20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 01:10:34
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

ФАС против крупных ритейлеров. Норма



Добавлено: 2007-10-11
Просмотров: 8333
Артемьев Игорь

Вчера на последнем заседании правительства России в нынешнем составе министр сельского хозяйства Алексей Гордеев снова поднял вопрос о дискриминации российских производителей. "Проблема торговых сетей рассматривается уже как силовое давление", - сказал господин Гордеев. По итогам этой дискуссии в Белом доме Федеральной антимонопольной службе (ФАС) поручено рассмотреть возможность снизить порог "коллективного доминирования" для торговых сетей на рынке с зафиксированного в законе "О конкуренции" 35% до 20%. Глава ФАС Игорь Артемьев подчеркнул, что введение этого ограничения "практически никого не коснется", но поддержал его введение, - пишет "Коммерсант".

Уже несколько лет Алексей Гордеев ведет борьбу с крупными торговыми сетями, устанавливающими собственные нормы и правила при допуске на свои прилавки продукции агрокомпаний. Обвиняя сети в дискриминации российских производителей, он как-то требовал даже зафиксировать для ритейла минимальные доли присутствия местного продовольствия в продаже. Но закон "О торговле", в котором предполагалось ввести эти нормы, правительство еще не успело разработать. Зато помогло обсуждение ФАС перспектив работы до 2010 года, которое и было использовано для целей, преследуемых и.о. главы сельского хозяйства.

Хотя пока признаков доминирования в ритейле почти нет, в ходе проверок ФАС удалось обнаружить более 30 пунктов дискриминационного содержания в договорах, связанных с торговыми сетями, в том числе для сельхозпроизводителей, - подчеркнул господин глава ведомства Игорь Артемьев. Норма закона "О конкуренции" с мая 2007 года позволяет штрафовать нескольких игроков рынка за "коллективное доминирование" - согласованное повышение цен и другие злоупотребления, даже если не доказан сговор между ними.

Снижение порога "коллективного доминирования" до 20% для ритейла позволяет резко расширить круг торговых сетей, которые могут подвергнуться штрафам в размере от 1% до 15% от оборота по конкретному продукту.

"В каком-то городе наша доля может составлять 10%. В населенных пунктах на все сети иногда приходится более 20% рынка, - говорит основатель крупнейшей ритейловой сети "Магнит" Сергей Галицкий. - Но доминировать - это значит диктовать цены. Пусть придут ко мне и скажут, где я доминирую. В розничном секторе жесточайшая конкуренция". Глава X5 Retail Group (сети "Пятерочка" и "Перекресток") и председатель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Лев Хасис задается вопросом как быть с теми городами в России, куда добраться можно, например, только на вертолете. "Любой появившийся там магазин станет монополистом - как быть в этом случае? Или вот есть сети, которые торгуют только молоком, а есть такие, что продают молоко и сотовые телефоны, - как считать их долю?", - интересуется господин Хасис. Он также утверждает, что позицию ФАС он знает - "она очень осторожна", поэтому чиновники вряд ли будут торопиться, даже если нормы по ограничению доминирования решено будет прописать в законе "О конкуренции". Он уверен, что ФАС начнет с "четкого формулирования, что есть рынки и их границы", а АКОРТ будет участвовать в заседаниях экспертной группы ФАС. "Мы не искушены хождением в коридорах, не понимаем, до кого донести свое мнение. Надеемся, что восторжествует здравый смысл", - говорит Сергей Галицкий.

И ритейлеры, и аналитики отмечают, что пока российской рознице по степени консолидации еще далеко до западных рынков. Например, продуктовые сети (всего их 110-150, по экспертным оценкам), в 2006 году наторговали приблизительно на 35,5 миллиардов долларов, то есть доля сетевой торговли в продуктовой рознице составила около 25%. "Чиновникам важно инициировать эти темы перед выборами. По моим ощущениям, когда их много, они придумывают лишние законы. Проблемы с доминированием сетей не существует, существует проблема с качеством товаров", - обеспокоен господин Галицкий.

Интрига еще и в том, где появится норма, снижающая порог для "коллективного доминирования". ФАС предлагает внести ее в еще не написанный закон "О торговле". Но после поручения правительства возможна и соответствующая поправка в закон "О конкуренции". Ее, в отличие от "торгового" закона, можно успеть принять и в 2007 году, - пишет "Коммерсант".

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.075 сек.
Яндекс.Метрика