29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 12:28:53
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

«Дойные коровы» российской экономики



Урван Парфентьев
ИА "Росбалт"
Добавлено: 2004-10-19
Просмотров: 9631

Вдохнуть жизнь в амбициозные проекты подъема российского ВВП государство хочет при помощи бизнеса. При этом власть, как и прежде, не имеет желания отдавать свои стратегические объекты в чужие руки: закон это запрещает, а бизнес не готов вкладывать деньги, не имея за ними никакого контроля — инвестиции могут не вернуться. Поэтому возник компромиссный механизм — государственно-частное партнерство, на которое обе стороны возлагают сейчас свои надежды.

Суть государственно-частного партнерства (ГЧП) в том, что оно позволит бизнесу извлекать прибыль из эксплуатации государственных и муниципальных объектов, куда раньше частнику вход был закрыт. Госвласть и муниципалитеты, в свою очередь, при помощи денег предпринимателей смогут обновить свое хозяйство, завершить многочисленные долгострои и ввести новые объекты. Заменить, например, трубы обветшавших теплотрасс или положить новый асфальт на улицах. Да и прибыль определенную смогут получать — параллельно с бизнесменами — от продажи продукции или предоставления коммунальных услуг, тем более при отмененных льготах.

На федеральном уровне ГЧП можно использовать для решения очень дорогостоящих задач, которые ни один бюджет «не потянет». К примеру, покрытие страны сетью платных автодорог. Строительство даже одной приличной новой трассы обойдется в десятки миллионов долларов, а ведь при этом надо поддерживать в относительно рабочем состоянии уже существующее дорожное хозяйство. Поэтому Правительство обращается к бизнесменам, обещая им «верную прибыль» в виде платы за проезд по новой дороге, пока она не окупится. Аналогичная схема работает и при строительстве нефтепроводов, в которых может быть заинтересован бизнес.

Задачи местного уровня менее объемны, но не менее важны. В первую очередь, они касаются допуска внешних инвесторов к коммунальному хозяйству городов и поселков при сохранении безусловной муниципальной собственности на все подобные объекты. Как известно, муниципалитеты своих средств практически не имеют, а крупные кредиты брать не могут, поскольку отдавать их нечем. Бизнес же не хочет брать на себя дотирование многочисленных льготников и работать «в кредит», беспроцентный и бессрочный.

В такой ситуации весьма важно, что стратегический курс на партнерство власти и бизнеса теперь поддержан председателем Правительства России Михаилом Фрадковым. Это стало символом того, что власть признаёт возможность новых отношений с инвесторами, собирается делить с ними риски и ответственность, а самое главное — готова защитить вложенные деньги. Для этого были предприняты реальные шаги — подготовлены законопроекты «О концессиях», «О платных дорогах» и им подобные, а некоторые из них уже проходят чтения в Госдуме.

Тезис о «социальной ответственности» бизнеса, также громко провозглашенный властями, в немалой степени будет реализован именно в форме государственно-частного партнерства. Поскольку в большинстве случаев деньги бизнеса будут нужны как раз для социально значимых проектов.

Например: частная управляющая компания берет на себя качественное обслуживание муниципальных теплосетей и водопроводов; внешние инвесторы финансируют строительство новых комфортабельных автодорог в регионе; власть и крупная корпорация на паритетных началах строят предприятие, которое даст работу жителям... При таком варианте «давить на совесть толстосума» не понадобится — привлеченный очевидной выгодой он сам будет стараться опередить конкурентов в стремлении вложить деньги в такие проекты. А в результате выигрывают и рядовые граждане, и государство.

Выстраиванию культуры отношений бизнеса и власти должны помочь формирующиеся саморегулируемые организации — объединения бизнесменов, созданные ими самими. Взять, например, три ассоциации общероссийского масштаба — РСПП, ОПОРу и «Деловую Россию». Они во многом окупили затраты на свое создание уже тем, что облегчают российским компаниям обустройство на новых рынках, в том числе зарубежных, и отстаивание своих интересов. Для этих целей, например, был учрежден Российско-Китайский деловой совет, возглавляемый лидером «Деловой России» Борисом Титовым.

С другой стороны, саморегулируемые организации следят за «моральным обликом» своих членов — не допускают запрещенных приемов и недружественных поглощений. Тот же РСПП создал своеобразный «суд чести» — Объединенную комиссию по корпоративной этике (возглавляет ее опять же Борис Титов), которая разбирает конфликты между предпринимательскими структурами до суда и может предъявить виновному такие санкции, что мало не покажется. Для власти «суды чести» бизнесменов важны тем, что ей будет предложен на выбор список уже прошедших «внутреннее чистилище» партнеров — которые не подведут с исполнением своих обязательств перед государством и не навлекут на его «первых лиц» гнев народа, например, за отсутствующее отопление.

Таким образом, существование саморегулируемых организаций бизнеса немалым образом облегчает задачу формирования не только пространства для ГЧП, но и нахождения и «притирки» возможных партнеров. Несомненно, подобные организации будут формироваться в России еще до вступления закона о них в силу, причем не только по «цеховому», но и по территориальному принципу. Нечто подобное мы имеем сегодня в форме региональных торгово-промышленных палат, зарекомендовавших себя более чем успешно.

Как известно, второй участник ГЧП — власть — уже выразила заинтересованность в корректном, законопослушном и социально ответственном бизнесе. Саморегулируемые организации бизнеса как раз и направлены на достижение этих качеств. Поэтому в таком «союзе равных» решение многих государственных задач, в том числе задачи удвоения ВВП, может оказаться более эффективным, если не единственно возможным.

«Я считаю, что сейчас происходит процесс превращения бизнеса, не связанного с «силовой олигархией», в дойную корову, — говорит руководитель Института модернизации Михаил Делягин, — Поэтому в моем видении формирование саморегулируемых организаций — «профсоюзов» бизнеса — этой тенденции никак не противоречит, потому что профсоюз тоже может быть дойной коровой. Это просто другая форма деятельности государства, которое представляет собой симбиоз либеральных фундаменталистов и силовых олигархов. В сферу деятельности первых саморегулируемые организации вполне укладываются». «Идея представляется такой, что государство сбрасывает с себя ненужные функции. Есть, конечно, функции, которые нельзя передавать — к примеру, функцию разработки реформ, которую у нас выполняли государственные заинтересованные ведомства. Если передать такие функции — будет катастрофа. Но до определенного предела делегирование функций даже необходимо, чтобы государство не лезло в каждую дырку и спокойно занималось выполнением своих основных задач», — считает Делягин.

Несмотря на то, что значимая роль саморегулируемых организаций в зарождающемся в России гражданском обществе вполне очевидна, и действуют они уже давно и, в целом, успешно, закона, регламентирующего их деятельность, в РФ до сих пор нет. Второе чтение Закона о саморегулируемых организациях в Госдуме запланировано на 27 октября — спустя целый год после первого чтения. Сами бизнесмены считают, что такой закон необходим.

«Несомненно, постановка на законную основу отношений саморегулируемых организаций с государством нужна, — говорит Борис Титов, — Есть определенные особенности нашей корпоративной системы, особенности развития экономики, при которых не было обычая, не было авторитетности организации, по-другому складывались отношения бизнеса и общества, поэтому приходится некими специальными «механическими» средствами определять некоторые системы взаимоотношений. Тем не менее, эти взаимоотношения есть, и есть их перспектива. Поэтому мы видим и свою перспективу, как организации по объединению предпринимателей, организации тех предпринимателей, которые сегодня являются, наверное, наиболее динамичной частью начинающей вставать на ноги корпоративной системы, которые сегодня работают каждый день на рынке, в конкурентной борьбе добывая свою прибыль,» — полагает Титов.

«Например, в рамках «Деловой России» создана организация по саморегулированию качества продукции, которая начинает работать в различных отраслях промышленности; некоторые функции саморегулируемой организации выполняет созданная нами с РСПП Комиссия по этике. Мы считаем, что, к примеру, Комиссия по этике вполне будет удовлетворять обсуждаемому закону, и ей уже могут быть делегированы от государства определенные функции, которые этот закон должен прописать», — считает лидер «Деловой России».

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.075 сек.
Яндекс.Метрика