16 апреля 2024 г. Вторник | Время МСК: 08:46:56
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Никелевый занавес



Юлия Федоринова
Газета "Ведомости"
Добавлено: 2006-06-21
Просмотров: 7934

Становиться транснациональной корпорацией, вступать в альянсы с иностранцами и диверсифицировать бизнес — все это в ближайшие годы не для “Норникеля”. Закончив выделение золоторудных активов в отдельную компанию “Полюс Золото”, компания Владимира Потанина и Михаила Прохорова сосредоточится на развитии производств на Кольском полуострове и Таймыре. Отчасти на то могут быть политические причины, считают эксперты.

В конце мая совет директоров “Норильского никеля” рассмотрит новую стратегию развития компании до 2020 г. Как удалось выяснить “Ведомостям”, в этой стратегии и речи нет о диверсификации бизнеса или глобализации компании. “Норникель” сосредоточится на развитии основного производства на Таймыре и Кольском полуострове, сообщил замгендиректора компании Денис Морозов. Корпорация планирует расширить и модернизировать производство, а также инвестировать в геологоразведку и развитие проектов с нуля. У “Норникеля” уже есть совместное предприятие с Rio Tinto, которое будет проводить геологоразведку в Сибирском и Дальневосточном округах. Вдобавок “Норникель” создал две “дочки” для проведения геологоразведки в Мурманской области и Красноярском крае, а в пятницу стало известно, что компания подала заявку в инвестфонд на 70 млрд руб. на строительство 350 км железнодорожной ветки до Лугокана (Читинская обл.), где одна из структур “Норникеля” — ГРК “Быстринское” проводит подготовку к освоению месторождения меди.
В стратегии не осталось места и зарубежной экспансии. “Норникель” присматривается к различным активам и наблюдает за корпоративными сделками в секторе, но в процессах консолидации участвовать не будет, говорит Морозов. “Цены на металлы находятся на исторических максимумах. Наша задача — сохранить позиции одного из самых низкозатратных производителей в отрасли. Мы не видим, как может быть создана дополнительная стоимость для акционеров через покупку дорогих активов”, — объясняет он.
“Норникель” меняет стратегию на 180 градусов: четыре года назад Михаил Прохоров, наоборот, объявлял курс на диверсификацию компании, и как раз после этого была создана крупнейшая в России золоторудная компания “Полюс Золото”. Недавно “Полюс” был выделен из “Норникеля”, а две недели назад при начале внебиржевых торгов рынок оценил его в $12,9 млрд. Это примерно в 25 раз больше, чем “Норникель” потратил на покупку золоторудных активов “Полюс Золота”. В 2004 г. “Норникель” сделал самую дорогую на тот момент российскую покупку за границей — 20% акций южно-африканской золотодобывающей Gold Fields за $1,16 млрд, а в этом году пакет был продан за $2 млрд.
В мире вовсю идут прямо противоположные процессы. В конце 2005 г. крупные компании Inco и Falconbridge объявили о слиянии и могли бы стать первым в мире производителем никеля. А недавно Teck Cominco предложила купить Inco, а Xstrata — Falconbridge. Международные компании готовы платить за активы значительные премии, ради того чтобы увеличить или просто сохранить свои нынешние доли на рынке, говорит Морозов. Быть активными их вынуждают неопределенность и высокая капиталоемкость новых месторождений. “Норникель” считает, что покупать производственные активы за деньги сейчас дорого, эффективнее искать и осваивать новые месторождения. К тому же до прохождения листинга на западных биржах акции “Норникеля” не могут быть “валютой платежа”, да и основные акционеры не намерены снижать свое участие в компании ниже контрольного пакета, отмечает Морозов.
У “Норникеля” огромные средства будут отвлекать инвестиции в расширение добычи производства на Кольском полуострове и Таймыре, замечает аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев. По его мнению, только на это может уйти около $5 млрд, а размер ежегодных капитальных затрат компании может вырасти вдвое — до $1-1,2 млрд. При таком раскладе денег на по-настоящему крупные покупки у компании не будет. “Если бы "Норникель" захотел купить что-то прямо сейчас, он свободно мог бы найти около $2 млрд. Для более крупных покупок компании пришлось бы задействовать собственные акции”, — отмечает Пухаев. Но тогда российские акционеры “Норникеля” могли бы потерять контрольный пакет. А Пухаев отмечает, что даже если бы Прохоров и Потанин захотели это сделать, то продажу акций “Норникеля” вряд ли одобрил бы Кремль. “Ходят слухи, что тому же Алексею Мордашову не разрешили продать пакет акций "Северстали" Arcelor; не вижу, чем Потанин или Прохоров лучше”, — соглашается топ-менеджер одного из российских инвестбанков. “Некоторые иностранцы к тому же уверены, что Кремль был также против объединения активов Gold Fields и “Полюса”, — говорит сотрудник другой инвесткомпании.
Но замкнутость бизнеса в итоге не идет ему на пользу, считают эксперты. “Если вы хотите сохранить позиции в бизнесе, вы должны стремиться стать глобальной компанией. Такие компании устойчивее и могут диктовать цены”, — замечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. Такого же мнения придерживается и Александр Агибалов из AG Capital.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика