28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 10:20:46
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Налоговый контроль как часть системы внутреннего контроля предприятия



Добавлено: 2008-03-21
Просмотров: 35415

Создание и совершенствование системы внутреннего контроля на предприятиях в последнее время приобретает все большее значение. Данная тенденция обусловлена множеством факторов, но ключевым, бесспорно, является  выход компаний на фондовые рынки, как России, так и зарубежных стран.

Налоговый контроль как часть системы внутреннего контроля предприятияНа законодательном уровне требования к системе внутреннего контроля компаний выходящим на фондовые рынки США и Европы определяются:

- Internal Control – Integrated Framework. The Committee of Sponsoring Jrganizations of the Treadway Commission, COSO (Интегрированная схема внутреннего контроля. Комитет спонсорских организаций Тредвея в Конгрессе США);

- Internal Control: Guidance for Directors on the Combined Code (Указания по внутреннему контролю. Великобритания).

В России система внутреннего контроля предприятий регулируется такими документами как:

- Кодекс (Свод правил) корпоративного поведения, утв. Распоряжением Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 04.04.02 г. № 421/р.

- Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной Службы по финансовым рынкам от 09.10.2007 г. № 07-102/пз-н.

Следует отметить, что в России наибольшее распространение получили требования к системе внутреннего контроля, устанавливаемые законодательством Западных стран. Большой резонанс вызвали вступившие в действие в марте 2005г. нововведения, установленные Законом Сарбейнса-Оксли США (Sarbanes-Oxley Act 2002) (далее – SOX) к раскрытию информации о системе внутреннего контроля публичными компаниями, проходящие листинг на биржах в США.

Так, в соответствии с требованиями Главы 404 SOX публичным компаниям необходимо представить отчет руководства о состоянии системы внутреннего контроля за составлением финансовой отчетности. Причем состояние системы внутреннего контроля за составлением финансовой отчетности определяется ее эффективностью и подлежит постоянной оценке, которая в свою очередь включает документальное раскрытие информации о любых значительных недостатках системы. В дополнение ко всему руководство не вправе давать положительную оценку системы внутреннего контроля при наличии одного и более значительных недостатков в ее функционировании.

Оценивая требования SOX, обращает на себя внимание, что все они направлены исключительно на регламентацию контроля составления финансовой отчетности предприятиями, что представляется достаточно ограниченным подходом к организации системы внутреннего контроля.

Несмотря на широкое применение требований SOX к системе внутреннего контроля, практика показывает, что высоко затратные мероприятия по выполнению данных требований в части ведения учета и контроля недостаточно эффективны.

В свою очередь европейские подходы к системе внутреннего контроля менее регламентированы и зачастую носят рекомендательный характер. Во многих странах введены так называемые Кодексы корпоративного поведения (Codes of Corporate Governance).

Конечно, западные разработки в части организации системы внутреннего контроля на предприятии являются передовыми, тем более что в России данная практика не развита. Поэтому, создавая систему внутреннего контроля на любом предприятии, включая не проходящем листинг на фондовой бирже, имеет смысл ознакомиться с данными разработками.

Потребность в создании системы внутреннего контроля на предприятиях обусловлена не только требованиями фондовых рынков, но и необходимостью обеспечения достоверной информацией об активах и обязательствах компаний, а также борьбы со злоупотреблениями, связанными к примеру с нецелевым использованием средств или нарушением законодательства. Система внутреннего контроля должна рассматриваться как неотъемлемый процесс всей деятельности компании, в противном случае, как показывает практика, данная система будет либо очень затратной, либо низкоэффективной. Создание и совершенствование системы внутреннего контроля должны опираться не только на законодательные требования в части выхода на фондовый рынок, но и на потребности собственников, а также потребности руководства компаний. Правильная методология внедрения и использования, а также соответствующие программные продукты позволять организовать четко функционирующую систему внутреннего контроля.

Говоря о постановке системы внутреннего контроля, отдельно хотелось бы обратить внимание на важную составляющую данной системы, а именно на внутренний налоговый контроль.

Традиционно налоговый контроль рассматривается в качестве государственной функции, основной задачей которой является пополнение бюджета. Однако налоговый контроль может выступать и как определенный механизм управленческого процесса на предприятии, выполняющего одновременно организационную, контрольную и информационную функции. Так, например, налоговый контроль может аккумулировать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, на основе чего пользователи могут принимать определенные решения. Кроме того, данная информация может быть использования для оценки адекватности систем управления и контроля над налоговыми рисками.

Говоря о налоговом законодательстве России уместно отметить, что с точки зрения предприятия оно представляет так называемую «зону повышенного риска». Фактически у предприятий работающих на российском рынке существует высокая вероятность финансовых потерь в результате непреднамеренного нарушения налогового законодательства. Следуя западным подходам в части построения эффективной системы внутреннего контроля, а именно применяя методику COSO Enterprise Risk Management Framework (рационального риск-менеджмента) предприятиям необходимо идентифицировать риски и составить так называемую «карту рисков» выделив наиболее критичные риски с точки зрения возможного ущерба. В данном случае речь идет о налоговых рисках, вероятности их наступления и убытках, которые понесет предприятие в случае наступления того или иного события. Примерный вариант карты налоговых рисков представлен в Таблице №1

Конечно, существует большое количество разнообразных налоговых рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия. В предложенном варианте, рассмотрен лишь небольшой фрагмент перечня возможных рисков. В свою очередь принципы построения карты налоговых рисков могут быть различными и совершенно не обязательно включать информацию о методах предупреждения возможных рисков. Однако информация о вероятности наступления события приводящего к убытку и его примерная оценка является необходимой. В данном случае основная цель карты налоговых рисков это возможность в любой момент на ее основе определить наиболее значительные налоговые риски для предприятия. Разработка карты налоговых рисков и анализ мероприятий по их предупреждению являются задачами системы внутреннего контроля, а точнее его направления налогового контроля.

Помимо оценки налоговых рисков одним из ключевых направлений внутреннего налогового контроля являются мероприятия по налоговому планированию, включая разработку и составление налоговых бюджетов. Так, налоговое планирование помимо контроля над расходами, понесенными в процессе уплаты налогов и сборов в бюджет, может предоставить информацию об исполнении налоговых обязательств.

 Таблица №1 Примерный вариант карты налоговых рисков.

 

Рискообразующие факторы

Вероятность наступления события

(%)

Возможные убытки

(тыс. руб.)

 

Методы предупреждения

1

2

3

4

Внутренние причины

 

 

 

Отсутствие квалифицированных сотрудников в области налогообложения

 

 

Мероприятия по повышению квалификации работников (проведение внутренних и внешних обучающих программ, приобретение специализированной литературы и др.). Пересмотр кадровой политики предприятия в области подбора персонала. 

Сложно территориально развернутая структура предприятия

 

 

Мониторинг всех контрольных процедур на уровне всех структурных подразделений предприятия. Разработка внутренних нормативных документов регламентирующих порядок исчисления и уплаты налогов всеми структурными подразделениями.

Отсутствие либо плохо организованная инфорамационно-технологическая система учета

 

 

Применение либо обновление программного обеспечения. Мероприятия по повышению эффективности информационной системы.

Нарушение установленных сроков предоставления налоговой отчетности

 

 

 

Внешние причины

 

 

 

Налоговая проверка

 

 

Проведение контрольных процедур (внутренний аудит, ревизия и др.)

Изменение налогового законодательства

 

 

Мониторинг налогового законодательства. Анализ нововведений на предмет их влияния на деятельность предприятия.

Также к функциям налогового контроля можно отнести формирование той части Корпоративных учетных принципов, которая определяет порядок исполнения налогового законодательства. Оценка налогового законодательства и выработка наиболее приемлемых решений в части его исполнения в большинстве случаев предопределяет значительную часть налоговых расходов. Одновременно формирование учетных принципов налогообложения позволяет руководству предприятия выработать стратегию поведения в различных хозяйственных ситуациях. В учетные принципы могут быть также включены элементы учетной политики предприятия для целей налогообложения.

Конечно, внутренний налоговый контроль должен включать и такие мероприятия как оценка эффективности ведения налогового учета, мониторинг, анализ и аккумулирование информации об исчисленных и уплаченных налоговых платежах в бюджет, контроль взаимодействия представителей предприятия с налоговыми органами, а также прочие вопросы контроля исполнения налогового законодательства.

Процесс организации системы внутреннего контроля на предприятии сложный, требующий большого количества временных, трудовых и денежных ресурсов. Внутренний контроль должен быть встроен в систему корпоративного управления, являясь неотъемлемой частью организации. Система внутреннего контроля должна основываться на разносторонних методах контроля, охватывающих все направления жизнедеятельности экономического субъекта. В свою очередь, внутренний налоговый контроль призван проводить оценку решения вопросов, регулируемых налоговым законодательством. Элементы внутреннего налогового контроля необходимы для всех предприятий независимо от размера и выхода на фондовый рынок, т.к. проблемы связанные с применением налогового законодательства возникают у большинства налогоплательщиков.

В заключение хотелось бы отметить, что внутренний налоговый контроль справедливо может рассматриваться как составная часть системы внутреннего контроля, устанавливаемая руководством экономического субъекта в процессе хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления компанией.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.076 сек.
Яндекс.Метрика