazon – это не только интернет-маркет с филиалами по всему миру, но платформа для других интернет-магазинов и магазинов традиционной розничной торговли.

Топ-менеджеры компании в планах на будущее придерживаются мысли, что интернет-торговля только начинает свою историю, а значит бизнес такого рода может развиваться и развиваться.

Копия № 2

Компании Yahoo! уже 17 лет. Ее основатели Девид Файло и Джерри Янг сначала создавали некий архив, дневник просматриваемых сайтов в Интернете, а вышла поисковая система. Создание поисковиков – это самая популярная бизнес-идея, носящаяся в воздухе  в середине 1990-х в Америке.

Yahoo! не была самой первой системой, но была лидером по созданию новых сервисов. Уже в 1997 году компания подключила сервис персональной почты, в 1999 году создает службу быстрого обмена сообщениями Yahoo Manager. В 2000 компания создает не просто сервисы, а полноценные ресурсы – музыкальный, фотоблог Flickr и т.д., и успешно осуществляет их монетизацию, не ограничиваясь доходами от контекстной рекламы. К этому времени компания уже скупила мелких конкурентов и обезопасила свою технологическую основу, занимаясь разработками в сфере телекоммуникаций.

Хотя сегодня Yahoo! проигрывает Google как поисковик, компания является мировым лидером и примером успешной генерации и реализации новых бизнес-моделей. Поиск осуществляется на 30 языках. В компании работают 13700 сотрудников в 25 странах.

Российский король поиска Yandex не соглашается с тем, что его название созвучно с американским соседом. Сегодняшние топы компании Илья Сегалович и Аркадий Волож имеют свою версию происхождения слова. Ну и ладно. В конце концов, Yandex находится только в начале пути к международной славе. В 2011 году компания запустила свой сервис в первой нерусскоязычной стране – Турции. Это можно считать большим прорывом. Годом рождения компании считается 1997 год. В 1998 году поисковик начал зарабатывать на контекстной рекламе. Но сама компания была создана только в 2000 году. Инвестором тогда стал фонд ru-Net Holdings Limited, вложивший $5.28 млн.

Эти деньги помогли «Яндексу» начать разрабатывать новые сервисы. Уже в следующем году появляется раздел «Товары», в течение следующих трех лет – служба отслеживания посещаемости сайта «Метрика», хостинг для хранения данных, сервис narod.ru, служба самостоятельного размещения рекламы «Директ» и автоматическое определение региона пользователя для контекстной рекламы. Развитие платформ для рекламы стало ключевым моментом успеха компании. Одновременно, модель монетизации сервиса не мешает пользователю. На сайте запрещены всплывающие или «ползающие» по экрану окна и прочее. Еще одно направление компании, развивающееся без особо пристальной оглядки на конкурента, – это службы словарей. Подключение энциклопедий и словарей Lingvo – это такая российская роскошь.

Сегодня сотрудников «Яндекса» — около 3 тыс. человек в разных городах и странах.

Копия № 3

Пересказывать здесь историю Facebook не имеет смысла. Отметим только, что изначально социальная сеть была создана для студентов университетского городка, для студенческого комьюнити. Первую прибыль компания заработала именно на студентах. Тогда же в мире стали экспериментировать с новоиспеченной моделью, цепляясь именно за профильность как основное свойство сети. Так, в Германии в 2006 году был создан StudiVz – лист студентов. Но только когда регистрация в сети стала доступна для всех, компанию Facebook заметили крупные игроки рынка. Это было в 2007 году. Тогда же компания начала усердно развивать способы монетизации ресурса, что делает до сих пор. Сегодня цель сети – быть не просто местом личного общения, но и платформой для презентации себя как компании, повышения трафика других ресурсов, площадкой, где происходит профессиональный обмен информацией и создаются события. В 2012 году сеть может выйти на IPO.

Существует не одна русская версия социальной сети, а целых две. «Вконтакте» был первой компанией, попытавшейся копировать чуть ли не каждый шаг Facebook. Похоже было все – цвет панели, дизайн, сервисы, модель монетизации. Отличилась наша соцсеть только наличием пиратских музыки и видеоконтента, в чем выиграла перед своим американским конкурентом. Отталкивающими для многих пользователей, однако, оказались условия регистрации на сайте, ужесточенные в 2009 году (необходимо вводить полную информацию о себе и размещать реальную фотографию, за нарушение страница штрафовалась), большое количество взламываемых каждый день страниц пользователей и средний возраст пользователя (23 года).

Другая повторюшка Facebook - это нынешний сервис Mail.ruМойМир. Последняя версия дизайна сети до неприличного напоминает американца Facebook.

Копия № 4

Что было самым желанным, когда развалился Советский союз? С уверенностью можно сказать – еда. А быстрая еда – как за океаном – еще желаннее. Очереди в MacDonald’s должны были натолкнуть кого-то на создание российской копии.

Рынок общественного питания в России еще очень невелик. У нас до сих пор недостаточно достойных аналогов западных или азиатских кафе, булочных и т.д. Поэтому и сегодня самыми яркими национальными проектами в области сетевого быстрого питания остаются «Ростик’с» и «Теремок».

Первый (1990 году) – не совсем российская компания (в прошлом «Ростик Групп»), но очень русская марка, придуманная потомком русских эмигрантов, уроженцем Венесуэлы Ростиславом Ордовским-Танаевским Бланко. В принципе, образцом для подражания «Ростик’с» был KFC, где главным блюдом меню является жаренная курица. Именно на этом блюде сосредоточился по началу и русский бренд. Но через какое-то время, компания поняла, что будущее за популяризацией национальной кухни. В меню фасфуда появляются пельмени, пирожки и другие русские блюда. Популярность ресторана стала расти. Это был знак к открытию новых точек, многие из которых работали на условиях франчайзинг. Однако в 2009 году «отец» покупает сына. Теперь кафе «Ростик`с» носит имя «Ростик’с KFC». Победа это или поражение?

То, что национальная еда может быть отличным фасфудом, понял и Михаил Гончаров, основатель (в 1998 году) и владелец сети блинных «Теремок». Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге существует 112 кафе «Теремок» и около 70 киосков. У компании есть отличный потенциал по расширению рынка. Основой бизнес-модели послужили как MacDonald`s, Subway и «Ростик`s», так и французские киоски-печки с блинами, очень популярные в Европе.

Копия № 5

Американский сайт Groupon предлагает скидки на товары и услуги в виде купонов. Вы их покупаете и отправляетесь за полцены за покупкой.

Идея этого сервиса была реализована в 2008 году в Чикаго. В первый же год компания заработала почти $100 млн. Бизнес-модель купонатора предельно проста. Для бизнеса – это альтернатива рекламе. Для покупателя – возможность сэкономить. Сервис выступает посредником и зарабатывает на процентах.

Понятно также, что скопировать купонатор – легко. В 2009 году по всему миру стали как грибы появляться похожие сервисы. В России сразу несколько. «Групон» в тот момент уже стал думать о скупке мелких конкурентов. А конкуренты – о продаже себя первопроходцу. Когда компания заинтересовалась Россией, здесь уже выстроилась очередь желающих продаться. Удалось это Darberry Елены Масоловой в 2010 году. Маленькая копия получила $5 млн. Другие же претенденты не пропали и работают дальше. Кроме того, появились новые русские купонаторы: Bonkupon, Kupikupon, Skidka-kupon, Vigoda  и др.

Копия № 6

Это одна из самых неудачных российских копий суперуспешной американской компании. Речь идет о «Молотке» и eBay.

Вроде бы, что здесь гадать, все секреты крупнейшего интернет-блошинного рынка, основанного Пьером Омидьяром в далеком 1995 году, на виду. Вот взял этот американец и выставил 12 лет назад на аукцион лазерную указку. Нашлись покупатели. И пошло дело. Через 12 месяцев у магазина уже 41 тыс. зарегистрированных пользователей. Товары проданы на $7 млн. Через четыре года компания становится публичной. Сегодня у сервиса более 97 млн активных пользователей по всему миру. На eBay каждый может купить и продать все, что угодно. Но это место теперь не просто блошиный рынок, но и платформа для малого бизнеса. Здесь есть сервис специально для автомобилей, раздел eBay.shop и т.д. В 2010 году магазин продал товаров на $ 62 млрд.

Секрет правильной реализации бизнес-модели – щепетильное отношение к мануалу сервиса. У клиента не должно оставаться вопросов, что и как делается. Еще в конце 1990-х годов Пьер Омидьяр даже издал книгу в известной серии «eBay для чайников».

Итак, а что же в России? У нас есть «Из рук в руки», совсем недавно начавший раскручивать свой интернет-проект Irr. Есть «Молоток», управляемый Allegro MAIL.RU eCommerce Group. Именно этот интернет-магазин на все 100% ориентирован на eBay. Сервисы – те же (например, автомобильный). Функции – тоже. На «Молотке» встречаются как вещи частных лиц, так и товары от интернет-магазинов, профессиональных продавцов. Каждый день на сайте появляется около 15 млн предложений. Только вот, скажите, вы покупаете что-то на «Молотке»? Или вы охотнее ждете растаможку товара, заказанного на eBay? Получается, раскрутка бизнес-модели блошиного рынка остается задачей на ближайшее время. 

Копия № 7

Снова выйдем из online-сферы. Понятно, что 20 лет рыночной экономики – это очень мало. Поэтому без оглядки на более опытных капиталистов не обойтись, если вы хотите добиться успеха в бизнесе.

Известно, что в 1990-е годы перестала координироваться система продовольственных магазинов. Все вокруг приватизировалось, теряли силу договоренности, исчезали партнеры. Так или иначе, наладить продовольственную инфраструктуру нашим бизнесменам цивилизованно очень долго не удавалось. Вплоть до 2000 года площади были заняты частными ларьками с юбками для женщин, колготками, конфетами и колбасой. Шум, гам, стресс.

А что нужно любому – богатому и бедному – человеку в городе? Возможность быстро купить (желательно недалеко от дома) самые необходимые продукты.

Но после кризиса 1998 года богатых в стране осталось не так много. Самый верный путь был – создавать недорогие сетевые продуктовые магазины по западному образцу.

Так, в 1999 такие магазины решили открывать предприниматели Андрей Рогачев и Александр Гидрой из Санкт-Петербурга. Имя для бренда было выбрано спонтанно - «Пятерочка». Компании понадобилось два года, чтобы освоить один город и выйти на рынок столицы. Этот шаг приводит к идее развития франчайзинговой сети по всей стране. В 2005 году супермаркет начинает покупать конкурентов, а именно – сеть «Копейка». В том же году компания проводит IPO. А еще через год происходит слияние «Пятерочки» с основным конкурентом и примером для подражания – «Перекрестком».

«Перекресток» к этому времени являлся старейшим в России ритейлом. Первый магазин был открыт в 1995 году. В 1996 году был получен зарубежный кредит — $42 млн от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Это позволяет компании расширяться. Но пока в Москве. Первый региональный магазин открылся только в 2002 году.

За 15 лет существования по всей стране открылось более 300 супермаркетов под этим брендом. Сегодня «Перекресток» пытается развивать online-заказы, открыл 8 магазинов «Зеленый Перекресток», играя на волне борьбы за экологию и качественную пищу. На сайте магазина любой клиент может найти финансовую отчетность. Этот факт удивляет и радует. Так как именно этот пункт и пункт «отчет перед акционером» являются обязательными у всех  крупных компаний на Западе. А вот у их российских копий такая информация в Интернете обычно отсутствует.

Но откуда в 1995 году появилась такая четкая и успешная бизнес-модель? Из Европы. Многим первые логотипы этого бренда напоминали английский Tesco. Именно в Англии родилась модель небольшого бюджетного продовольственного магазина (в США больше популярны гигантские супермаркеты). История Tesco начинается чисто по-английски: в 1919 году некий Джек Коэн открыл первую лавочку в лондонском Ист-Энде. Понятно, что тогда речь не шла о бизнес-модели супер-ритейла, основным принципом которого являются доступные цены.

Давайте просто посмотрим на семь тезисов из стратегии этой успешной компании:

  1. Помочь Великобритании;
  2. Стремиться быть выдающейся международной розничной торговой организацией в магазинах и в Интернете;
  3. Знать обо всем, что мы продаем;
  4. Развивать розничные услуги на всех наших рынках;
  5. Быть ответственными за то, что мы делаем, перед обществом;
  6. Работать с брендами, которые ценит наш потребитель;
  7. Создавать ценность для команды и делать команду ценностью.

Эти принципы еще долго будут помогать быть успешными сетевым магазинам.

Копия № 8

Low-cost – бюджетные авиакомпании. Билеты стоят дешево, но зато пассажир отказывается от привычных услуг. Это может быть горячее питание или бесплатный провоз багажа весом 20 кг, отсутствие бизнес-класса, а иногда даже и фиксированного посадочного места. Часто используются отдаленные от города маленькие аэропорты. Авиакомпания закупает стандартный набор самолетов одной марки. История таких авиакомпаний началась в США где-то в конце 1980-х годов. Но бизнес-модель быстро получила распространение по всему миру. В итоге лидерами международных бюджетных полетов стали европейские Ryanair (1990 год) и EasyJet (летает с 1995 года).

До России тенденция шла очень медленно. Только в 2006 году заговорили о первом дискаунте SkyExpress. Вначале авиакомпания радовала такими цифрами как 300 руб., потом цены перевозчика стали неуклонно расти. На сегодняшний день на некоторые маршруты в города России билеты этой авиакомпании стоят даже дороже, чем у обычных перевозчиков.

При этом в Интернете можно найти отзывы обычных пассажиров, которые чаще всего жалуются на постоянные задержки рейсов, ошибки в обработке билетов и грубость персонала.

Осенью 2009 года в России появилась еще одна бюджетная авиакомпания – «Авианова», обслуживавшая европейскую часть страны. Цены были действительно низкими. Из Москвы в Ростов на Дону можно было улететь за 400 руб. Качество обслуживания приближалось к европейскому. Правда, через год работы появились задержки рейсов, так же, как и у SkyExpress. Ходит слух, что причиной таких задержек у этих авиакомпаний было недостаточное количество самолетов. Одно воздушное судно было закреплено за двумя почти одновременными маршрутами. Но это только слух.

Ровно через два года на сайте компании появилось следующее объявление: «В связи с ухудшением финансово-экономического состояния авиапредприятия ООО «Авианова» прекращает регулярные пассажирские перевозки с 00.01 московского времени 10 октября 2011 года». Бизнес-издания обсуждали детали бизнес-модели, в поисках причины убыточности. Версий много. Но ни одна не прояснила ситуацию. 

Копия № 9

Основная функция банка – не просто хранить деньги клиента, а работать с ним. Так считают сегодня почти все банки на Западе. Однако не у всех получается хорошо общаться с людьми. В Америке лидером по любви к клиенту стал банк Capital One, основанный в 1988 году Ричардом Фейрбенком. И здесь речь идет не о заманчивых процентных предложениях. Уже тогда главной задачей банка стало объединение работы специалистов, технологий и информации для того, чтобы принести пользу непосредственно потребителю через удобство услуг. Основной упор в банке делается на развитие сервисов для клиентов, делающих отношение с банком быстрым и легким. Именно этот банк одним из первых стал использовать бесплатную курьерскую доставку на дом пластиковых карт клиентам. Остальные банки все еще продолжают отправлять карточки по почте. Также Capital One имеет отлаженную систему общения с клиентом по телефону.

В России скопировать модель банка решил предприниматель Олег Тиньков. Закончив свой пивной бизнес, он в 2006 году открывает «Тинькофф. Кредитные Системы» (ТКС)», делая упор на дистанционном обслуживании клиентов на рынке кредитных карт. Ценности компании повторяют ценности Capital One: высокое качество сервиса, дистанционность (в банке не бывает очередей), простота в получении кредитной карты, технологичность. Пока у «ТКС» соблюдать эти ценности получается. 

Копия № 10

YouTube уже феномен, символ зародившейся пару лет назад гражданской журналистики и расширения границ творчества. А ведь этот видеохостинг, принадлежащий сегодня Google, существует только шесть лет. Секретом YouTube называли формат видео flv , который позволял сохранять адекватное качество при минимальном объеме файла. Именно в этот формат перекодируются все возможные изображения. Но популярность этого сайта все-таки связана с другим. В отличие от социальных сетей, где предлагалось «жить», YouTube просто давал людям платформу для размещения видеороликов без обязательной коммуникации с друзьями. Сервис хостинга предполагал «дружбу», но только по принципу «мне нравится твое видео, я подпишусь на тебя». С другой стороны, людей раззадоривала возможность получать оценку за свое видео. Уже в 2006 году стали появляться герои YouTube – актеры, музыканты, снявшие себя на видео и т.д. Режиссеры выкладывали туда трейлеры, кто-то просто демонстрировал там свои таланты. Хостинг также стал платформой для более свободного обмена информацией – новостные ролики, снятые телефоном со свидетельсвом катастрофы или терракта. Для людей из стран с жесткой цензурой здесь была трибуна для политических высказываний и разоблочений.

В России ровно через год после запуска YouTube появился RuTube, тоже видеохостинг, тоже возможность размещать и оценивать. Авторы копии Олег Волобуев и Михаил Паулкин. Отлично: создали, так же быстро смогли найти покупателя и инвестора. В 2008 году его купил «Газпром-Медиа-Холдинг». Многие телеканалы стали размещать в RuTube передачи и новости. Однако популярность видеохостинга на родине среди обычных пользователей остается спорной. В чем причина? Непонятно. Вроде сайт модернизировался. Добавились тематические разделы. Может быть, все дело в том, что компания не определилась с целью? Ведь у YouTube все было изначально предельно просто – не докучать потребителю, упростить регистрацию и дать просто использовать канал по своему усмотрению.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика