29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 01:36:05
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Что хотят россияне от рынка труда и что они могут ему предложить



Добавлено: 2007-05-10
Просмотров: 6842

О чем думают люди, ищущие работу? Правильно, о том, чтобы заработать денег. Но работа – это не просто способ заработка, это, как ни банально, место, где мы проводим почти половину жизни. Кому не знакомо ощущение того, как мучительно не хочется, чтобы наступал понедельник? Это когда работа не в радость, все надоело, коллеги – бездарности и интриганы. И, наоборот, как летит время, если работа по душе! Казалось бы, рабочий день только начался, а вот уже и домой пора. А наутро снова в бой, с новыми силами.

Как выяснили социологи, в России пока превалирует социалистическая модель трудовой ориентации. Это когда человек работает для души, морального удовлетворения, и в меньшей степени настроен на то, что на работе нужно делать все, чтобы зарабатывать больше, тем самым, улучшая качество жизни. Последний вариант – чисто западный, распространенный в развитых странах. У нас его пытаются привить некоторые работодатели, но пока особого успеха на этом поприще они не достигли. Не считая отдельных "яппи", в основной массе наши люди по-прежнему не думают о карьерном росте, зато придают большое значение отношениям в коллективе и регулярности выплаты заработной платы.

Что ж, каждый живет, как хочет, главное, чтобы его самого это устраивало. И, по данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения /ВЦИОМ/, россияне в целом удовлетворены своей работой и коллегами.

Но обо всем по порядку. Вопреки сложившемуся мнению, повальной занятости населения у нас нет. По данным ВЦИОМ, в настоящее время работают 55 проц опрошенных им россиян. В основном люди работают по найму на постоянной работе /35 проц/ или по найму по трудовому соглашению, договору подряда, контракту и т п на определённый срок или на выполнение определённой работы /12 проц/. Реже — по найму без официального оформления /4 проц/. И совсем незначительная часть опрошенных занимается частным бизнесом, привлекая для этого наемных работников /2 проц/. Столько же предпринимателей обходятся без наемной рабочей силы. Все же малый и средний бизнес – главный источник экономического роста и формирования среднего класса в развитых странах – в России как массовое явление пока не прижился. Большинство предпочитают отработать "от звонка до звонка", нежели иметь свое дело, о котором нужно постоянно заботиться, думать, которое, наконец, необходимо развивать. Работа на государственном или частном предприятии со стабильной зарплатой – вот о чем мечтают наши люди. В чем причина – традиционный российский менталитет с его боязнью индивидуализма и надеждой, что государство не оставит, или отсутствие реальных условий для развития частного предпринимательства? Видимо, и в том, и в другом. Рассуждения о том, как заставить население мыслить категориями рынка, да и стоит ли вообще это делать, оставим на совести экспертов. Мы же вернемся к опросу.

Среди тех, кто работает, большинство удовлетворены своей нынешней работой в целом /72 проц/. В частности, отношения с коллегами устраивают 93 проц респондентов, отношениями с администрацией предприятия довольны 79 проц, содержанием труда – 74 проц, санитарно-гигиеническими условиями и безопасностью труда – 72 проц, порядком и своевременностью выплаты зарплаты 74 проц.

Единственное, чем недовольны опрошенные – размером их заработной платы /59 проц/. С одной стороны, это понятно – уровень зарплаты в целом по России далеко не западный. Но и отношение к профессиональной карьере, как мы видим, тоже не западное! Казалось бы, все логично. Слова "строить карьеру" к себе применяют лишь отдельные жители мегаполисов, работают же над собой, чтобы повысить востребованность на рынке труда, и вовсе единицы. Основная же масса хочет работать по старинке – спокойно, без излишней нервотрепки, чтобы с коллегами можно было пообщаться, чтобы начальство похвалило лишний раз. Но зарплату-то хочется, как сейчас модно говорить, конкурентоспособную!

Неудивительно, что 74 проц респондентов при трудоустройстве считают наиболее важным для себя фактором именно размер заработной платы. Все остальные составляющие трудовых отношений "на западный лад" менее важны. Так, лишь 37 проц обратит внимание на предоставление работодателем положенных по закону социальных гарантий, возможность реализовать себя в профессии заинтересует 28 проц, удобный график, хорошие условия труда, дополнительный "социальный пакет" со стороны предприятия, престижность выбранной работы и вовсе набрали по 21-22 ответов. Такая же картина вырисовывается и с желанием сменить место работы. Чаще всего это делают все по той же причине – низкая, по мнению работника, зарплата на прежнем месте /30 проц/. Реже это связано с отсутствием перспектив профессионального и должностного роста /8 проц/, невозможностью улучшить жилищные условия /8 проц/, напряжённостью работы /7 проц/. При этом половина опрошенных отмечают, что не хотели бы менять нынешнее место работы. То есть, нам не нравится, но искать что-то лучшее мы не готовы. Неудивительно, что работодатели не особенно стремятся повышать зарплату – ведь и за эти деньги работают. Между тем, те, кто активно занимался поисками работы /или поиском сотрудников/ знают: работодатель скорее предложит большую сумму новичку, пришедшему на освободившееся место, нежели повысит оклад прежнему сотруднику, который "сидит" на этой сумме уже несколько лет. Психология, знаете ли…

Итак, россияне жаждут высокой зарплаты, но не желают ничего предпринимать ради того, чтобы ее добиться. Ведь это непросто: нужно учиться, постоянно развиваться в профессии, совершенствовать имеющиеся навыки и приобретать новые. Разумеется, честно признаться себе, что ты получаешь ту зарплату, которую заслуживаешь, и ничего не делаешь для улучшения собственной цены на рынке труда, сложно. Гораздо проще обвинить всех и вся: начальство "не ценит", на новую работу не берут, потому что слишком молод/стар/дети маленькие/внешностью не вышел…

Зато, добившись вожделенной высокой зарплаты, россияне готовы ради нее на все. По мнению 57 проц опрошенных ВЦИОМ, "хорошая", по их мнению, зарплата важнее социальных гарантий и даже стабильности рабочего места. А личная договоренность с работодателем важнее соблюдения им предусмотренных законом трудовых прав, полагают 60 проц респондентов. Причём за последние три года россияне укрепились в этом мнении /ранее было 55 против 41 проц/. Многие оправдывают работодателей: дескать, сегодня те не могут вести честный бизнес, иначе вовсе прогорят. Так считают 53 проц опрошенных, и лишь 26 проц опровергают это утверждение. Все меньшее значение придается роли профсоюзов. Неудивительно, что, по данным другого опроса, проведенного ВЦИОМ, 60 проц респондентов признались, что в случае нарушения своих трудовых прав они ничего не предпринимают. Причем активность россиян в отстаивании своих прав снижается — в апреле 2004 года таких было 53 проц. Видимо, акции, подобные забастовкам и пикетам на заводах расположенных под Санкт-Петербургом иностранных компаний – Ford, Coca-Cola, Heineken – были разовым явлением. Ничего не решающим в общей тенденции к пассивности масс. Откуда же при таком подходе взяться "капиталистической" зарплате? Ведь ее нужно уметь добиваться трудом и при необходимости не бояться отстаивать.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.074 сек.
Яндекс.Метрика