28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 15:25:21
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Бухучет XXI века: реалии и перспективы

Алексей Уйменов



Добавлено: 2008-04-14
Просмотров: 8827
Одним из главных бухгалтерских событий прошлого года стало опубликование Министерством финансов очередного варианта законопроекта «О бухгалтерском учете». Именно этот документ по мысли разработчиков должен вскоре заменить аналогичный закон 1996 года. О причинах, побудивших Минфин заняться созданием нового основного бухгалтерского нормативного акта, о его преимуществах и недостатках корреспонденту «ФАФИ» Алексею Уйменову рассказал председатель правления Фонда НСФО Михаил Орлов.

– Как известно, в прошлом году действующему закону о бухучете исполнилось одиннадцать лет. Между тем разговоры о том, что он устарел, несовершенен, и что его пора переписать, ведутся довольно давно. Так в чем же заключаются его основные недостатки?

– Федеральный закон «О бухгалтерском учете», как вы правильно заметили, был принят более десяти лет назад и, надо сказать, что в целом он выполнил свою миссию. Если вспомнить, в каких условиях в середине 90-х годов он разрабатывался и принимался, то следует, безусловно, отметить, что для того времени это была революция – регулирование бухгалтерского учета и отчетности впервые обрело законодательную форму. До его принятия эта тема была исключительной «вотчиной» Министерства финансов, которое не планировало ни с кем делиться своими полномочиями. Заслуга названного закона заключается также в том, что в нем были закреплены базовые определения и понятия, установлена система регламентации отношений в сфере бухгалтерского учета, сформулированы общие правила ведения учета в организациях, определен состав финансовой отчетности.

Однако все остальные вопросы, которые не были урегулированы Федеральным законом «О бухгалтерском учете», закреплялись нормативными актами Министерства финансов. Такой подход был вполне оправдан в 90-е годы, когда единственным пользователем финансовой отчетности являлось само государство. Оно было заинтересовано в жестком управлении системой бухучета, поскольку именно на основании этих правил формировалась налоговая отчетность и рассчитывалось большинство налогов. В то же время государство не было готово большую часть вопросов регулировать с помощью закона, полагая, что в специфических правилах учета сотрудники Минфина разберутся лучше законодателя.

Теперь ситуация безусловно изменилась. Связано это с происходящими в стране экономическими реформами, которые породили новые требования к учету и финансовой отчетности. С одной стороны, организации стали активно привлекать инвесторов, то есть расширился круг пользователей финансовой отчетности. Они, в свою очередь, стали упрекать организации в том, что отчетность, сформированная по минфиновским правилам, не позволяет получить необходимую и корректную информацию о финансовом состоянии организации. С другой стороны, с системы бухгалтерского учета и отчетности в начале двухтысячных годов была снята налоговая функция – база по наиболее важным налогам стала рассчитываться по правилам, определяемым налоговым законодательством. Таким образом, несмотря на изменение целей и задач бухгалтерского учета и отчетности, правовая регламентация этих отношений по сей день остается довольно жесткой. Это, на мой взгляд, и является главной причиной, вынуждающей поменять законодательство о бухгалтерском учете.

– Итак, Минфин наконец опубликовал на своем сайте доработанную версию законопроекта «О бухгалтерском учете». Это уже не первая попытка ведомства переписать документ, однако предыдущие его версии, представленные финансовым ведомством на всеобщее обсуждение, вызывали бурю негодования. Можно ли сказать, что последний вариант лучше предыдущих, и насколько при его разработке были учтены предложения профессионального сообщества?

– Конечно, обновленный законопроект лучше предыдущих версий. По крайней мере, уже то, что из названия ушло слово «официальном» (ранее проект именовался «Об официальном бухгалтерском учете»), придававшее некий комизм проекту, является безусловным плюсом. Вместе с тем по принципиальным вопросам к документу у предпринимателей и профессионального сообщества пока остается очень много претензий.

– Какие проблемы в первую очередь должен решить новый закон?

– Прежде всего он должен четко определить, какова цель бухгалтерского учета и отчетности, а также каков интерес государства в регулировании отношений в этой сфере. Поняв это, следует установить, какие вопросы учета и отчетности нужно регулировать в нормативных правовых актах (в законе и подзаконных актах), какие – доверить профессиональному сообществу (ассоциациям, общественным союзам и прочим негосударственным структурам), а решение каких проблем можно отдать на откуп самим хозяйствующим субъектам. К сожалению, обнародованный законопроект не содержит ответов на все приведенные мной вопросы.

– Тогда поговорим о том, что отражено в тексте законопроекта, и о проблемах, которые он способен породить. Например, в нем четко установлено, что к квалификации главного бухгалтера, который работает в фирме, подлежащей обязательному аудиту, будут предъявлены определенные требования. Зачем это нужно? И не лишатся ли работы главные бухгалтеры, не удовлетворяющие этим критериям, когда закон вступит в силу?

– Вопрос о квалификационных требованиях, предъявляемых к бухгалтерам организации, постоянно вызывал бурю негодования у предпринимателей. Тот же самый вопрос – зачем нужны эти требования – всегда интересовал и меня. На мой взгляд, они необходимы там, где деятельность работника затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Например, водителем может стать только тот человек, который имеет удостоверение, подтверждающее умение управлять автомобилем. Такое требование оправданно, поскольку деятельность водителя связана с эксплуатацией объекта повышенной опасности, а стало быть затрагивает интересы неограниченного круга лиц. Аудитор также должен обладать соответствующим сертификатом, подтверждающим его профессиональную готовность к исследованию финансово-хозяйственной документации организации. И такое требование оправданно, поскольку клиент должен быть уверен, что аудитор, имеющий сертификат, обладает всеми необходимыми навыками работы.

Но вот зачем нужны квалификационные требования для бухгалтера, основная задача которого представить менеджерам и собственникам предприятия корректную информацию о финансово-хозяйственной деятельности этого предприятия? Менеджер и собственник должны сами решать, доверяют ли они квалификации принимаемого на работу сотрудника. В тех случаях, когда финансовая отчетность востребуется внешними пользователями, например, при выходе ценных бумаг предприятия на фондовый рынок, над бухгалтером появляется «проверяющий» – аудитор, который подтвердит или опровергнет корректность составленной финансовой отчетности. При таком положении дел квалификационные требования к бухгалтерам явно излишни. Почему-то никому не приходит в голову законодательно закреплять квалификационные требования, например, к юрисконсульту на предприятии или работнику кадровой службы.

Следует отметить, что предпринимательское сообщество крайне негативно восприняло идею введения квалификационных требований для бухгалтеров. По крайней мере, РСПП по данному вопросу занимает достаточно жесткую позицию. Насколько я понял, ряд госведомств также не разделяет точку зрения Минфина.

– Участвовать в регулировании бухгалтерского учета согласно проекту будут как госорганы, так и профессиональные сообщества – саморегулируемые или иные некоммерческие организации. Не получится ли в итоге, что каждый будет тянуть одеяло на себя и все останется на своих местах? Или, например, профессиональное сообщество будет разрабатывать стандарты, а госведомство в процессе их утверждения что-нибудь незаметно подкорректирует?

– Распределение полномочий по утверждению национальных стандартов – это наиболее болезненный вопрос в дискуссии Минфина и общественных организаций. Очевидно, что полностью отдать негосударственным структурам право определять стандарты учета и отчетности нельзя, иначе единообразия добиться будет просто невозможно. Вместе с тем, по нашему мнению, «монополизм» Минфина в этой области также является сдерживающим фактором развития регламентации учета и отчетности. В этой связи Фонд НСФО полагает, что Министерству финансов подобает, во-первых, определить, какая информация должна быть отражена в финансовой отчетности, а во-вторых, установить основные, самые общие принципы учета тех или иных операций. Собственно разработку правил учета целесообразно возложить на негосударственные структуры, избранные на конкурсной основе. Я уверен, что они смогут разработать стандарт, учитывающий последние достижения науки и практики в этой области. Проект стандарта должен быть представлен Минфину, который либо утвердит его, либо откажется это сделать, пояснив, почему он собственно не годится. Таким образом, чиновники обеспечат некое единство правил учета и отчетности, но в то же время основная работа будет выполняться негосударственными структурами.

– Много говорилось о том, что издержки субъектов малого предпринимательства на подготовку бухгалтерской отчетности необходимо снизить. В то же время проект принуждает компании, применяющие УСН, вести бухучет, хотя от этой почетной обязанности они в настоящее время освобождены. Можно ли считать это осознанной позицией Минфина, или подобная норма – не более чем недосмотр авторов законопроекта?

– Я не знаю, сознательно или нет, но авторы проекта действительно исключили «упрощенцев» из числа организаций, освобожденных от обязанности вести бухгалтерский учет. Напомню, что согласно действующему законодательству фирмы и предприниматели, работающие на УСН, обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса, и учет основных средств и нематериальных активов в порядке, определяемом законодательством о бухгалтерском учете. Как известно, отчетность малых фирм не имеет внешних пользователей, за исключением налоговых органов, интересы которых обеспечивает Налоговый кодекс. Таким образом, можно предположить, что появление обязанности у «упрощенцев» вести бухгалтерский учет в полном объеме негативно отразится на развитии малого бизнеса в стране.

– Статья 19 проекта, в которой изложены принципы регулирования бухгалтерского учета, содержит упоминание об упрощенных способах ведения бухучета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность для малого бизнеса. Что это за способы и где они будут прописаны?

– Обсуждение создания подобной отчетности для малого бизнеса идет уже несколько лет. Однако до сих пор реальных шагов в этом направлении не сделано. Поэтому я полагаю, что фраза об упрощенной отчетности появилась в законопроекте, дабы смягчить негодование представителей малого предпринимательства, лишающихся права не вести бухгалтерский учет и не составлять финансовую отчетность.

– И еще один вопрос, который, наверное, сейчас волнует практически всех бухгалтеров. Не придется ли им заново переучиваться, вносить серьезные изменения в свою работу в связи с вступлением в силу нового закона о бухучете?

– Законопроект не предполагает, что система учета и отчетности кардинально изменится. Поэтому я думаю, что никому переучиваться не придется. Надеюсь, что при обсуждении проекта в Госдуме также исчезнут упоминания о неких квалификационных требованиях к бухгалтерам, то есть у них не возникнет необходимость проходить дополнительную сертификацию.

– Можете ли вы сделать прогноз, когда российским бухгалтерам придется начать работать по новому закону?

– С учетом того, что интерес к реформе бухгалтерского учета и отчетности у правительства, по-видимому, не самый высокий, думаю, что до конца весенней сессии Госдумы проект не будет внесен в нижнюю палату парламента, а следовательно, маловероятно, что он будет принят до конца 2008 года. В этой связи полагаю, что раньше 2010 года нормы этого закона в действие не вступят.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.078 сек.
Яндекс.Метрика