Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Организация предварительного рассмотрения входящих документов на опыте Госкорпорации «Росатом»Каменева Екатерина Михайловна, Вождаев Михаил Источник: Объединённая редакция деловых журналов добавлено: 17-10-2012
просмотров: 9931 При предварительном рассмотрении входящих документов решается вопрос о том, кому направить документ, адресованный организации в целом или ее первому лицу. Это трудоемкая и сложная работа. Для облегчения, повышения качества и оперативности предварительного рассмотрения входящих документов Управление документационного обеспечения Госкорпорации «Росатом» разработало Матрицу распределения входящих документов. Аналогичный документ целесообразно использовать и в других организациях, поэтому мы решили поделиться опытом, подробно рассказав, как создать такую Матрицу в MS Excel и как ее потом использовать. Каменева Екатерина Михайловна, Главный специалист Управления документационного обеспечения Госкорпорации «Росатом» Для чего проводится предварительное рассмотрение входящих документов?В документе, поступившем в организацию, в качестве адресата может быть указана организация, ее подразделение, руководитель или работник. При этом значительный процент входящих документов независимо от их тематики и автора, как правило, адресуется организации или ее руководителю. Но передавать руководителю организации их все нецелесообразно по следующим причинам:
В связи с этим в практике делопроизводства сложились определенные правила работы с документами, в соответствии с которыми входящие документы, адресованные высшему руководству организации1, а также без указания конкретного лица или подразделения2 предварительно рассматриваются в службе документационного обеспечения управления3. Данная работа проводится с целью распределения вышеперечисленных документов на требующие обязательного рассмотрения руководителем организации и те, что направляются заместителям руководителя организации, руководителям подразделений и/или работникам. С нашей точки зрения, этап предварительного рассмотрения может быть исключен только при незначительном объеме входящих документов. В остальных случаях данный этап должен присутствовать. Ведь от него зависит скорость доведения документов до исполнителей. Отметим, что порядок проведения предварительного рассмотрения входящих документов в организации должен устанавливаться инструкцией по делопроизводству или иным локальным нормативным актом организации. Проведение предварительного рассмотрения входящих документов в службе ДОУПри предварительном рассмотрении сначала определяется тематика входящего документа. Затем в соответствии с полномочиями и обязанностями руководителей (а также в некоторых случаях работников) определяется, кому в организации следует направить входящий документ. При этом полномочия и обязанности, как правило, устанавливаются несколькими локальными нормативными актами (например, перечнем полномочий руководителей, положениями о подразделениях, должностными инструкциями, приказами о распределении функциональных обязанностей и т.п.). В результате при проведении предварительного рассмотрения входящих документов необходимую информацию часто приходится искать в разных документах организации. А это в свою очередь усложняет процесс предварительного рассмотрения входящих документов и увеличивает его трудоемкость. Отметим, что известные нам методические рекомендации и учебные пособия по делопроизводству не предлагают объединять в едином документе данные, необходимые для предварительного рассмотрения. В учебной литературе можно найти только информацию о том, что эту работу следует поручать высококвалифицированному работнику службы ДОУ, хорошо знающему структуру организации, а также полномочия и должностные обязанности работников. Матрица распределения входящих документовУправление документационного обеспечения Госкорпорации «Росатом» решило оптимизировать процесс предварительного рассмотрения входящих документов. В итоге в Госкорпорации «Росатом» была разработана и создана Матрица распределения входящих документов4. Преимущество использования Матрицы заключается в следующем:
Вот почему использование Матрицы позволяет облегчить и сократить время предварительного рассмотрения поступивших документов, а также повышает качество работы по распределению входящих документов. Т.к. данный документ ранее не был описан в учебной литературе и специализированных журналах, подробно объясним, как создать Матрицу и потом применять ее. Форма Матрицы Матрица распределения входящих документов должна содержать следующие данные, представленные в форме таблицы (Рисунок 1):
Рисунок 1 Условные обозначения рисунка: 1 – боковик таблицы (столбец для тематик вопросов). Боковик таблицы Матрицы состоит из одного столбца, в строках которого указываются тематики вопросов входящих документов. Строки таблицы желательно сортировать по боковику таблицы, располагая тематики вопросов входящих документов в алфавитном порядке; Рисунок 2 Условные обозначения рисунка: 1 – объединенные ячейки в заголовке столбцов для выделения подразделения/блока подразделений (руководители и работники сгруппированы (отсортированы) по подразделениям); Как было отмечено выше, Матрицу распределения входящих документов нужно создавать и вести в электронном виде. Табличный процессор Microsoft Excel является одним из удобных инструментов для выполнения такой задачи. Поэтому предлагаем рассмотреть, как с помощью данной программы создать Матрицу, а затем использовать ее. Обратим внимание, что примеры и рисунки специально созданы для статьи и не содержат данных Госкорпорации «Росатом». Создание Матрицы распределения входящих документов в табличном процессоре MS ExcelВ данной статье рассмотрено создание и использование Матрицы распределения входящих документов в текстовом процессоре MS Excel версии 2010. Информацию о реализации функций MS Excel других версий можно найти в справке MS Excel, которая открывается при нажатии на клавиатуре клавиши F1. Для изучения MS Excel будут также полезны бесплатные учебные курсы, размещенные на сайте Microsoft: http://office.microsoft.com/ru-ru/FX010056500.aspx?CTT=97. Курсы по MS Excel 2003: http://office.microsoft.com/ru-ru/training/CR006183114.aspx. Курсы по MS Excel 2007: http://office.microsoft.com/ru-ru/training/CR010047968.aspx. Курсы по MS Excel 2010: http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/CH010369467.aspx. Прежде всего в MS Excel нужно заполнить таблицу в соответствии с вышеописанной формой Матрицы (см. Рисунок 1) и сохранить файл, то есть книгу Excel (см. Рисунок 2). При заполнении таблицы целесообразно изменять формат ячеек (см. Рисунки 2 и 3), а именно:
Для изменения формата сначала нужно выделить ячейки, далее – вызвать контекстное меню, нажав на правую кнопку «мыши». А в нем выбрать пункт «Формат ячеек» (Рисунок 3). В результате откроется окно «Формат ячеек» (показано на Рисунке 4), состоящее из нескольких закладок (число, выравнивание, шрифт, граница, вид, защита) и предназначенное для изменения параметров форматирования ячеек. Рисунок 3 Условные обозначения рисунка: 1 – контекстное меню; Рисунок 4 Условные обозначения рисунка: 1 – закладки окна; Отметим, что в таблицу можно вносить в любой последовательности тематики вопросов, отметки о направлении, а также реквизиты документов-оснований. Когда таблица будет полностью заполнена, при необходимости можно отсортировать строки таблицы по любым столбцам, в т.ч. по тематикам вопросов. MS Excel позволяет сортировать данные несколькими способами. Например, можно выделить все ячейки таблицы (за исключением шапки)6, далее в группе «Редактирование» вкладки «Главная» нажать кнопку «Сортировка и фильтр» и во всплывающем меню выбрать команду «Настраиваемая сортировка» (Рисунок 5). Рисунок 5 Условные обозначения рисунка: 1 – выделенный диапазон таблицы; В результате откроется окно «Сортировка» (Рисунок 6), в котором нужно указать столбец сортировки, порядок сортировки и нажать кнопку «ОК». После выполнения данных действий окно «Сортировка» закроется, а строки таблицы будут отсортированы (результат показан на Рисунке 7). Рисунок 6 Рисунок 7 Условные обозначения рисунка: 1 – выделенные строки таблицы, которые отсортированы по тематике вопроса в алфавитном порядке; Если в результате сортировки высота строк будет изменена (т.е. в некоторых строках будет отображаться не весь текст, а другие строки будут больше), то можно автоматически подобрать нужную высоту строк. Для этого следует выделить всю таблицу и выполнить команду «Автоподбор высоты строки»7 (Рисунок 7). Для удобства работы с Матрицей целесообразно закрепить область первого столбца таблицы, содержащий тематики вопросов. И тогда он всегда будет отображен на экране при прокрутке листа MS Excel (остальных столбцов таблицы) вправо или влево. Для выполнения данной настройки необходимо открыть закладку «Вид», далее в группе «Окно» нажать кнопку «Закрепить области» и в появившемся меню выбрать пункт «Закрепить первый столбец» (Рисунок 8). Рисунок 8 Для дальнейшего использования Матрицы в заполненную таблицу необходимо добавить возможность фильтрации строк. Фильтрация позволит отображать строки, которые содержат определенный текст. В том числе фильтр поможет быстро находить в Матрице тематику вопроса входящего документа. Для добавления фильтров необходимо выделить строку, содержащую номера столбцов таблицы (обозначена цифрой 4 на Рисунке 1). Затем в группе «Редактирование» вкладки «Главная» – нажать кнопку «Сортировка и фильтр» и во всплывающем меню выбрать команду «Фильтр» (ее местоположение показано на Рисунке 5). После установки фильтров в каждой ячейке строки появится кнопка , позволяющая выбрать условия фильтрации (результат этой операции показан на Рисунке 9 под номером 3). При создании электронной Матрицы можно осуществить группировку столбцов таблицы по подразделениям. Это целесообразно делать в случае одновременного выполнения следующих условий:
Группировка столбцов по подразделениям позволит за одно действие «сворачивать» таблицу, отображая только столбцы с отметками о необходимости передачи документов руководителям, а потом одним нажатием кнопки возвращать все на круги своя – отображать все скрытые столбцы. Для группировки столбцов по подразделениям нужно выделить столбцы, относящиеся к одному подразделению, за исключением столбца, содержащего данные по его руководителю, а затем в группе «Структура» вкладки «Данные» нажать кнопку «Группировать» и в появившемся меню выбрать команду с таким же наименованием (Рисунок 9). Рисунок 9 Условные обозначения рисунка: 1 – выделенные столбцы; Рисунок 10 Условные обозначения рисунка: 1 – символы структуры таблицы, используемые для скрытия/отображения столбцов; После группировки столбцов вверху таблицы добавятся символы структуры таблицы , и (Рисунок 10), которые используются для скрытия/отображения данных. Чтобы скрыть столбцы, нужно нажать на символ или , а для отображения – на или . Использование МатрицыПосле выполнения вышеописанных действий электронную Матрицу можно будет использовать при предварительном рассмотрении входящих документов. Итак, работник службы ДОУ сначала должен прочитать входящий документ и определить его тематику. Затем в первом столбце Матрицы ему необходимо найти и выделить строку, содержащую тематику вопроса входящего документа. Для этого можно воспользоваться функцией поиска или фильтром:
Обратите внимание, что фильтрация будет произведена по условию «содержит». Поэтому если необходимо произвести фильтрацию по одному слову, лучше указывать его без окончания. Например, нужно найти все тематики, которые связаны с международной деятельностью. В этом случае в поле поиска можно набрать «международн», в результате отфильтруются все тематики, которые содержат данный фрагмент слова (см. Рисунки 11 и 12). Рисунок 11 Рисунок 12 Если в столбце применен фильтр, то кнопка в нем будет заменена на кнопку . Чтобы очистить фильтр, примененный к столбцу, нужно нажать кнопку , а затем во всплывающем меню выбрать команду «Удалить фильтр с …». После того как в Матрице будет выделена строка, содержащая нужную тематику, следует:
Обратите внимание: входящий документ может содержать два или более вопросов. В этом случае руководители (работники), которым должен направляться документ, определяются по каждому из них! Разработка и внедрение Матрицы в организацииЧтобы Матрицу можно было использовать в организации при предварительном рассмотрении входящих документов, в инструкции по делопроизводству или ином локальном нормативном акте следует закрепить требования по разработке, заполнению и использованию такой Матрицы. Так как Матрица содержит данные, которые установлены (утверждены) другими документами организации, и включает ссылки на эти документы, то, с нашей точки зрения, Матрица распределения входящих документов и вносимые в нее изменения не требуют утверждения руководством организации или специально издаваемым распорядительным документом. В целях поддержания актуальности Матрицы в нее должны своевременно вноситься изменения, включая:
Разработанную и заполненную Матрицу целесообразно сделать доступной для просмотра всем работникам организации, а не только представителям службы ДОУ. Соответственно, Матрицу желательно опубликовать в режиме чтения на внутреннем портале организации или выложить в сетевую папку. Доступ к Матрице позволит руководителю (работнику) самостоятельно посмотреть, на каком основании к нему поступил тот или иной входящий документ (если в Матрице применить фильтрацию к столбцу, содержащему отметки о необходимости передачи документов определенному руководителю / работнику, то можно быстро получить список тематик вопросов, документы по которым направляются данному лицу). Сноски
Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|