28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 13:52:52
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Форма 4-ФСС: заполняем с учетом всех изменений



Сергей Шилкин, ведущий эксперт журнала «Главбух»
Источник: Журнал "Главбух"
добавлено: 27-06-2013
просмотров: 4905
Новая форма 4-ФСС содержит два существенных изменения. Во-первых, появилась таблица 10 для указания сведений об аттестации рабочих мест. А во-вторых, код ОКВЭД не нужно проставлять на титульном листе бланка. Заполнение новой формы 4-ФСС мы подробно разберем в этой статье.

Отчитаться перед ФСС РФ вам предстоит не позднее 15 июля. Новый бланк для отчета утвержден приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н. А недавно, 22 мая, этот документ наконец-то зарегистрировали в Минюсте России. Расскажем, что же изменилось в форме 4-ФСС. И покажем на конкретных примерах, как ее заполнять.

Скачать новую форму 4-ФСС >>

Что нового в 4-ФСС

По сути изменений в бланке только два. Первое и самое важное: в отчете появилась обязательная для всех таблица 10. А второе, больше техническое: код ОКВЭД перекочевал с титульного листа в разделы I и II. Теперь по порядку.

Сведения об аттестации рабочих мест теперь обязательно отражайте в таблице 10

Итак, в форме-4 ФСС появилась давно обещанная чиновниками таблица 10. В ней нужно отражать сведения об аттестации рабочих мест и о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах.

Таблица состоит из восьми граф и двух строк. Строка 1 называется «Аттестация рабочих мест по условиям труда». В ней вы отразите общее количество рабочих мест в компании, сколько из них аттестовано и сколько признано «вредными».

Строка 2 посвящена предварительным и периодическим медицинским осмотрам среди тех сотрудников, которые заняты на вредной работе. Напомним, что предварительные медосмотры вы проводите при трудоустройстве, а периодические – в течение всего срока работы сотрудника в организации (ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса РФ).

Добавим, что сотрудники фонда рекомендовали компаниям прикладывать эту таблицу еще к отчету за 9 месяцев 2012 года (письмо ФСС РФ от 2 октября 2012 г. № 15-03-11/07-12612). А вообще порядок проведения аттестации утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (далее — Порядок). Причем с 26 февраля 2013 года компании обязаны проводить аттестацию не всех рабочих мест, а только тех, где есть риск причинить вред здоровью и жизни работника (см. комментарий ниже). Такие изменения в Порядок внес приказ Минтруда России от 12 декабря 2012 г. № 590н. Однако до этой даты правило об аттестации касалось всех рабочих мест. А заполнять новую таблицу 10 нужно как раз таки по состоянию на начало года. То есть никаких прочерков в данном разделе отчета за полугодие быть не должно. Если, конечно, ваша компания не зарегистрировалась только в этом году.

Если до 26 февраля вы не аттестовали рабочие места, хотя должны были это сделать, вашей компании грозит штраф

Предостерегает Игорь Дудоладов, начальник отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Федеральной службы по труду и занятости

— До 26 февраля 2013 года в Порядке проведения аттестации было сказано лаконично – аттестовать надо все рабочие места компании. Сейчас же из этого правила есть исключения. Например, из-под аттестации выведены рабочие места тех сотрудников, которые большую часть времени сидят за компьютером. Правда, если сам работник обратится с требованием аттестовать свое место, компания будет обязана это сделать. Но вот до 26 февраля таких послаблений в Порядке не было. И все организации должны были провести аттестацию, даже по тем местам, в отношении которых сейчас это делать не обязательно. Если же по каким-то причинам ваша компания проигнорировала эти требования, ей грозит штраф по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, наказать могут и работника организации, ответственного за охрану труда.

Код ОКВЭД на титульном листе больше не проставляйте

Теперь скажем про второе изменение. Отныне проставлять код ОКВЭД на титульном листе не нужно. Впишите его после названий разделов I и II.

В разделе I поле ОКВЭД заполните, только если ваша компания в числе страхователей, которые применяют пониженные тарифы страховых взносов. Основание – пункты 8 или 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. К таковым относятся к примеру, упрощенщики, занятые в производственной сфере.

А вот в разделе II, который касается взносов на травматизм, код ОКВЭД укажите в любом случае. Эта графа – для всех.

О чем еще важно помнить, заполняя форму-4 ФСС

С изменениями мы разобрались. Теперь давайте пробежимся по тем показателям отчета, которые вызывает у бухгалтеров больше всего вопросов на практике.

И начисленные и уплаченные взносы отражайте с копейками

Взносы во внебюджетные фонды вы платите в полных рублях. Такие правила предусмотрены частью 7 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Но вот в отношении того, каким образом начислять взносы, в Законе № 212-ФЗ ничего не сказано.

Между тем заполнять форму-4 ФСС по-прежнему надо в рублях и копейках. И к слову, суммы начисленных пособий в этом отчете придется отразить также в рублях и копейках. Но ведь тогда неизбежно возникнут «копеечные» расхождения. В фонд вы платите в полных рублях, а в отчетах показываете эти суммы с точностью до копеек. Как же быть?

Важно не допустить одного — недоплаты взносов. То есть, определяя, какую сумму нужно направить в фонды, советуем округлять ее таким образом, чтобы у вас в форме-4 ФСС не возникло копеечной недоимки. Иными словами, время от времени забывайте про арифметические правила, когда все, что меньше 50 копеек округляют в меньшую сторону, а все что свыше – в большую. Иногда любой «хвост» округляйте в большую сторону.

Например, сумма начисленных взносов в ФСС — 1000,49 руб. Если перечислить ровно 1000 руб., как требуют правила арифметики, в форме 4-ФСС будет долг в размере 49 коп. Ведь отчет-то нужно заполнять в рублях и копейках! И даже на такую мизерную сумму недоплаты ревизоры вполне могут начислить пени. Если же округлить в большую сторону и перечислить 1001 руб., то возникнет переплата. Не исключено, что она автоматически скорректируется при дальнейших платежах.

И еще один нюанс. В отчете нужно показывать только те платежи, которые вы перечислили в первом полугодии. То есть июльский платеж за июнь в форме-4 ФСС не отражайте. Он попадет только в отчет за 9 месяцев.

Сумму больничных в отчете показывайте с учетом НДФЛ

Пособия по временной нетрудоспособности, в отличие от декретных и пособий по уходу за ребенком, облагаются НДФЛ. Поэтому на руки сотрудник получает сумму за вычетом налога. Однако это не значит, что и работодателю соцстрах возместит лишь эту сумму.

Компания получит столько, сколько вы отразите в строке «За счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации» больничного листа. А в ней надо приводить данные с учетом НДФЛ. Именно так сказано в письме ФСС РФ от 20 января 2011 г. № 14-03-09/05-74П. Значит, и в форме-4 ФСС нужно указывать полную сумму больничных.

Кроме того, напомним, что первые три дня болезни сотрудника вы оплачиваете за свой счет. Поэтому сумму за эти дни в таблицах 1 и 2 раздела I не отражайте.

Взносы в ФСС нужно начислять в пределах лимита, а на травматизм – на все суммы

Взносы на страхование от несчастных случаев нужно начислять на выплаты работникам без каких-либо ограничений. Лимит в 568 000 руб. установлен только для обычных взносов в ФСС.

Но несмотря на это правило, в таблице 3 по строке 1 отразите все суммы, которые вы начислили в пользу сотрудника. Даже если они превысили порог в 568 000 руб. Затем в строке 2 этой таблицы покажите выплаты, не облагаемые страховыми взносами. Далее по строке 3 приведите суммы, которые вышли за рамки лимита. Если, конечно, у вас есть сотрудники, которым вы с начала года начислили больше 568 000 руб. И, наконец, по строке 4 таблицы 3 рассчитайте величину, на которую нужно начислять взносы.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика