29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 11:28:54
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Ценностные установки влияют на долгосрочное развитие




Источник: OPEC
добавлено: 26-08-2013
просмотров: 4160
Народы обладают определенным набором ценностных характеристик, которые во многом определяют темпы их экономического роста. Например, сочетание индивидуализма и низкой терпимости препятствует самоорганизации россиян. Лекция Александра Аузана.

 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан выступил с лекцией «Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов» в рамках летней дискуссионной школы для экономистов «GAIDPARK 2013», организованной фондом Егора Гайдара.

По мнению А. Аузана, в обществе действуют некоторые неформальные правила и установки, существование которых интуитивно понятно, но значимость которых для экономики недооценивается. Иллюстрируя свою мысль, он использовал таблицы Мэдисона, в которых собраны данные о ВВП на душу населения в различных странах с 1820 г. Они позволяют увидеть разницу в траектории развития различных стран. Выясняется, что 175 стран движутся по траектории Б (растут, но медленно), и только 25 стран достигают траектории А с очень быстрым ростом. Интересно, что на траектории А находятся не те страны, которые демонстрируют быстрый экономический рост в последние годы – в долгосрочном периоде интенсивнее развиваются тот, кто меньше падает в кризисные годы и может удержать ВВП на стабильном уровне.

Рисунок 1. Таблицы Мэдисона, переведенные в графики

Почему же одни страны идут по траектории А, а другие – по Б? Многие нации хотели бы попасть в группу с более высокими темпами роста в долгосрочной перспективе. Но чаще всего резкие скачки ВВП в таких странах связаны с ростом цен на их основной ресурс, и со временем темп роста снова падает. Успешный переход на другую траекторию в рассматриваемом периоде смогли совершить только Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур. Их догоняет Малайзия, единственная мусульманская страна, создавшая механизмы устойчивого роста. Первыми же на устойчивый уровень вышли европейские страны, в первую очередь протестантские.

Но конфессиональная принадлежность – только вершина айсберга, определяющего неформальные институты, ценности и поведенческие установки населения страны, заметил Аузан. В течение длительного времени экономисты и социологи строили гипотезы, какие факторы можно считать определяющими для экономического роста. Так, в соответствии с гипотезой развития Липсета, переход с траектории Б на траекторию А происходит через экономический рост и дальнейший рост уровня образования и сближение уровня дохода различных групп населения. В результате общество начинает предъявлять спрос на демократические политические институты и модернизация экономики закрепляется.

Однако эмпирические исследования показывают, что вероятно существует некий упущенный фактор, которым, по мнению Аузана, являются неформальные институты. В отличие от формальных институтов, где принуждение к его исполнению осуществляется специализированным гарантом, в роли гаранта правила неформального института может выступать любой индивид, полагающий, что рассматриваемое правило должно выполняться. Человеком руководит некая ценностная установка, влияющая на его поведение. Нация в целом также обладает определенным набором ценностных характеристик, которые во многом определяют темпы экономического роста.

В настоящее время разработаны методы, по которым можно измерить «ценность» – норму высокого порядка, которая воздействует на человека при принятии решений.

Рисунок 2. Социокультурные характеристики по методике Инглхарта

В результате измерений по методике Инглхарта, наиболее экономически успешные страны оказались в северо-восточном углу, т.е. люди там выступают за отделение церкви от частной жизни, более ориентированы на самореализацию. Можно заметить, что позиция страны в таких координатах меняется со временем. Как считает Аузан, в результате последнего кризиса ценности россиян сместились обратно, от ценностей самореализации в сторону выживания.

Рисунок 3. Социокультурные характеристики по методике Хофстеде

Другой метод касается создания портрета нации путем выявления культурных установок и использования социометрии. Национальная идентичность формируется из ценностных установок общества, причем со временем лицо нации может изменяться. Считается, что ценностные установки устойчивы, в то время как поведенческие установки смещаются. Существует несколько гипотез, касающихся социокультурных кодов в экономике.

  1. Ценности определяют один набор поведенческих установок и исключают другие
  2. Изменение социальных установок ведет к экономическим изменениям
  3. Установки влияют на конкурентные преимущества и специализацию стран

На практике необходимо изучить, как трансформировались социокультурные портреты пяти стран, переход которых с одной траектории на другую происходил в последние десятилетия. Вероятно, что модернизация экономики сначала происходит в умах населения, а затем выражается в экономическом росте. Многие исследователи считают, что частота изменений ценностных установок сравнима с целыми эпохами и затрагивает несколько поколений. Однако опыт новых инновационных азиатских стран показывает, что мощные институты социализации (в первую очередь, тюрьма, армия и университет) помогают ускорить изменение поведенческих стереотипов.

Применительно к России изучение ценностных установок позволяет, в том числе, обосновать успешность или неудачи страны в некоторых сферах. Например, сочетание индивидуализма и низкой терпимости препятствует самоорганизации россиян, а высокая креативность и способность к мобилизационным усилиям и краткосрочным прорывам становятся источником идей. В результате изучения ценностных установок возможно, появится объяснение, почему в России возникают трудности при огранизации массового производства товаров, но зарождаются прорывные инновации.

 

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика