Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как сэкономить на МСФОЕ.В. Кулага, директор проектов по МСФО «HLB Внешаудит» Источник: Журнал "Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты" добавлено: 24-08-2012
просмотров: 6012 Сегодня для привлечения инвестиций компании необходима отчетность по МСФО. Однако процесс получения этой отчетности может оказаться довольно дорогостоящим. В этой статье мы хотим поделиться с вами некоторыми практическими советами по снижению стоимости составления отчетности по МСФО и ее аудита. Сокращение стоимости составления отчетностиВ процессе составления отчетности важно следующее: – Найти оптимальный уровень централизации – децентрализации процесса. Как правило, в больших группах компаний консолидация проводится центральным департаментом, а трансформация – на местах, в дочерних компаниях. Однако самые сложные расчеты по трансформации могут совершаться в центре, так как в центре сосредоточен более опытный штат, который справится с этой работой быстрее, чем специалисты на местах. – Автоматизировать процесс. Важно определить такой уровень автоматизации, который будет оптимально подходить к масштабам вашей компании. Как правило, сложное программное обеспечение не приводит к экономии ресурсов в небольших компаниях, поскольку для его использования нужен достаточно квалифицированный штат, а на его настройку и поддержание требуются немалые ресурсы. – Сблизить учетные политики по МСФО и РСБУ. Это приведет к уменьшению времени на расчет корректировок. В настоящее время стандарты РБУ достаточно приближены к МСФО. Если их использовать правильно и разумно, то порой можно добиться того, что учеты РСБУ и МСФО будут различаться несущественно. – Использовать единые учетные политики по РСБУ для всех компаний группы, а также единые настройки в бухгалтерском учете по РСБУ. Единые справочники и аналитики делают процесс трансформации типовым для всех компаний группы. За счет этого достигается ускорение и упрощение процесса трансформации. – Ввести в бухгалтерском учете дополнительные аналитики, необходимые для составления отчетности по МСФО. – Пользоваться бесплатными семинарами, которые проводит ваш аудитор отчетности по МСФО. Старайтесь повлиять на программу семинара, попросив партнера включить интересующие вас вопросы в повестку дня. Пользуйтесь бесплатными новостными рассылками от вашего аудитора. Сокращение стоимости расходов на аудитДля сокращения стоимости аудита отчетности по МСФО можно выбрать единого аудитора для отчетности по МСФО и РСБУ. Тогда время на аудит и его стоимость существенно сократятся. Существует и другой подход к уменьшению стоимости аудита. Для больших групп компаний, аудитором консолидированной отчетности по МСФО которых является компания «Большой четверки», можно посоветовать следующее: вы можете оставить для аудиторов «Большой четверки» только материнскую компанию и самые крупные (наиболее существенные) дочерние компании. Остальные дочерние и зависимые компании группы может аудировать другой аудитор. Если другой аудитор к тому же будет аудитором отчетности этих дочерних и зависимых компаний по РСБУ, тогда вы сэкономите вдвойне: – на уменьшении времени за счет того, что отчетности этих компаний по РСБУ и МСФО аудируются одним аудитором (уменьшение аудиторских процедур почти вдвое); – на разнице в стоимости услуг между компаниями, входящими в «Большую четверку» и в нее не входящими. По нашему опыту стоимость аудита при одина¬ковом качестве может различаться в 3–5 раз. Кроме того, бухгалтерские службы дочерних и зависимых компаний будут испытывать в 2 раза меньшую нагрузку при аудите. При таком подходе аудитор дочерних и зависимых компаний должен работать в рамках международного стандарта ISA 600 «Специальное рассмотрение: аудиты финансовых отчетностей групп» как аудитор компонента (компонент – это дочерняя или зависимая компания). Аудитор материнской компании будет называться аудитором группы, другой аудитор – аудитором компонента. Аудитор компонента должен в этом случае работать по инструкциям аудитора группы и по окончании аудита отчитаться аудитору группы, заполнить для него некоторые рабочие документы, сформировать и передать аудиторское заключение по проаудированному компоненту. Согласно стандарту аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности будет составляться и подписываться аудитором группы, т. е. компанией «Большой четверки». Нигде в аудиторском заключении не будет ссылок на то, что некоторые компоненты группы аудировались другой аудиторской компанией, так как по стандарту всю ответственность за выражение мнения аудитор группы должен взять на себя. Таким образом, не аудируя дочерние компании группы в «Большой четверке», вы можете получить точно такое же аудиторское заключение, как и в случае аудита «Большой четверкой» всех компаний группы. Единственное препятствие на этом пути – получить согласие вашего аудитора группы на такой подход. Дело в том, что согласно стандарту, если аудитор группы не уверен, что в результате такого подхода он получит достаточные аудиторские доказательства по компоненту, он должен отказаться от аудиторского задания. Поэтому важно заранее согласовать с аудитором группы кандидатуру аудитора компонента. У аудитора компонента должен быть достаточный опыт аудита аналогичных компаний и взаимодействия с аудитором группы. Сокращение стоимости составления отчетности по МСФО впервыеЕсли компания впервые составляет отчетность по МСФО, ей нужно определить, какими силами она будет это делать. Как правило, существует два варианта: своими силами или с помощью консультантов. Из своей практики мы знаем, что первую отчетность по МСФО лучше составлять с консультантами, так как они: – разработают методику трансформации, предложат готовые трансформационные и консолидационные модели и доработают их для вашего бизнеса, составят учетную политику. Если делать данную работу самостоятельно, это может занять довольно длительное время ваших наиболее квалифицированных специалистов; – предложат способ сбора необходимой для трансформации информации (как правило, информационные пакеты для заполнения вашими специалистами); объяснят вашим специалистам, как их заполнять; будут курировать и по возможности ускорять процесс сбора информации. Тем самым консультанты выстроят в вашей компании каналы сбора информации. Это будет гораздо быстрее, чем если бы новые набранные специалисты по МСФО пытались сделать это «изнутри», не имея еще достаточного опыта и веса в вашей компании; – обучат ваших специалистов работе с моделью, чтобы в дальнейшем специалисты компании могли выполнять работу самостоятельно. Вам не нужно будет тратить ресурсы на обучение своих специалистов с нуля или рисковать при наборе сразу целого отдела извне. Чтобы по максимуму использовать консультантов в ходе проекта по первому применению МСФО, мы рекомендуем еще на этапе запроса коммерческих предложений от консультантов включить следующие требования (которые затем перей-дут в отдельные требования в договоре): – Консультанты будут помогать вашим сотрудникам заполнять информационные таблицы, например путем поддержания горячей телефонной линии. – Консультанты будут работать в таких трансформационных моделях, которые вас устроят: либо предложат вам на выбор несколько моделей, чтобы вы смогли выбрать наилучшую для вас, либо будут работать в той, которая устраивает вашего аудитора (и вас). Для того чтобы вы могли выбрать модель, желательно к моменту начала проекта уже иметь в штате одного сотрудника со знанием и опытом в МСФО (возможно, руководителя будущего отдела МСФО), который, кроме того, будет контролировать работу консультантов в ходе проекта. – Консультанты обязаны укладываться в заранее заданные сроки. Это условие должно быть довольно жестким, поскольку, к сожалению, часто проекты по первому применению МСФО бывают чрезмерно затянуты, если у консультанта не хватает ресурсов для их быстрого выполнения. – По окончании работ консультанты должны передать компании все расчетные таблицы и файлы вместе со всеми примененными в них формулами и макросами, с кратким описанием работы файлов. Это важно оговорить изначально, так как иначе вы можете столкнуться с тем, что вам отдадут только текст отчетности или расчетные файлы с числовыми значениями, сохраненные без формул и макросов. В дальнейшем это приведет к необходимости повторить всю расчетную работу заново. – По окончании работ консультанты должны провести обучение ваших сотрудников работе с таблицами. Если вы еще при запросе коммерческих предложений укажете, что наличие такой услуги даст преимущество при выборе консультанта, то многие консультанты включат эту услугу практически бесплатно. – Консультанты будут обязаны защитить составленную отчетность перед аудитором, внести требуемые аудитором изменения в отчетность, отстоять позицию компании перед аудитором. Обязательства консультантов можно считать выполненными только после окончания аудита и подписания аудиторского заключения. Чтобы избежать потерь ресурсов и времени из-за проблем во взаимодействии всех участников проекта, еще до начала проекта необходимо: – определить спектр аудиторских компаний, аудиторское заключение от которых устраивает ваших инвесторов; – выбрать аудитора; – получить от аудитора предложение по нескольким компаниям-консультантам, с которыми он работал ранее и качество работы которых его устраивает. Это касается консультантов по составлению отчетности, оценщиков для проведения оценки активов и теста на обесценение, актуариев, если у компании есть пенсионные обязательства; – провести конкурс и выбрать консультанта. Хорошо, если один и тот же консультант предложит все три услуги: составление отчетности, оценку, актуарные расчеты, поскольку тогда одно лицо будет ответственным за все три процесса и не будет лишней траты времени на согласования между ними; – убедиться, что все консультанты согласовали свои методы работы с аудитором. Хорошо, если консультант является аудитором отчетности по РСБУ вашей компании. Тогда ему не нужно будет тратить время на изучение вашей компании, он будет знать, «с какой стороны подойти» к процессу сбора информации – а это один из самых длительных и сложных процессов при первом применении МСФО. Он будет ориентировочно знать спектр корректировок, необходимых для составления отчетности по МСФО. Такой консультант лучше всех «чувствует» объем работ и должен предложить наиболее оптимальную и оправданную стоимость. Компании следует осторожно относиться к слишком низким ценовым предложениям, поскольку они чреваты некачественным выполнением работ или попытками изменить стоимость работ в ходе проекта в связи с изначально неверным определением объема работ. Убедитесь, что консультант понимает объем работ и отвечает за сроки их выполнения. При выборе аудитора, если это не компания «Большой четверки», обращайте внимание на то, в какую международную сеть входит аудитор. Существует Forum of Firms (FOF) – Ассоциация международных аудиторских сетей, один из комитетов IFAC. FOF включает только международные аудиторские сети, проводящие аудиты транснациональных корпораций. Члены FOF принимают обязательства удовлетворять конституции FOF, включая строгие требования к качеству аудита (информацию об IFAC, FOF и требования к членам FOF см. на сайте http://www.ifac.org/Forum_of_Firms). В приведенной ниже таблице дан перечень международных аудиторских сетей – полных членов FOF и наименования российских аудиторских компаний, входящих в эти сети. Полные члены Forum of Firms
В таблице приведены названия московских офисов российских компаний, входящих в сети. Следует отметить, что во многие сети могут входить несколько российских компаний, поэтому третий столбец таблицы не дает полной информации о всех российских компаниях, входящих в перечисленные международные сети. Перечисленные аудиторские сети известны и признаются международными инвесторами. Аудиторские организации, не входящие в эти сети, могут оказаться неизвестными вашему инвестору. Определите, как часто вашей компании нужно составлять отчетность по МСФО. Если такая необходимость возникает один раз в год, то выгоднее отдавать работу на аутсорсинг консультантам. Обратите внимание! Если вы готовите отчетность по МСФО ежеквартально, выгоднее создать свой отдел МСФО. Начинайте формировать свой отдел в ходе проекта по первому применению МСФО. Старайтесь подключать ваших новых сотрудников к проекту. Например, пусть они проверяют сделанные консультантами расчеты – так они лучше изучат подходы к трансформации и консолидации и будут готовы в следующий раз сделать все самостоятельно. В конце проекта убедитесь, что ваши сотрудники получили от консультанта все необходимые разъяснения и готовы к самостоятельной работе, независимо от консультанта. ЗаключениеМы привели лишь несколько способов сокращения расходов на составление и аудит отчетности по МСФО. Уверены, что каждая компания, вовлеченная в этот процесс, добавит к этому списку и свои собственные рекомендации. Выполнение этих рекомендаций, в свою очередь, требует ресурсов. Мы считаем эти затраты оправданными: они заставляют работать более эффективно, приводят к уменьшению стоимости инвестиций, снижают порой неоправданно завышенную стоимость услуг в области МСФО. «Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты» № 4, 2011 Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|