19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 20:19:40
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Четыре модели поведения лидера



Taтьянa Влaдимиpoвна Бeндac, доктор психологических наук
Источник: Элитариум
добавлено: 31-07-2013
просмотров: 4367
Существуют две основные модели поведения лидера (конкурентная и кооперативная), которые в свою очередь подразделяются на маскулинные и фемининные лидерские модели. Каждая из них различается способами достижения статуса лидера, значимости отдельных личностных характеристик, привилегиями и полномочиями в группе. Каждая из них также содержит ключи к достижению желаемого статуса и полномочий. В первом случае способ достижения лидерства конкурентный, во втором — это добровольный выбор членов группы.

1. Конкурентная лидерская модель имеет филогенетические корни, поэтому особенности поведения лидера и определенные личностные черты в некоторой степени сходны с поведением и характеристиками вожака в сообществе животных. Им становится, как правило, крупный, зрелый по возрасту и агрессивный самец с повышенной сексуальностью (правда, порой и здесь бывают исключения — крупная и старая самка или самка в состоянии полового покоя); роль вожака непременно сопровождается различными привилегиями — в пище, месте нахождения в сообществе, в выборе активности и т. п. Поэтому лидер, соответствующий этой модели, демонстрирует определенные черты своей личности и социального поведения.

Основные проявления этой модели следующие:

1. Способ достижения статуса лидера, соответствующего этой модели, как правило, конкурентный (это захват власти с использованием различных средств принуждения — физического, психологического, манипулирования и пр.)

2. Обязательно наличие разнообразных привилегий у лидера (чем они больше, тем сильнее конкуренция за лидерство).

3. Модель отличается значимостью для лидера индивидных характеристик:

  • пола (преимущество — у мужчины);
  • возраста (преимущество — у представителя старшего возраста, но не пожилого);
  • сексуальной привлекательности (она должна быть у претендента на лидерство достаточно высокой).

4. Высокие показатели «конкурентных» личностных характеристик лидера:

  • конкурентности;
  • доминантности;
  • агрессивности;
  • половой идентификации (это должен быть маскулинный мужчина, а не фемининный или андрогинный);
  • уверенности в себе;
  • эгоцентризма и непременной заботы о себе, своих привилегиях и благополучии (доминирующей над заботой об окружающих);
  • самодостаточности;
  • мотивации власти и достижения;
  • эмоциональной устойчивости;
  • успешности по деловым критериям;
  • делового лидерского стиля.

5. Низкие показатели «кооперативных» личностных качеств:

  • кооперативности;
  • коммуникативных характеристик (направленности на общение, альтруизма, экстраверсии, мотивации аффилиации);
  • социального интеллекта;
  • успешности по социоэмоциональным критериям (лидер не придает значения человеческим отношениям, а нацелен лишь на дело);
  • благополучия в личной жизни (индивид с конкурентными характеристиками, на наш взгляд, будет и в семье создавать конкурентную среду, возможно, подавлять окружающих, поэтому, скорее всего, и члены его семьи, а в конце концов и он сам, вследствие этого будут несчастливы);
  • эгалитарности взглядов на женское и мужское лидерство.


2. Кооперативной модели свойственны:

1. Способ достижения статуса лидера — без принудительного захвата власти. Это добровольный выбор членов группы; борьба за лидерство не ведется, лидером становится наиболее пригодный для выполнения групповой задачи член группы.

2. Выполнение лидерской роли не приносит претенденту никаких материальных или иных привилегий, а сулит ему лишь психологические преимущества — в виде уважения и любви окружающих.

3. Незначимость для лидера индивидных характеристик (пола, возраста, сексуальной привлекательности — иначе говоря, лидером может быть и мужчина, и женщина, и молодой, и пожилой, и зрелого возраста, и не обязательно сексуально привлекательный).

4. Высокие показатели «кооперативных» личностных характеристик лидера:

  • коммуникативных характеристик (направленности на общение, альтруизма, экстраверсии, мотивации аффилиации);
  • лидерского потенциала;
  • интеллекта (скорее здесь важен социальный интеллект: это позволяет лидеру ладить с окружающими, не претендуя на всю полноту власти);
  • успешности по социоэмоциональным критериям;
  • социоэмоционального лидерского стиля (т. е. направленного на подлинное сотрудничество с членами группы, — не ради манипулирования ими, а ради них самих, ради достижения совместных целей);
  • кооперативности среды в детстве;
  • благополучия в личной жизни;
  • эгалитарности взглядов на женское и мужское лидерство (т. е. мужчина и женщина имеют равные права и способности быть лидером).

5. Низкие показатели «конкурентных» личностных характеристик лидера:

  • конкурентности;
  • доминантности;
  • агрессивности;
  • половой идентификации (здесь возможны варианты: андрогинный или фемининный мужчина либо андрогинная или маскулинная женщина);
  • уверенности в себе (это слабое место лидера такого типа: он много времени посвящает взаимоотношениям с окружающими, психологическому климату, он стремится никого не обидеть; главным образом, речь идет об отсутствии самоуверенности); эгоцентризма;
  • самодостаточности;
  • мотивации власти и достижения;
  • эмоциональной устойчивости (возможна некоторая тревожность);
  • успешности по деловым критериям;
  • стереотипности взглядов на женское и мужское лидерство (вернее, отсутствие таких взглядов, поскольку они — эгалитарные).


3. Маскулинная и фемининная модели являются разновидностями конкурентной модели.

Маскулинная лидерская модель:

1. Подчинена принципу долженствования — поэтому претендент на лидерскую роль непременно борется за нее практически в любой ситуации, даже если не обладает соответствующими характеристиками для успешного исполнения этой роли.

2. В присутствии женщин конкуренция мужчин за лидерство обостряется: статус лидера повышает его сексуальную привлекательность, которая повышает его шансы стать лидером.

3. Лидер непременно имеет ряд привилегий, материальных и нематериальных.

4. Имеют важное значение индивидные характеристики:

  • мужской пол (это должен быть маскулинный мужчина, хотя таким лидером может быть и женщина с маскулинными характеристиками. В глазах окружающих это воспринимается как отклонение от нормы. Женщины-лидеры, демонстрирующие такую модель поведения, подражают и мужскому лидерскому стилю — доминантному, ассертивному и агрессивному. Однако их сексуальная привлекательность при этом не повышается, как у мужчин, а снижается;
  • зрелый (или просто старший) возраст.

5. Высокие показатели:

  • конкурентности;
  • маскулинности;
  • сексуальности;
  • доминантности;
  • агрессивности.


Фемининная лидерская модель — другая разновидность конкурентной модели:

1. Подчинена принципу комплиментарности, дополнительности, вакуума. Лидерская роль принимается только при условии наличия вакуума лидерства, когда нет претендента, «пригодного» для лидерской роли, т. е. обладающего маскулинными чертами и отвечающего характеристикам маскулинной модели. Как правило, женщины — претенденты на лидерство — испытывают страх, что выполнение ими этой роли уменьшит их сексуальную привлекательность или даже приведет их к утере своей гендерной идентичности — женственности.

2. Важны индивидные характеристики:

  • женский пол (или мужской с фемининными характеристиками);
  • молодой возраст.

3. Высокие показатели фемининности и подчиненности (при сочетании с низкой доминантностью).

4. Низкие показатели конкурентности, агрессивности и сексуальности.

Таблица 1. Характеристики моделей

Модель Характеристики
Конкурентная Значимость индивидных характеристик (возраста, сексуальности, маскулинности и фемининности), высокие показатели конкурентности, доминантности, агрессивности, эгоцентризма, мотивации власти и достижения, макиавеллизма, деловой успешности, эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, стереотипность взглядов на женское и мужское лидерство, наличие конкурентной среды в детстве и низкие значения показателей кооперативной модели
Кооперативная Высокие значения кооперативности, мотивации, аффилиации, экстраверсии, лидерского потенциала, социального интеллекта, социоэмоциональной успешности, благополучие в личной жизни, а также эгалитарность взглядов на женское и мужское лидерство, наличие кооперативной среды в детстве и низкие показатели конкурентной модели
Маскулинная Высокие значения возраста, сексуальных характеристик, доминантности, агрессивности, конкурентности
Фемининная Низкие показатели возраста, сексуальных характеристик, доминантности, агрессивности, конкурентности, а также неодобрение окружающими лидерства испытуемого
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.103 сек.
Яндекс.Метрика