28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 23:46:01
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Локомотив с американским сердцем

Россия занимается разработкой локомотивов, работающих на сжиженном природном газе



Мерешко Надежда
Источник: Эксперт
добавлено: 19-07-2012
просмотров: 5223
Единственной страной в мире, которая занимается разработкой локомотивов, работающих на сжиженном природном газе, остается Россия. На днях было объявлено о создании совместными усилиями компаний РЖД, Трансмашхолдинг и Caterpillar нового типа подвижного состава — газотепловоза
 
На базе маневрового тепловоза ТЭМ18ДМ будет создан газотепловоз

В рамках VII Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520», состоявшегося на днях в Сочи, было подписано более десятка различных соглашений и контрактов. Одним из наиболее важных стало трехстороннее соглашение о создании газотепловоза с газопоршневым двигателем, подписанное представителями РЖД, Трансмашхолдинга и американской компании Caterpillar. Цель сотрудничества — запуск на территории нашей страны производства экономически эффективных маневровых газотепловозов, соответствующих современным экологическим требованиям.

В России уже есть пример локомотива, работающего на сжиженном природном газе (СПГ) — газотурбовоз, опытный образец которого пока проходит испытания на железной дороге (см. «Ждем безвредный поезд», «Эксперт» № 9 за 2012 год).

Новый маневровый газотепловоз, опытный образец которого планируется создать к ноябрю этого года, будет более экономичным в обслуживании по сравнению с обычным тепловозом и, как и газотурбовоз, будет работать на СПГ, имеющем высокие экологические показатели по сравнению с дизельным топливом. Решить проблему заправки новых локомотивов планируется за счет строительства нового завода по сжижению природного газа в Тамбовской области, первая очередь которого будет введена в эксплуатацию в 2014 году. Предполагается, что к этому периоду после испытаний и сертификации новые газотепловозы будут выпускаться серийно.

Новый эксклюзив

Проектированием опытного образца газотепловоза занимается «дочка» РЖД — Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (ВНИКТИ). Газопоршневый двигатель для нового локомотива планируется приобретать у Caterpillar, а сборка будет производиться на одном из заводов Трансмашхолдинга. «В этом году, в октябре, если не подведут американские партнеры, мы ожидаем первый образец. В ноябре мы этот локомотив уже сможем показать», — сказал «Эксперту» старший вице-президент РЖДВалентин Гапанович.

Планы по объемам производства пока не утверждены — многое будет зависеть от успешности испытаний новой машины, но, по словам групп-президента Caterpillar Inc. Жерара Виттекока, планируется, что это будет 10–12 машин. Инвестиции в создание опытного образца вместе с разработкой проектной документации оцениваются в 40 млн рублей.

В числе преимуществ нового локомотива — более дешевое топливо, цена на которое в два раза ниже, чем на дизель, и многократное снижение вредных выбросов в атмосферу. Если сравнивать количество вредных выбросов от работы локомотива на СПГ с работой на дизельном топливе, то разница будет 10–15-кратной. «Мировое энергетическое потребление постепенно смещается в сторону газа. Главные игроки здесь — США и Россия, поэтому наша кооперация вполне закономерна», — говорит Жерар Виттекок.

Топ-менеджмент РЖД тоже считает, что у газомоторного топлива большие перспективы. «В ближайшие пять-семь лет газомоторное топливо будет занимать заметную долю в сегменте моторных топлив. Сейчас локомотивы, работающие на сжиженном природном газе, считаются неким эксклюзивом, поскольку их никто не производит, но за этим подвижным составом будущее», — уверен Валентин Гапанович.

На разных просторах

Планируется, что газотепловоз будет создан на базе экипажной части маневрового тепловоза ТЭМ18ДМ, а в качестве силовой установки будет применен газопоршневый двигатель Caterpillar мощностью 1 тыс. кВт, работающий по принципу двигателя внутреннего сгорания. Мощность газотепловоза почти в восемь раз меньше мощности уже разработанного газотурбовоза, построенного на базе электровоза ВЛ15. В нем в одной из двух шестиосных секций расположена газотурбинная установка НК-361 мощностью 8,3 тыс. кВт, созданная на базе авиационного двигателя. А во второй секции (бустерной) находится криогенная установка с запасом топлива 17 тонн. «На каждом локомотиве мы имеем разные принципы получения механической энергии: на газопоршневом локомотиве стоит обыкновенный двигатель внутреннего сгорания, предназначенный для работы на природном газе, а на газотурбовозе — газотурбинный двигатель», — поясняет заведующий сектором конструкторского отделения ВНИКТИ Андрей Воронков.

Исходя из этого газотурбовоз предназначен для перевозки больших тяжеловесных составов, а газопоршневый локомотив — маневровая машина в основном для работы на станциях. «Газотурбовоз — это для великих сибирских просторов, где нужно водить очень тяжелые поезда на неэлектрифицированных участках магистрали. Маневровый локомотив с газопоршневым двигателем предназначен для маневровых работ в густонаселенных районах, где важно не наносить урон экологии», — рассказал «Эксперту» после подписания соглашения о создании нового локомотива технический директор Трансмашхолдинга ВладимирШнейдмюллер. По словам г-на Виттекока, газотепловоз будет использоваться, в частности, во время XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Решение о том, на каком именно из заводов Трансмашхолдинга будет собираться новый локомотив, планируется принять ближе к окончанию проектирования машины — ориентировочно через два-три месяца. Главным же вопросом остается инфраструктура по заправке локомотива топливом.

Тамбовский СПГ

Именно после решения проблемы с инфраструктурой и обеспечения локомотивов топливом проекты газотурбовоза и газотепловоза смогут активно развиваться. Большие надежды в организации заправки нового локомотива РЖД возлагает на проект нового завода по сжижению природного газа, который планируется реализовать в Тамбовской области. Предполагается, что первая очередь нового завода в Староюрьевском районе области мощностью 130 тыс. тонн СПГ будет введена в эксплуатацию в третьем квартале 2014 года. На полную мощность — 1 млн тонн в год — завод выйдет к 2016 году. По данным администрации Тамбовской области, технические условия на поставку природного газа уже согласованы с «Газпромом».

 
Новый проект вселяет оптимизм в групп-президента Caterpillar Inc. Жерара Виттекока (слева) и президента ОАО РЖД Владимира Якунина

Стоимость завода оценивается в 20,7 млрд рублей. Инвестором и оператором проекта выступает Тамбовская газоперерабатывающая компания, 74% акций которой принадлежит ЗАО «Иннефтегазстрой», контролируемому ВикторомЛушниковым. В настоящее время под строительство завода уже приобретены земельные участки общей площадью 350 га. Реализация проекта будет осуществляться при финансовой поддержке Внешэкономбанка, размер участия которого составит 18,1 млрд рублей. В начале апреля наблюдательный совет ВЭБа одобрил выделение первого кредита в размере 250 млн рублей на подготовку строительства.

Пока же в России есть единственное специализированное предприятие по сжижению природного газа — Sakhalin Energy на Сахалине, оператором которого выступает «Газпром». Кроме того, сжиженный природный газ выпускается на нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих заводах, а также на нефтехимических предприятиях. По итогам прошлого года общий объем производства СПГ в России составил около 11 млн тонн, а за последние пять лет его производство, по данным исследовательской группы «Петромаркет», увеличилось более чем на 30%. Основной потребитель СПГ — нефтехимическая отрасль. Кроме того, он используется в коммунально-бытовом секторе и как моторное топливо.

Немаловажный вопрос в реализации проекта газотепловоза — стоимость сжиженного природного газа. Несмотря на то что он, несомненно, дешевле дизельного топлива, разница все равно не столь значительна, как, например, в Америке, где дизтопливо дешевле в четыре раза. Сейчас стоимость одного килограмма сжиженного газа в Екатеринбурге, где в основном заправляется газотурбовоз, составляет 12–14 рублей, тогда как цена на дизельное топливо колеблется в пределах 24–28 рублей. «По мере роста объемов производства СПГ в стране мы надеемся на улучшение ценовой конъюнктуры», — комментирует Валентин Гапанович.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика