29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 01:30:47
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Разумное обустройство рабочего места



Людмила Николаевна Захарова, доктор психологических наук, профессор
Источник: Элитариум
добавлено: 01-04-2014
просмотров: 2680
Вопрос организации работы в офисе с точки зрения его планировки и оформления очень важен, потому что люди проводят там большую часть своего рабочего времени и значительную часть жизни. Рассмотрим, как открытая планировка влияет на производительность труда; почему предметы и оформление офиса не так важны, как полная чистота, а также сколько каких элементов декоративного оформления рабочего места повысит вашу производительность и понравится вашим посетителям.

Открытая планировка: за и против

Немалая часть работ в офисе требует групповой деятельности. Менеджеры более чем треть своего рабочего времени проводят на совещаниях. Это навело разработчиков на мысль, что их эффективность возрастет, если убрать перегородки и облегчить обмен информацией. Сначала в Германии, а затем в США была создана концепция открытой планировки. Невысокие стенки между сотрудниками, органайзеры, комнатные растения, создающие «ландшафт» офиса, привели к тому, что сейчас почти треть офисов в мире оборудована по этому принципу.

Причин популярности открытой планировки несколько. Во-первых, дешевле построить и реставрировать офис с открытой планировкой. Во-вторых, такой офис выгоден с точки зрения энергетических затрат: легче обогреть и вентилировать одно большое пространство, чем несколько маленьких. В-третьих, при такой планировке легче реагировать на изменившиеся потребности растущей фирмы или корпорации: подвижный дизайн делает легкими передвижение, расширение и уменьшение секций. Наконец, легче наблюдать за работой исполнителей.

Тем не менее, некоторые из преимуществ сейчас кажутся спорными. Например, так ли нужна руководителю возможность постоянно видеть все происходящее вокруг? Существует мнение, что менеджеры знают о рабочих проблемах, а если они будут целенаправленно искать новые, то у них не будет времени для долговременного планирования и работы с клиентами. Конечно, открытая планировка облегчает работающим обмен информацией. Однако, если служащие получают больше времени на разговоры друг с другом, это не значит, что они обмениваются только деловой информацией.

Немногие служащие любят работать в офисе с открытой планировкой, поскольку передвижение коллег часто отвлекает внимание, мешает его концентрации, что ускоряет наступление утомления. Раздражающим фактором являются и разговоры «через голову» работающих. Эти две причины объясняют недовольство друг другом среди коллег. Есть и еще одна причина частного характера: если мы можем слышать соседей, то и они могут слышать нас.


Обустройство офиса

Посетители лучше чувствуют себя в офисе, в котором есть предметы искусства. Женщины больше, чем мужчины, реагируют на то, как оформлено помещение. Женщинам нравятся эстетические объекты (картины, произведения искусства) в их рабочем пространстве. Мужчины предпочитают предметы, отражающие семейные связи и профессиональные достижения: фотографии, сертификаты, награды.

Полезно помнить и то, что предметы в офисе, кабинете не так важны, как полная чистота. На посетителя влияет «количество чистоты». С другой стороны, беспорядок и «стерильные» офисы воспринимаются не такими комфортными, как офисы, где документы находятся в образцовом порядке.

Результаты исследований демонстрируют влияние оформления на социальные оценки. Исследователи тестировали испытуемых в обычных, красиво оформленных и в неприятных «ужасных» помещениях. «Среднее» помещение было аккуратно убрано, но имело функциональную обстановку типа кабинета профессора. «Красивая» комната была с элегантной мебелью, ковром на полу, картинами на стенах, скульптурами, мягкими креслами. В «ужасной» комнате стоял маленький стол со стульями с очень прямыми спинками, на полу коробки и бумаги, звуки из соседних помещений, запыленные стекла.

Более позитивное мнение о людях складывается у испытуемых, работавших в «красивой» комнате, менее благоприятное — в «средней» и негативное — в «ужасной» комнате.

Оформление комнаты также влияло на испытуемых, которые проводили собеседование. Интервьюеры заканчивали свою работу быстрее, когда работали в «ужасной» комнате. Было обнаружено, что люди выражают больше удовлетворения при общении в приятном окружении. Оформление помещения влияет даже на желание помочь выполнить просьбу. Люди также более склонны оказать помощь после просмотра слайдов приятных мест, чем после просмотров неприятных картин. Приятное окружение способствует дружескому расположению, зрительному контакту и оказанию мелких услуг. Также обнаружено, что люди более склонны к совместной деятельности в приятных и радующих их условиях, чем только в приятных или только в радующих условиях.
 

Параметры окружения

Существуют два основных параметра окружения: содержание, относящееся к специфике элементов, и структура, описываемая через целостность, которая возникает при комбинации элементов. Люди предпочитают следующие виды окружения:

  • сцены из жизни семьи;
  • узнаваемые (например, Эйфелева башня и пр.);
  • сцены, содержащие воду;
  • лес с расстояниями между деревьями;
  • в целом природа, особенно зеленеющая.

Важно и количество элементов. Люди предпочитают умеренно сложное окружение. Много элементов смущает, мало элементов — скучно. Однако многоэлементность в природе не смущает. Неприятно, когда много элементов в урбанизированном окружении. Общее правило таково: наблюдаемая территория должна находиться под контролем наблюдающего.

К числу факторов окружения также относится воздействие цветом. Цвета создают иллюзию пространства. Так, красный цвет делает помещение меньше по размеру, чем оно есть на самом деле, а светло-голубой, наоборот, создает эффект простора; коричневый визуально сужает помещение. Исследования свидетельствуют, что цветные надписи замечают на треть чаще, чем черно-белые. Существует зависимость читаемости надписей от цвета фона. Хорошая их видимость достигается тогда, когда черные надписи делаются на желтом фоне, зеленые — на красном, голубые — на белом.

Таблица 1. Психологические свойства цвета

Цвет Психологические свойства
Красный Возбуждающий, активный, богатые ассоциации
Голубой Спокойный, настраивает на сентиментальномсть, успокаивает нервную систему
Желтый Теплый, веселый, действует возбуждающе, вызывает желание прилагать усилия, действовать
Оранжевый Веселый, вызывает радость, усиливает активность
Зеленый Спокойный, создает приятное настроение, богат многочисленными ассоциациями
Фиолетовый В равной мере привлекает и отталкивает, полон жизни, но в некоторых случаях вызывает грусть
Черный Действует угнетающе, вызывает печаль
Белый Действует утомляюще — большие пространства, окруженные белым цветом, вызывают ощущение усталости


Основываясь на этих данных, можно предложить следующие рекомендации по обустройству вашего рабочего места:

  1. Ваш кабинет или рабочая зона должны быть достаточно просторными. Вы будете продуктивнее работать, если будете чувствовать себя соответственно своему положению. Размеры вашего кабинета должны давать возможность посетителям остаться на официальном расстоянии от вас. Если такой возможности нет, придется использовать психологические эквиваленты расстояний (массивная мебель, подиум и др.)
  2. Помните, что оформление помещения будет работать на вас и ваших посетителей. Вы проводите в этом помещении много времени, следовательно баланс позитивного влияния должен быть смещен в вашу пользу. Важно все: освещенность, цвет, расстояние, мебель, ткань обивки, звуки, запах и др.
  3. Высшим проявлением психологической компетентности в оформлении помещения будут дополнительные (заменяемые) элементы, которые используются в специальных ситуациях (например, вы желаете произвести на конкретного человека особо приятное впечатление или, наоборот, хотите дестабилизировать его состояние).
  4. Оформляйте для себя те элементы интерьера, на которые направлен ваш взгляд более продолжительное время (картина напротив должна быть для вас, а для посетителя — напротив того места, где он находится). Вместе с тем то, что не видят посетители, но к чему вы можете обратиться, может быть всегда с вами (маленькая картина в стеллаже, талисман в ящике стола и др.)
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.105 сек.
Яндекс.Метрика