18 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 13:58:06
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Сюжет для Голливуда: чем сенатор Леонид Лебедев известен в Нью-Йорке



Катя Солдак, автор Forbes.com
Источник: Forbes
добавлено: 18-02-2014
просмотров: 3082
Звукозапись, нефть, кинематограф — история российского бизнесмена, рассказанная им самим.

В феврале в суде Нью-Йорка зарегистрирован иск сенатора от Чувашии, сооснователя группы «Синтез» Леонида Лебедева к миллиардерам Виктору Вексельбергу (№4 в российском рейтинге Forbes; состояние — $15,1 млрд) и Леонарду Блаватнику (№22 в американском рейтинге Forbes; $17,8 млрд) на сумму более $2 млрд. Лебедев пытается доказать свое право на 7,5% от $28 млрд, полученных консорциумом AAR в сделке по продаже ТНК-BP в 2013 году.

Почему в Нью-Йорке? Тут Лебедева хорошо знают. Правда, как кинопродюсера. Ниже — октябрьский материал о нем, подготовленный американским Forbes.
В конце сентября Леонид Лебедев, нефтедобытчик и кинопродюсер, имеющий в портфеле более десятка художественных фильмов, приехал из Москвы в Нью-Йорк, чтобы представить свой проект на Фестивале российского кино на Манхэттене. Фильм «Географ глобус пропил», повествующий об экзистенциальном путешествии учителя-алкоголика, был тепло встречен критиками и аудиторией, состоявшей по большей части из русскоговорящих.

Но успех фильма Лебедева у русских зрителей еще не означает, что он покорит Голливуд. И он это понимает. При помощи своей дочери-американки Юлии Лебедевой он постепенно исследует кинорынок США и работает над несколькими тщательно отобранными независимыми фильмами. Выпускница Университета Южной Калифорнии, Юлия стала партнером своего отца в небольшой кинокомпании Code Red Productions. Лебедев финансирует предприятие, а Юлия ищет интересные сценарии, подходящих участников и организует кинопроизводство. Их последние фильмы: «Хороший доктор», одним из продюсеров которого стал Орландо Блум, и «Пророк», мультипликационный проект, озвученный Сальмой Хайек и Лиамом Нисоном, который еще не вышел на экраны.

Жизнь как фильм

Пятидесятишестилетний Лебедев был одним из немногих жителей Советского Союза, которые пробовали вести совместный бизнес с американскими капиталистами в 1980-е годы. В 1990-е он стал одним из первых предпринимателей, которые занялись добычей нефти в Сибири, а до того пытался производить аудио- и видеопродукцию.

Лебедев встретил меня вместе с Юлией в своем номере на 19 этаже Peninsula Hotel с видом на Средний Манхэттен. За два часа обеда он рассказал мне почти всю историю своей жизни.

В 1981 году СССР и США были разделены «железным занавесом». Некоторым американцам, которые увлекались русской культурой, тем не менее удавалось посетить страну Советов для культурного обмена. Так советский инженер Лебедев, которому было двадцать с небольшим, познакомился с американской девушкой, преподавателем Калифорнийского университета, приехавшей в Москву с группой студентов.

Межконтинентальная любовная история позволила Лебедеву перебраться за границу. Несколько лет он работал на кафедре славистики Университета Южной Калифорнии. Живя в Калифорнии, почти записался на курс кинематографии, который должен был читать знаменитый чешский режиссер Милош Форман. Почти — потому что Форман начал снимать очередной фильм, и курс стал вести другой кинорежиссер. Без Формана Лебедев переключился на другие занятия. «Я решил, что не суждено», — говорит Лебедев.

Вместо этого он возглавил нефтяную компанию и позже стал сенатором. Но по-прежнему увлечен искусством, хотя говорит, что не стал называть свою работу по производству фильмов бизнесом.

«В России кинопроизводство — это скорее хобби, — признает Лебедев. — Система дистрибуции непрозрачна, денежные потоки от продажи фильмов невозможно контролировать. И, скорее всего, эта система работает не в интересах производителей».

Лебедев пересек океан, чтобы представить фильм «Географ глобус пропил» по книге Алексея Иванова в театре Зигфелда на Бродвее вместе с режиссером фильма Александром Велединским. Несмотря на благосклонность критики и награды в России, фильм не задумывался как прибыльный. Лебедев профинансировал большую часть бюджета фильма стоимостью $3,3 млн и, будучи реалистом, не рассчитывал на большую выручку. 

«Превращение кино в бизнес — это лишь несбыточная мечта», — говорит он.

Для начала Лебедев хочет добиться успеха в Америке. «Когда мы увидим, что мы в состоянии выпустить любой фильм с любым бюджетом, будь то $50 млн или $150 млн, если фильм стоящий, и научимся технически воплощать подобные проекты, тогда нашей целью станет прибыль», — говорит он.

Жизнь и работа Лебедева сосредоточена, главным образом, в России. «Для американского рынка у меня есть Юлия», — говорит он. Его старшая дочь, которой сейчас 30 лет, родилась в Лос-Анджелесе и выросла между Москвой и США (вторая дочь Лебедева, двадцатишестилетняя Яна, живет в Москве, где основала интернет-портал о моде Trendspace.ru).

От рока к нефти

Лебедев, со своим вкрадчивым голосом, ясными серо-голубыми глазами и седой бородкой, одетый в клетчатую рубашку и брюки свободного покроя, больше похож на университетского профессора, чем на нефтяника.

В середине 1980-х большинство соотечественников Лебедева, у которых были связи на Западе, уезжали из страны, но он пошел против течения и вернулся. Хотя у него оставалась в Лос-Анджелесе малолетняя дочь, он решил попытать счастья на другом краю света. (Брак Лебедева просуществовал недолго, но Юлия и ее мама переехали в Москву через несколько лет, поэтому Лебедев смог общаться с дочерью). «Я думал, что смогу сразу многого достичь, — говорит он, оглядываясь назад. — Я чувствовал, что жизнь в России меняется».

Перестройка открыла для предприимчивых людей, и Лебедева в их числе, возможность реализовать себя в бизнесе. Многие из нынешних богатейших людей России начинали с производства и продажи «вареных» джинсов или поставок импортной электроники. Лебедев основал компанию «Синтез», которая стала записывать альбомы подпольных рок-исполнителей. Он говорит, что заработал свои первые серьезные деньги на продаже аудио- и видеопродукции.

В тоже же время Лебедев с разными партнерами основал несколько совместных советско-американских предприятий, в том числе центр развлечений Perestroika Palace в Орландо, штат Флорида, и издательство; ни один из этих проектов не был успешным. Но благодаря новым связям с США и новому предпринимательскому опыту Лебедев понял, что может стать первопроходцем в одной из самых прибыльных отраслей российской экономики — нефтедобыче.

В 1990 году «Синтез» стала нефтетрейдером и получила право на разведку нефтяных месторождений в Западной Сибири. «Когда я основал первую российскую нефтяную компанию в 1992 году, она действительно была первой — бизнес начался с нуля», — говорит Лебедев. Он бурил скважины на неосвоенных участках, чем отличается от многих российских нефтяников, вырастивших свой бизнес благодаря приватизации.

Группа «Синтез» построила нефтеперерабатывающий завод «Негуснефть» в Западной Сибири, создала собственную инфраструктуру и наладила крупный бизнес по торговле и экспорту нефти. Это принесло Лебедеву и его тогдашним партнерам Марку Гарберу и Александру Жукову крупные деньги.

Время перемен

Через 20 лет после создания звукозаписывающей фирмы «Синтез» предприятие уже не имеет никакого отношения к музыке, но продолжает существовать. Лебедев владеет им уже без партнеров. По оценке Forbes, в 2012 году группа «Синтез» получила выручку $1 млрд, заняв 154-е место среди 200 крупнейших непубличных компаний России.

За эти годы Лебедев познал немало успехов и неудач. Не все его инвестиции в акции были удачными (хотя ему удалось заработать на продаже акций ТНК, перед тем как компанию приобрела «Роснефть»). Изменившиеся правила ведения бизнеса в России мешают ему вести разведку месторождений. По словам Лебедева, его компания после многолетних изысканий нашла крупные запасы нефти на шельфе в Баренцевом море, но прежде чем он смог приступить к их разработке (в 2006 году он заключил предварительное соглашение с Chevron), государство объявило их «стратегическими запасами».

С 2002 года Лебедев входит в состав Совета Федерации. «Тогда каждый закон был революционным, совершенно новым. Теперь мы только полируем, совершенствует законодательство — уже нет того творческого импульса», — вспоминает он о своей работе в законодательном органе в начале 2000-х годов.

Сегодня в России не самый лучший бизнес-климат. Лебедев, кажется, нашел для себя безопасную нишу, хотя он признает, что, возможно, ему придется уйти из политики, чтобы заниматься своим бизнесом. По его словам, из-за того что государство начинает все сильнее контролировать бизнес, все больше владельцев вынуждены брать на себя управление компаниями, чтобы защитить свои интересы. «В нашей стране тяжело любому бизнесу. Я знаю это по личному опыту и по своей работе в Федеральном собрании», — говорит Лебедев.

Следующая глава?

Сегодня Лебедев живет в Москве и проводит большую часть своего времени в России, за исключением отпуска и плаваний на яхте RC44 в составе российской парусной команды «Синергия». «Синтез» продолжает заниматься нефтью и девелопментом в Москве и Санкт-Петербурге, а его основатель участвует в разнообразных благотворительных акциях в поддержку культуры и образования.

Его интерес к кино возродился в 2005 году, и с тех пор неизменен: Лебедев финансирует различные независимые фильмы, зачастую некоммерческие, так называемые артхаусные картины известных российских режиссеров и актеров. Он считает, что кинобизнес, хотя это и бизнес, ничего не стоит без творческого элемента.

А его Code Red Production прощупывает почву в американской киноиндустрии. Компания пытается тратить с умом, ищет таланты и сотрудничает с интересными людьми. «Хороший доктор» вышел два года назад и обошелся примерно в $6 млн; «Пророк» имеет более крупный бюджет, и в его создании участвует группа инвесторов.

Амбициозные отец с дочерью планируют выпустить более дорогой фильм со спецэффектами под названием «Человек на задании». «Это картина про космос», — говорит Юлия. Компания купила права на создание художественной ленты на основе одноименного документального фильма, посвященного разработчику компьютерных игр Ричарду Гэрриоту и его полету в космос в 2008 году. Космический турист тайно проходил тренировки в Москве, и российская ракета с ним взлетела с международного космодрома в Казахстане. Юлия говорит, что сценарий еще не готов. «У картины будет совсем другой бюджет, — обещает она. — Я планирую организовать съемки как в России, так и в США».

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.145 сек.
Яндекс.Метрика