24 апреля 2024 г. Среда | Время МСК: 02:33:40
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Как инвестировать в роботов: две стратегии



Питер Гарнри, Глава отдела фондового рынка Saxo Bank
Источник: Slon.ru
добавлено: 08-11-2013
просмотров: 3161
Что выбрать: японскую компанию FANUC, представляющую старый мир промышленной робототехники, или знаменитую  iRobot – инновационную робототехнику для широкого потребления?

Уже мало кто сомневается, что робототехника станет одной из самых главных прорывных сил XXI века. Демографическая ситуация в развитых странах мира и необходимость повсеместного повышения производительности станут основными стимулами для вовлечения робототехники в общественную жизнь и экономику.

Как заработать на этом очевидном технологическом тренде? Я приведу два варианта инвестирования. В одном случае речь идет о старом мире робототехники, а в другом – об интеллектуальной робототехнике. 

FANUC – тайная компания-гигант в Японии

В Японии у подножия горы Фудзи работает фирма по прозвищу «станок Microsoft», которая производит продукцию, используемую практически на каждом заводе во всем мире. FANUC, что является аббревиатурой от factory automation numerical control (автоматизация производственных процессов числовым программным управлением) была основана в 1972 году и снабжает промышленность робототехникой, числовым программным управлением (ЧПУ) и системами управления движением. Штаб-квартира компании покрашена в желтый цвет по инициативе ее основателя, потому что этот цвет «способствует ясному мышлению». Другая легендарная история гласит о том, что исследователи когда-то изобрели часы, которые идут в 10 раз быстрее обычных с целью постоянного напоминания о необходимости всегда быть впереди своих конкурентов. Кроме того, компания избегает инвесторов и не имеет отдела по связям с таковыми.

На мировом рынке прецезионных станков около 60 процентов программного обеспечения представлено FANUC – оно позволяет превращать металл в разнообразные гайки или болты, используемые в различных отраслях, от автомобилей до самолетов. Компания ведет себя очень монополистично по отношению к своим клиентам, предлагая высокие цены и высасывая большую часть прибыли из инструментальной промышленности. 

Отсутствие прозрачности

Если смотреть в долгосрочной перспективе, активы и выручка FANUC растут в пределах восьми процентов годовых. Прибыль на инвестированный капитал (ROIC) японской компании на протяжении всей истории колебалась в районе 25–35%, что выше среднего по рынку, но не свидетельствует о полной монополии. Тем не менее оценка всегда характеризовалась высокой премией, что демонстрирует коэффициент «стоимость предприятия/инвестированный капитал» (EV/IC), колеблющийся в диапазоне от четырех до семи. Это может быть связано с отсутствием прозрачности в финансовых отчетах, которые, честно говоря, крайне неудовлетворительны и содержат очень мало полезной информации для акционеров.

Ограниченный рост активов и слабый прогноз

Текущий оценочный показатель EV/IC равен 7,9, что очень хорошо. Проблема для акционеров FANUC заключается в том, что впечатляющая премия не подкрепляется эквивалентной разницей между ROIC и WACC (средневзвешенной стоимостью капитала). При нынешней ROIC в размере около 25%, которая, по прогнозам, увеличится примерно до 31% в следующем финансовом году, соотношение ROIC/WACC составит лишь около 1,7–2,2. А на протяжении всего бизнес-цикла в среднем EV/IC увеличивается в соотношении 1:1. 

Когда на рынке наблюдается подобное расхождение, как в случае с FANUC, это, как правило, связано с аномально высокими темпами роста активов, слухами о приобретениях или другими факторами. В случае FANUC поглощение маловероятно и рост активов недостаточно велик, чтобы оправдать такую разницу. Очевидно, что это не сулит ничего хорошего для будущей доходности акционеров.

Оптимистичное развитие событий связано с продолжением инвестиционного бума в автомобильном производстве и ускорением инвестиций в промышленный сектор Китая. Понижающий риск – это, безусловно, замедление китайской и мировой экономики и особенно изменение восприятия инвесторов, если заказы на оборудование не увеличатся в ближайшее время.

iRobot – инновационная робототехника для широкого потребления

Следующим инвестиционным примером, на который хочется обратить внимание, является знаменитая компания инновационной робототехники iRobot. Компания была основана в 1990 году тремя профессорами, работающими в Лаборатории искусственного интеллекта MIT. Все началось с роботов, разработанных для исследования космоса и поиска мин в исследуемых зонах.

iRobot совершила прорыв в 1998 году, когда компания получила контракт DARPA (Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США) на создание тактических мобильных роботов. Это привело к созданию PackBot, который позже использовался для поиска выживших людей среди обломков Всемирного торгового центра после террористической атаки 11 сентября 2001 года и позднее во время войн в Афганистане и Ираке. Дальнейшие исследования и развитие в этой области привели к созданию оборонного подразделения iRobot, которое на многие годы стало главным прибыльным бизнесом компании.

В 2002 году компания запустила первую версию своего теперь уже флагманского продукта Roomba, который стал первым в мире коммерческим успехом в сфере потребительской робототехники, впоследствии спасшим компанию. Благодаря Roomba у iRobot мгновенно оказалось два продуктовых сегмента. Растущая экономика в то время послужила благоприятным фоном для решения iRobot подать заявку на первичное публичное размещение акций (IPO) в конце 2005 года, которое по непредусмотрительности было основано на очень агрессивной оценке. Надежды на IPO не оправдались, и текущая прибыль iRobot равнялась нулю, несмотря на растущие продажи. Уолл-стрит изменил свое отношение к робототехнике. Этот сектор считался перспективным в будущем, но не в качестве технологии, с которой инвесторы могли бы получить прибыль. В результате в начале 2009 года курс акций iRobot рухнул до рекордно низкого уровня.

Трудности iRobot

iRobot боролась с низкой операционной рентабельностью в течение длительного времени, в то время как ее стратегия проникновения на рынок была основана на низких ценах. Компания изменила стратегию в 2009 году, установив цену на потребительскую робототехнику, доступную для семей с высоким доходом. И уже через год операционная прибыль улучшилась почти на семь процентных пунктов приблизительно до 8,4%. Сильный поток денежных средств и последовавшее за этим доверие инвесторов подтолкнуло курс акций к самым высоким уровням со времен IPO. Такая позитивная динамика продолжилась и в потребительской, и в оборонной сферах робототехники в 2011 году, когда прибыль на инвестированный капитал взлетела почти до 38,0%. Тем не менее резкое изменение в военном бюджете в 2012 году сократило доход компании в оборонном сегменте более чем на 50% и повлекло за собой снижение цены акций до минимального уровня.

Однако инвесторы упустили, что сегмент потребительской робототехники (например, роботы для вакуумной очистки, мытья пола, очистки бассейна и желобов) быстро рос и постепенно стал самым важным источником прибыли iRobot. В 2012 году на роботов потребительской сферы приходилось 82% выручки компании. Курс акций подскочил и установил новый исторический максимум ($40,39) в 2013 году.

Недавно iRobot выпустила робот RP-VITA, для использования в больницах. C его помощью медицинские специалисты США могут удаленно общаться со своими пациентами. А летом компания объединилась с Cisco, чтобы обеспечить офисные здания роботами телеприсутствия. Компания строит большие планы в отношении этих двух сегментов. Так, на своей последней конференции она заявила, что ожидает от них «активного вклада в 2014 году».

EV/IC компании iRobot против показателя FANUC

Коэффициент EV/IC компании iRobot в настоящее время составляет 3,3 – меньше, чем половина FANUC – и тем не менее считается вполне высоким. Учитывая текущий показатель ROIC/WACC на уровне 1,3 (он в 2014 году, согласно ожиданиям, должен вырасти до 1,4) и рост ROIC до 21%, похоже, что акции переоценены; однако базовый уровень роста активов равен 19,5%, что сглаживает большую часть расхождений. По существу, вы платите премию за широкий портфель патентов компании, высокий уровень роста и огромный потенциал в будущем.

Оптимистичный сценарий вероятен благодаря непрерывному росту мирового спроса на роботов для массового потребления. Понижающим же риском является спад мировой экономики и конкуренция со стороны таких промышленных гигантов, как Samsung.

iRobot в более выгодной позиции

Учитывая все вышесказанное, мой выбор падает на iRobot по нескольким причинам:

• Компания достаточно прозрачна относительно своего бизнеса и взглядов на будущее.
• Оценка премии с учетом разницы между текущей и краткосрочной прибыльностью. Это расхождение уравновешено очень высоким историческим и ожидаемым темпами роста активов.
• Потенциал потребительских роботов велик, и iRobot реализовал только малую его часть.
• Другая характерная премия за риск, когда инвесторы могут получить деньги с iRobot, если компания успешна, – это премия за риск инвестирования в компании малой капитализации.
• Принимая во внимание текущий уровень дохода чуть меньше $500 миллионов, у компании высокий потенциал роста валовой выручки.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика