16 апреля 2024 г. Вторник | Время МСК: 11:04:38
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Из-за каких ошибок в больничном листе работника необязательно отправлять за дубликатом




Источник: Audit-it.ru
добавлено: 18-03-2014
просмотров: 6267

Как можно узнать, действительно ли нужно исправлять ошибку в больничном листе? Сколько исправлений допускается в разделе работодателя? Наши коллеги из журнала «Семинар для бухгалтера» побывали на лекции Романа Бухарева, ведущего эксперта в области социального страхования и получили ответы на  популярные вопросы по заполнению листка.

Действующий сейчас бланк больничного листа утвердили почти три года назад. А врачи и бухгалтеры до сих пор, заполняя бюллетень, задерживают дыхание – боятся допустить ошибку. Практика показывает, что все предпочитают перестраховаться. Медики то и дело оставляют строку с наименованием организации пустой, если пациент сомневается, как верно звучит название или же забыл ее организационно-правовую форму. Да и бухгалтеры, опасаясь, что ревизоры соцстраха снимут расходы, критично выверяют каждую букву, что указали в медучреждении. Ведь ошибку в разделе, заполненном врачом, бухгалтер в отличие от своей исправить не может. В этом случае придется оформлять дубликат бланка. И уже на основании этого документа выплачивать пособие. Впрочем, зачастую работодатели гоняют сотрудников исправлять больничный лист совершенно зря, ведь не каждую ошибку в документе можно назвать критичной.

Можно уточнить в соцстрахе, действительно ли нужно исправлять ошибку

В самом начале мне хотелось бы напомнить вам о довольно старом письме ФСС от 30 сентября 2011 г. № 14-03-11/15–11575. Как видите, фонд опубликовал его спустя какое-то время после того, как бланк ввели в обращение. Тогда уже определился круг проблем, с которыми медики и работодатели сталкивались на практике. Но, конечно, больше всего жаловались граждане, которых бухгалтеры просили переоформлять бюллетени, если, по их мнению, бланки были заполнены неправильно. Так вот, в письме содержится очень важный, но забытый многими страхователями вывод: судить о том, правильно или нет составлен листок нетрудоспособности может только Фонд социального страхования. Работодатель не должен направлять сотрудника в поликлинику за дубликатом только на том основании, что сомневается в правильности бюллетеня. Это самовольство. В таком случае нужно обратиться в региональное отделение фонда, сотрудники которого уполномочены проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

Уточните у них устно или сделайте письменный запрос, надо ли оплачивать сомнительный больничный лист и не возникнет ли у ревизоров претензий при проверке документов. Конечно, если сотрудники соцстраха дадут положительный ответ, но устно, это не даст вам стопроцентной гарантии, что ревизоры будут благосклонны на проверке. Так что я рекомендую обращаться в ФСС с письменным запросом и обязательно прикладывать к нему копию бюллетеня (образец письма представлен ниже).

Если в ФСС подтвердят, что больничный лист оформлен врачами правильно, то можно смело принимать его к оплате. Если же ваши сомнения оправданны, медорганизация обязана выдать дубликат листка. Сразу скажу: не нужно перестраховываться, придираясь к листам, в которых вы выявили технические дефекты. Например, многих до сих пор смущает, когда бюллетень заполнен вперемешку печатными и прописными буквами, а сами буквы или печать немного выходят за границы ячеек. Это не ошибка, поясняет ФСС в письме от 28 октября 2011 г. № 14-03-18/15–12956.

Вот еще несущественные недочеты: на листке есть заломы (скажем, работник держал больничный в сложенном состоянии), указано наименование организации в кавычках или со знаком «тире», непривычная последовательность в адресе медучреждения. На все это ревизоры спокойно закрывают глаза.

Вопрос участника: – Заметила, что название медицинской организации указано не совсем точно. Нужно ли переоформлять такой листок? 
– Нет, не нужно. Проверьте, указан ли ОГРН медучреждения. Если да, то в базе данных фонда социального страхования ревизоры смогут идентифицировать эту медицинскую организацию. И лишних вопросов к названию у них не возникнет.

Другое дело, если бланк заполнен ручкой синего или фиолетового цвета. Первые бланки разрешалось не исправлять. Пока фонд не перешел на электронную обработку листков, ревизоры не считали цвет чернил критичной ошибкой. Но это все-таки нарушение. Вот и суд подтверждает: записи в бюллетень нужно вносить черной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой (решение Верховного суда РФ от 29 октября 2013 г. № АКПИ13-726).

Вопрос участника: – Работница принесла бюллетень, который выписан 17 января 2014 года. А освобождение от работы у нее по больничному начиная с 18-го. Это не ошибка?

– Это не ошибка. Видимо, женщина обратилась в поликлинику 17 января после работы. Это не опечатка врача, просто так пожелала ваша сотрудница. А правила этого не запрещают. Посмотрите пункт 15 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.

Исправлять раздел работодателя можно без ограничений

В разделе, который заполняет работодатель, вы можете вносить любые исправления. Причем сколько угодно. Как корректировать сведения, уверен, вы знаете. Однако напомню: неверную запись нужно аккуратно зачеркнуть горизонтальной линией, а на обратной стороне листа написать правильную и рядом с ней добавить «исправленному верить», поставить печать компании и подпись.

Вопрос участника: – Уточните, пожалуйста, а кто именно должен поставить свою подпись? Наш директор не всегда на месте.

– В пункте 65 Порядка выдачи листков нетрудоспособности указано, что подпись ставит работодатель. Поэтому расписывается обычно либо генеральный директор компании, либо главбух. Есть возможность передать эти полномочия другому сотруднику. К примеру, бухгалтеру по зарплате или кадровику. Для этого оформите обычную доверенность. Отдельный приказ издавать не нужно.

Допустим, вы ошиблись в строке «Средний дневной заработок». Сумма, которую вы указали, – 1225, а надо было – 1275. Перечеркиваем неверную цифру гелевой, капиллярной или перьевой ручкой черного цвета. Затем переворачиваем лист на оборотную сторону и в любом удобном месте записываем: 1275, ниже вставляем фразу «исправленному верить», далее заверяем исправление подписью и печатью организации.

Вопрос участника: – Правильно я понимаю, что нет особой необходимости в конкретизации той строки, куда мы внесли исправление? Или, может, стоило написать: «Средний дневной заработок 1275»?

– Если вы конкретизируете исправление, никто это за ошибку не посчитает. Однако это опять же ненужная перестраховка. Строку, в которой допущена опечатка, итак легко установить по зачеркнутой записи на лицевой стороне. А на обороте не так уж и много свободного места. Что если вам потребуется внести не одно, а несколько исправлений?

Скажу пару слов о печати. Она необязательно должна быть гербовой. Подойдет печать бухгалтерии или кадровой службы.

Вопрос участника: –  В бюллетене за 2011 год обнаружила, что строка «Дата начала работы» заполнена. Хотя в нашем случае она должна быть пустой. Советов о том, как исправить такой огрех, я нигде не нашла.

– Действительно, Порядок выдачи листков нетрудоспособности не содержит ответа, как исправить ошибку в строке, которую заполнять вообще не нужно. В строке «Дата начала работы» следует указывать число, месяц и год, с которого работник должен был приступить к работе в случае аннулирования трудового договора, если болезнь наступила в период со дня заключения трудового договора до его аннулирования. Я так понимаю: у вас ситуация иная, вы просто на автомате заполнили эту строчку. Что ж, как исправить такую ошибку, подсказал ФСС в письме от 18 октября 2012 г. № 15-03-14/ 05–12954 – зачеркните запись, переверните лист и на оборотной стороне бланка укажите: «Строку „Дата начала работы“ считать незаполненной». Рядом должны стоять печать и подпись.

Кстати, в продолжение последнего вопроса уточню еще один момент. Бывает, работодатели заполняют также и строку «в т. ч. нестраховые периоды». Однако чаще всего и она должна оставаться пустой. Ведь в этой строке указывается количество полных лет, месяцев прохождения работником с 1 января 2007 года военной службы или иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468–1. Если работник уволился со службы до 1 января 2007 года или же вообще никогда не проходил ее, то строку «в т. ч. нестраховые периоды» заполнять не нужно.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика