28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 14:59:18
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Новый Китай вздувается инвестиционным пузырем



Николай Чеховский
Страна Ru
Добавлено: 2005-04-18
Просмотров: 7540

Сквозь горную цепь Гуангси сегодня прокладывается тоннель, который станет частью суперсовременного шоссе. Через несколько лет эта автострада соединит гористый север Китая с дельтой реки Жемчужная на юго-востоке страны, являющимся сегодня центром экономического бума. Подобные масштабные проекты легко получают поддержку властей КНР и привлекают инвестиции. Поэтому сегодня немало критиков говорят о том, что экономика страны в целом стала угрожающе зависима от прямого государственного финансирования и от привыкших к обильным бюджетным потокам чиновников.

С начала кампании по строительству дорог, не имеющей аналогов в современной истории (за исключением, разве что, Соединенных Штатов в 1950-е годы), КНР создала обширную сеть прекрасно вписанных в ландшафт многополосных шоссе с великолепно оборудованными площадками для отдыха. Министерство путевых сообщений КНР обнародовало в январе планы построить еще 85 тысяч километров междугородных шоссе, а также объездные кольцевые дороги вокруг всех крупных городов в течение 30 лет. По самым скромным оценкам, этот проект потребует более 250 миллиардов долларов. При этом уже в 2020 году общая протяженность автодорог превысит крупнейшую в мире сеть автротрасс American Interstate. Государственные программы и госрасходы изменили ландшафт Китая с помощью мостов, тоннелей, портов, автострад, заводов, шахт, сталелитейных комбинатов и электростанций. Все это могло бы послужить фундаментом для длительного периода экономического роста, выражаемого двузначными цифрами процентов в год.

Однако и китайских, и западных экономистов беспокоит то, что госрасходы остаются сегодня главным двигателем китайской экономики, выросшей в прошлом году на 9,5%. Инвестиционный разгул способен создать совершенно ненужные экономике заводы, невостребованные мощности в электроэнергетике и автотрассы, ослабляя и без того нестабильную финансовую систему государства.

Если Китай будет по-прежнему рассчитывать в основном на бюджетные деньги, чтобы стимулировать рост экономики, раньше или позже он окажется перед лицом серьезного кризиса. Уже теперь экономику поразило снижение доходности бизнеса во всех отраслях. Руководство страны до некоторой степени с этими доводами соглашается. Пекинские чиновники даже предприняли несколько попыток сократить излишние, по их мнению, инвестиционные проекты и снизить экономический рост до оптимального уровня. Однако даже в прошлом году независимые эксперты, проанализировав статистические данные правительства, пришли к выводу, что инвестиции в амбициозные, но не актуальные для развития экономики проекты составляют в Китае 45 процентов ВВП страны. В то же время отдача для экономики от гигантских государственных проектов за последние годы резко уменьшилась. 15 лет назад, инвестировав 1 доллар в автодороги и сталелитейные заводы, Китай получал рост своей экономики на 50 центов. Сегодня эта цифра уменьшилась до 20 центов.

Хотя для быстро развивающихся экономик является вполне обычным извлечение существенной части роста за счет привлечения обширных инвестиций, ни одна другая крупная страна не зависела столь значительно от инвестиций в инфраструктуру и основные фонды, от строительства транспортных сетей и новых фабрик. Например, Соединенные Штаты тратят не более 15% своего ВВП на подобные проекты, предпочитая обеспечивать экономический рост за счет потребительских расходов. Ни Япония, ни Южная Корея никогда не тратили и 40 процентов ВВП на инфраструктуру и основные фонды. Сегодня обе страны тратят на эти цели менее 30 процентов ежегодно.

Высокопоставленные китайские чиновники и большинство экономистов из частных организаций признают, что инвестирование в подобных масштабах не может не раздувать инфляцию, не создавать избыточные производственные мощности и обходиться без огромного количества невозвратных кредитов. Вопрос только в том, какая часть инвестиционных проектов потерпит крах, и приведет ли это к резкому экономическому спаду.

Эксперты Института международной экономики в Вашингтоне (Institute for International Economics) недавно написали исследование, в котором показывают, что Китаю следовало бы ограничить поток инвестиций до уровня 30% ВВП, чтобы избежать огромных необоснованных затрат, которые неминуемо обернутся невосполнимыми финансовыми потерями и огромными невозвратами по кредитам. Правда, подобное ограничение уменьшит темпы роста экономики вдвое. «Безудержный инвестиционный бум, длящийся, по крайней мере, последние четыре года, стал мощным центром нестабильности китайской экономики. Потребуется не менее нескольких лет и целенаправленная политика государства, чтобы нейтрализовать эту угрозу», - говорится в исследовании.

Тем не менее, лидеры Коммунистической партии заявляют, что экономика страны должна расти не менее чем на 7% в год, чтобы обеспечить создание новых рабочих мест для невероятного количества работников и в городах, и в сельской местности. В противном случае огромные массы людей останутся без работы. Поэтому руководство правящей партии глубоко обеспокоено возможной социальной нестабильностью в случае спада в экономике. Такое развитие событий могло бы ослабить позиции коммунистов.

В то же время правящую партию беспокоит и взрывной характер инвестиционного роста. Недавно Ма Кай, отвечающий за планирование национальной экономики, заявил в Пекине, что правительство предпримет усилия по контролю за инвестициями. По его словам, едва властям удается справиться с избыточным потоком инвестиций в одной провинции, как они тут же перетекают в другую, поражая и электроэнергетическую отрасль, и рынок недвижимости. Правительство страны поставило задачу ограничить в этом году рост инвестиций 16 процентами, поскольку прошлогодний рост в 27 процентов был чрезмерно избыточным. Экономисты полагают, что подобное контролируемое сдерживание роста финансовых потоков является основным способом снизить зависимость народного хозяйства от новых денежных инъекций без риска вызвать его крах.

Однако государственное финансирование большого количества крупных проектов по-прежнему останется главным двигателем экономики. В качестве альтернативы некоторые экономисты говорят о переносе инвестиций во внутренние области Китая. Экспорт индустриализации из крупных городов на восточном побережье в сельские провинции поможет экономике «переварить» избыток финансирования. В этом случае ведущая роль госрасходов могла бы продлить период индустриализации на гораздо более долгий срок, чем в других азиатских странах. Правда, при этом эксперты говорят, что бедные внутренние провинции гораздо больше нуждаются в школах и лечебных учреждениях, чем в скоростных автострадах.

Все эти планы могут быть перечеркнуты бюрократией, поскольку чиновники крайне заинтересованы в сохранении сегодняшней модели обширного государственного финансирования масштабных проектов. Обильные бюджетные потоки орошают их правление, и отказаться от них будет очень сложно.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.075 сек.
Яндекс.Метрика