19 марта 2024 г. Вторник | Время МСК: 08:37:24
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Крупнейшие метро мира



Ольга Шкуренко
КоммерсантЪ
Добавлено: 2008-08-08
Просмотров: 36410

Крупнейшие метро мираВ мире нет единого официального определения метро. Обычно под этим термином понимается рельсовый транспорт на электрической тяге, используемый для массовых скоростных перевозок пассажиров. Существует ряд характеристик, позволяющих отделить метро от других видов общественного транспорта. Во-первых, оно отличается большой пропускной способностью, высокой скоростью и регулярностью движения. Во-вторых, метро является городским транспортом, то есть не применяется для междугородного сообщения. Одним из важных признаков является обособленность метро от других видов движения: трассы метрополитена не имеют пересечений с автодорогами, трамвайными или железнодорожными путями. В то же время не является главным признаком прохождение трасс метро под землей — линии метрополитенов выходят на поверхность и даже проходят над землей по эстакадам. Не является определяющим и название. Помимо широко распространенных терминов "метро" или "метрополитен" для его обозначения также используются Underground, Subway, U-Bahn, T-Bana, MRT (от Mass Rapid Transit) и другие. Точное количество городов с метро также никто не считал. В разных источниках называются цифры от 114 до 168. А с учетом "пограничных систем", сочетающих в себе признаки метро и трамвая или электрички, количество может достигать двухсот.

"Власть" представляет обзор 50 самых больших систем метро протяженностью 50 и более километров. Все данные получены из открытых источников.

Автор заранее признателен за любые уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу: [email protected].

London Underground / The Tube (Лондон, Великобритания)
10 января 1863

408 км

11 линий, 268 станций

1,014 млрд

С 5.00 до 1.00

от £4 ($8) в зависимости от количества пересекаемых зон

www.tfl.gov.uk

Старейшее метро в мире. Первые поезда работали на паровой тяге, с 1890 начался переход на электричество. Несмотря на название "подземка", около 55% линий проходят по поверхности земли. Подземные участки делятся на неглубокие (sub-surface) и тоннельные (tube), они различаются по диаметру и в них используются разные типы поездов. Масштабных планов по расширению системы метро нет, почти все инвестиции в ближайшие годы будут направлены на его модернизацию. Большой возраст метро создает определенные сложности для частных компаний, управляющих его инфраструктурой. В 2004 одна из них была вынуждена признать, что прибегала к помощи аукциона eBay для покупки оборудования, которое больше не производится. В декабре 2007 закрылась 12-я линия метро East London. После переоборудования она станет частью наземной железнодорожной системы London Overground. Лондонская подземка также считается одной из самых кинематографичных — здесь проходили съемки сюжетов более ста фильмов и сериалов. Среди них "Ультиматум Борна", "Гарри Поттер и орден Феникса", "Искупление".

Лондонская подземка считается одной из самых кинематографичных — здесь проходили съемки сюжетов более ста фильмов и сериалов

Метрополитен Санкт-Петербурга — мировой лидер по средней глубине заложения станций

В метро Мюнхена оборудовано 43 пункта с дефибрилляторами — аппаратами для оказания первой помощи при остановке сердца

С 2006 года метро Дели патрулирует дрессировщик с обезьяной-лангуром, которая должна отпугивать других обезьян

Именно Париж подарил миру термин "метро". Он произошел от названия первой компании-оператора парижской подземки Compagnie du chemin de fer metropolitain de Paris, которую сокращенно называли Metropolitain, а потом Metro.

New York City Subway (Нью-Йорк, США)
27 октября 1904

370 км

26 маршрутов, 468 станций

1,56 млрд

круглосуточно

www.mta.info

Первый участок с 28 станциями открылся в 1904 на Манхэттене. Несколько десятилетий линии управлялись двумя частными компаниями и городскими властями, потом вся подземка перешла под контроль города. Основная часть метро построена в 1930-е. В апреле 2007 впервые за последние 70 лет началось строительство новой линии метро Second Avenue Subway протяженностью 13,7 км. Она планировалась еще в 1920-х, а в 1970-х трижды объявлялось о начале ее строительства. Большая часть метро проходит под землей (219 км, 277 станций), 153 станции расположены на эстакадах. Система делится на линии (выделенные цветом и имеющие названия) и маршруты (обозначаемые цифрами или буквами). Под линией понимается определенный участок путей, под маршрутом — направление движения поезда от одной конечной станции до другой. По одной линии могут приходить поезда нескольких маршрутов. Еще одной особенностью нью-йоркского метро является наличие поездов-экспрессов, которые останавливаются не на всех станциях. У входов в метро можно видеть зеленые или красные круглые фонари: первые означают, что вход на станцию открыт 24 часа, вторые — что время работы ограничено. На платформах созданы специальные участки Off-Hour Waiting Area, на которых пассажирам рекомендуется ожидать прибытия поезда ночью, поскольку там они находятся в зоне видимости работников станции.

Tokyo Subway (Токио, Япония)
30 декабря 1927

304,1 км

13 линий, 285 станций

3 млрд

с 5.00 до 0.15

от 160 иен ($1,5) в зависимости от длины поездки

www.tokyometro.jp, www.kotsu.metro.tokyo.jp

Начало строительства первого метро в Азии датируется 1920, к концу 1969 протяженность линий насчитывала уже 100 км. В 2004 часть системы была приватизирована (Tokyo Metro, 9 линий), другая находится под контролем муниципальных властей (Toei Subway, 4 линии). Большая часть линий проходит под землей. Турникеты установлены и на входах, и на выходах, поэтому билет нужно сохранять до конца поездки. Билеты на одну поездку турникет на выходе не возвращает. На некоторых станциях в переходах между двумя линиями также есть транзитные турникеты оранжевого цвета. Из-за сложной системы тарифов в метро установлены автоматы, с помощью которых можно доплатить за проезд. Токийская подземка — самая загруженная в мире. В часы пик специальные служащие заталкивают пассажиров в вагоны. На платформах размечены места открывания дверей вагона, возле которых выстраиваются очереди желающих сесть на поезд. В утренние часы пик отдельные вагоны предназначены только для женщин и маленьких детей. Метро оснащено системой предупреждения землетрясений, которая автоматически останавливает все поезда в случае опасности, и специальными заграждениями от затопления при тайфунах и наводнениях.

Московский метрополитен (Москва, Россия)
15 мая 1935

292,2 км

12 линий,176 станций

2,5 млрд

с 5.20 до 1.00

19 руб. ($0,8)

www.mosmetro.ru

Первый участок на Сокольнической линии был открыт в 1935, самая новая, 176-я станция "Кунцевская" Арбатско-Покровской линии — 7 января 2008. На сентябрь 2008 запланировано открытие на этой же линии станции "Славянский бульвар". По плану метростроения в 2009-2014 должны быть открыты еще 17 станций и введена в строй Солнцевская линия легкого метро. Метрополитен по большей части подземный: в нем только 15 наземных и надземных станций, включая станции Бутовской линии легкого метро и уникальную станцию "Воробьевы горы" на метромосту через Москву-реку. Первоначально метро носило имя курировавшего строительство первого секретаря Московского комитета ВКП(б) Лазаря Кагановича, потом было названо в честь Владимира Ленина. Во время войны оно использовалось как бомбоубежище. С этой же целью в 1953 на Арбатско-Покровской линии построен участок глубокого заложения "Площадь Революции"—"Киевская". Действовавший до этого участок мелкого заложения сначала был закрыт, а в 1958 включен в состав Филевской линии. Считается, что под землей есть закрытые правительственные ветки, называемые "Метро-2". Станции метрополитена с самого начала оформлялись как подземные дворцы, благодаря чему он считается одним из самых красивых в мире. В последние годы в метро появилось несколько тематических поездов, таких как поезд—художественная галерея "Акварель".

Seoul Subway (Сеул, Южная Корея)
15 августа 1974

286,9 км*

10 линий, 266 станций*

1,6 млрд

с 5.30 до 1.00, по выходным до 24.00

900 вон ($0,86) за поездку длиной до 10 км плюс 100 вон ($0,1) за каждые дополнительные 5 км пути

www.seoulmetro.co.kr, www.smrt.co.kr, www.korail.com

*Данные без учета Korail.

В 1990-х Сеул реализовал один из самых масштабных в мире проектов по расширению системы метро, построив около 160 км путей и 4 новых линии. В настоящее время ведется строительство еще двух новых линий и нескольких участков на старых. Свыше 70% системы проходит под землей. Линии различаются по цветам и номерам (1-8), две имеют названия. У метро Сеула три компании-оператора: Seoul Metro (линия 2, часть линий 1, 3 и 4), SMRT (линии 5-8) и Korail (Bundang Line, Jungang Line, часть линий 1, 3 и 4). Корпорация Korail управляет всей железнодорожной сетью Южной Кореи. Отдельной статистики для метро Сеула она не предоставляет. Не запутаться в сложной системе помогает удобная система ориентирования: свои номера есть не только у линий, но и у каждой станции, все подписи и объявления продублированы на английском языке. В оформлении некоторых станций использованы аквариумы и телемониторы, транслирующие музыкальные клипы и сериалы.

Metro de Madrid (Мадрид, Испания)
17 октября 1919

284 км

13 линий, 280 станций

690 млн

с 6.00 до 2.00

€1-1,90 ($1,58-3) в зависимости от количества пересекаемых зон

www.metromadrid.es

Первоначально метро Мадрида носило имя короля Альфонсо XIII, выступавшего активным сторонником его строительства и открывшего его в 1919. После провозглашения республики в 1931 имя монарха из названия исчезло. Около 90% линий метро проходит под землей. Линии различаются по цветам и номерам (1-12 и линия R), а также делятся на узкопрофильные (1-5, 11 и R) и широкопрофильные (6-10 и 12) в зависимости от длины платформы и ширины вагона поезда. Метро Мадрида самое быстрорастущее в Европе. С середины 1990-х правительство реализовало три крупномасштабных проекта по его расширению, в рамках которых были продлены практически все линии, построены ответвление до аэропорта и три линии легкого метро, возведена уникальная 12-я линия MetroSur (40 км, 28 станций), которая имеет форму кольца и соединяет Мадрид с пятью городами-спутниками. За 12 лет метро выросло почти в два раза (в 1995 оно насчитывало 120 км путей и 164 станции). Инвестиции только в последний этап модернизации (2003-2007) составили €4,3 млрд.

Shanghai Metro (Шанхай, Китай)
10 апреля 1995

234 км

8 линий, 161 станция

814 млн

с 4.55/6.00 до 21.40/23.30 в зависимости от линий

3-8 юаней ($0,4-1,16) в зависимости от длины поездки

www.shmetro.com, www.smrt.com.cn

Работы по строительству метро в Шанхае начались еще в 1958, но впоследствии были прерваны до 1990 из-за технических и финансовых проблем. Самое большое расширение произошло в декабре 2007, когда были открыты сразу три линии общей протяженностью 94 км. Активное строительство продолжается и сейчас: к началу всемирной выставки "Экспо-2010" в Шанхае протяженность линий метро превысит 400 км, в дальнейшем планируется довести число линий до 18, протяженность — до 800 км. У метро две компании-оператора: Shanghai Metro Operation Co. Ltd. (линии 1-4, 8, 9) и Shanghai Modern Rail Transit Co. Ltd. (линии 5 и 6). Часть путей проходит под землей, часть — по эстакадам. Турникеты стоят как на входе, так и на выходе. Платформы оборудованы раздвижными дверями. В январе 2008 метрополитен Шанхая оказался в центре скандала, когда в интернет попала видеозапись целующейся парочки, сделанная одной из камер наблюдения. Молодые люди заявили, что намерены обратиться в суд. Компания Shanghai Metro Operation после проведения расследования сообщила, что виновные сотрудники у нее больше не работают, извинилась и предложила потерпевшим денежную компенсацию.

Metro de Paris (Париж, Франция)
19 июля 1900

215 км

16 линий, 384 станций

1,4 млрд

с 5.20 до 1.20, в ночь на сб. и вс. до 2.20

€1,50 ($2,4)

www.ratp.fr

Открытие метро было приурочено к Всемирной выставке 1900 в Париже. В 1998 была запущена первая автоматическая линия метро M14. В настоящее время строятся новые участки на линиях М4, M8, M12 и М13 (7,5 км, 8 станций). Большая часть линий пролегает под землей. Первые линии прокладывались строго под проезжей частью улиц, поэтому у нескольких станций боковые платформы не располагаются друг напротив друга — находящиеся над ними улицы оказались слишком узкими. Перегоны между станциями очень короткие — в некоторых случаях можно, заглянув в тоннель, увидеть свет соседней станции. Двери в вагонах открываются вручную. Парижское метро известно оформлением входов в стиле ар-нуво, созданным в начале ХХ века французским архитектором Гектором Гимаром. Сохранившиеся до сегодняшнего дня на 86 станциях, они стали одной из визитных карточек Парижа. В рамках программы сотрудничества управляющая компания метро Парижа RATP по одному такому архитектурному ансамблю подарила Москве (установлен на станции "Киевская"), Монреалю, Мехико, Чикаго и Лиссабону.

Metro de la Ciudad de Mexico (Мехико, Мексика)
4 сентября 1969

201,38 км

11 линий, 175 станций

1,4 млрд

пн.-пт. с 5.00 до 24.00, сб. с 6.00 до 24.00, вс. с 7.00 до 24.00

2 песо ($0,2)

www.metro.df.gob.mx

Строительство началось в 1968 и проходило рекордными темпами — к моменту завершения первого этапа, через четыре года, система метро насчитывала уже 41,4 км путей и 48 станций. Нынешнего размера метро достигло в 2000, а к 2010 планируется построить новую линию 12 (подземная, 24 км, 23 станции). Большая часть системы проходит под землей (113,3 км), небольшой участок — по эстакаде (18,5 км). Поезда на шинном ходу (кроме линии А). Каждая станция имеет определенный логотип, ассоциирующийся с ее названием или местоположением. Они были введены, чтобы помочь ориентироваться неграмотным людям. Например, на логотипе станции Politecnico изображена эмблема расположенного неподалеку Национального политехнического института, а на логотипе станции Zapata — герой мексиканской революции 1910 Эмилиано Сапату. В метро также выставлено несколько археологических находок, обнаруженных в ходе строительства. В переходе на станцию Pino Suarez можно увидеть ацтекскую пирамиду, а на Talisman — останки мамонта. 19 сентября 1985 метро без разрушений выдержало мощное землетрясение (8,1 балла) в Мехико, оказавшись самым надежным видом транспорта в городе.

Beijing Subway (Пекин, Китай)
15 января 1971

200 км

8 линий, 123 станции

1,2 млрд

с 5.00 до 24.00

2 юаня ($0,3)

www.bjsubway.com

Строительство метро началось в 1965, в период обострения отношений КНР с СССР. Первоначально оно выполняло дополнительную функцию — как средство эвакуации на окраины города в случае войны. В первые годы работы было закрыто для иностранцев, а для граждан Китая нужно было специальное верительное письмо с места работы. Около 70% путей проходит под землей (38 станций — наземные). Накануне Олимпиады метро подверглось модернизации: на старых линиях установили кондиционеры и лифты, ликвидировали "слепые пятна" в мобильной связи, поезда оборудовали телевизорами для трансляции соревнований. На время Игр ужесточены меры безопасности: станции оборудованы металлодетекторами и аппаратами для сканирования багажа, сотрудники могут обыскивать пассажиров, проверять провозимые жидкости. Кроме того, 19 июля 2008 специально к Олимпиаде открылись сразу три новые линии, соединяющие город с Олимпийской деревней и аэропортом. До окончания Игр на линии Olympic Branch Line, ведущей к олимпийским объектам, введен режим ограниченного доступа — проехать по ней могут только участники и зрители с билетами на соревнования. После Олимпиады развитие метро продолжится: к 2015, по прогнозам, оно будет состоять из 19 линий протяженностью 561 км.

Metrorail (Вашингтон, США)
27 марта 1976

171 км

5 линий, 86 станций

208 млн

с 5.00 (пн.-пт.) / 7.00 (сб.-вс.) до 24.00 (вс.-чт.) / 3.00 (пт.-сб.)

$1,65-4,50 в зависимости от длины поездки и времени суток

www.dcmetrostore.com

Metrorail охватывает Вашингтон и его пригороды, расположенные в соседних штатах Виргиния и Мэриленд. Около 50% (81,3 км) метро проходит под землей. У четырех из пяти линий есть общие участки путей и станции, на схеме они различаются по цветам. В настоящее время планируется строительство новой, серебряной линии, которая соединит Вашингтон с международным аэропортом Даллеса (37 км, 11 новых станций). На работе метро сказывается его столичный статус: 35 станций Metrorail обслуживают федеральные учреждения, в часы пик половину пассажиров составляют госслужащие. В дни президентских инаугураций метро традиционно продлевает часы своей работы, а в День независимости 4 июля закрывается станция Smithsonian, попадающая в периметр безопасности в парке National Mall. До терактов 11 сентября 2001 существовал прямой вход в Пентагон с одноименной станции Metrorail, в 2002 вместо него был открыт новый за пределами здания.

"L" (Чикаго, США)
6 июня 1892

171 км

8 линий, 144 станции

190,2 млн

с 4.00 до 24.00/1.00, синяя и красная линии — круглосуточно

www.yourcta.com

Чикагское метро строилось и управлялось несколькими частными компаниями. В 1920-х все они были консолидированы в Chicago Rapid Transit Company, а в 1947 ее за $12 млн купила Транспортная администрация Чикаго (CTA). Последняя линия была открыта в 2006. Для нее не было построено ни одного километра новых путей — использовали старый участок другой ветки. В настоящее время много средств вкладывается в модернизацию системы, в частности ликвидацию "медленных зон", по которым поезда не могут ехать с большой скоростью. Значительная часть метро проходит по эстакадам (около 90 км), из-за чего она получила свое название The "L" (от elevated). В деловом центре города пять линий метро формируют петлю, которая проходит на эстакаде на уровне второго этажа зданий. Сам район также называется The Loop (петля). Поскольку станциям подземки зачастую дают названия близлежащих улиц, в системе встречается несколько станций с одинаковыми именами. В частности, есть пять станций Kedzie и четыре Pulaski. В 2005 метро было признано одним из семи чудес Чикаго в конкурсе, проведенном Chicago Tribune (третье место, 18,8 тыс. голосов).

MTR (Гонконг, Китай)
1 октября 1979

168,1 км

9 линий, 80 станций

1,1 млрд

с 5.30/6.00 до 1.00

4-36,5 гонконгских доллара ($0,5-4,7) в зависимости от линии и от длины поездки

www.mtr.com.hk

Метро Гонконга построено и управляется государством. В 2000 компания-оператор MTR Corporation была приватизирована, после IPO госдоля сократилась до 76,65%. В декабре 2007 произошло слияние MTR с компанией Kowloon-Canton Railway Corporation, в результате чего к шести существующим линиям MTR и экспрессу в аэропорт прибавились еще три линии и сеть легкорельсовой железной дороги. Расширение системы продолжается: строится новый участок (3,8 км) и новая станция, еще четыре проекта готовятся к реализации. Часть системы MTR проходит под землей, часть — на поверхности. Подземные станции оборудованы прозрачными раздвижными дверями. Метро Гонконга считается одним из самых современных и удобных. Система продажи билетов автоматизирована. В вестибюлях и на станциях есть магазины, банкоматы, кафе и бесплатные интернет-центры. Проводятся различные мероприятия для пассажиров: измерение индекса счастья, соревнования по спортивной ходьбе. Одной из достопримечательностей системы метро является Disneyland Resort Line — линия, доставляющая пассажиров в гонконгский Диснейленд. По ней ходят специальные составы, в вагонах которых окна и различные элементы дизайна выполнены в форме головы Микки-Мауса.

BART (Сан-Франциско, США)
11 сентября 1972

167,4 км

5 линий, 43 станции

100 млн

с 4.00 (пн.-пт.) / 6.00 (сб.) / 8.00 (вс.) до 24.00

$1,50-8 в зависимости от длины поездки

www.bart.gov

Разработка планов по строительству скоростной транспортной системы в области залива Сан-Франциско началась в 1950-х. В июне 1964 президент США Линдон Джонсон дал официальный старт строительству. Последний участок был построен в 2003 и соединил BART с международным аэропортом Сан-Франциско. Большая часть системы проходит на поверхности и на эстакаде (107,8 км), 59,6 км — под землей, включая 7,4-километровый тоннель под заливом. Линии различаются по цветам и обозначаются по названиям конечных станций. BART обслуживает городскую агломерацию Сан-Франциско. Из-за больших расстояний поезда ходят с интервалом в среднем раз в 15 минут. Это компенсируется тем, что на большей части BART несколько линий используют общие пути и станции. В результате в среднем поезд прибывает на каждую станцию раз в 3-4 минуты. В настоящее время в метро реализуется программа стоимостью $1,3 млрд по улучшению сейсмоустойчивости. Как отмечается в докладе BART конгрессу, очередное большое землетрясение в Сан-Франциско может произойти с вероятностью два шанса из трех до 2031.

Berlin U-Bahn (Берлин, Германия)
15 февраля 1902

144,9 км

9 линий, 170 станций

473,1 млн

с 4.00 до 1.30 (будни), в выходные круглосуточно (кроме U4)

€2,10 ($3,3)

www.bvg.de

Около 80% метро Берлина проходит под землей, само название U-Bahn — сокращение от Untergrundbahn (подземная железная дорога). Линии различаются по цветам и номерам (U1-U9), а также подразделяются на узкопрофильные и широкопрофильные в зависимости от размера используемых вагонов (шириной 2,3  и 2,65 м, высотой 3,10 и 3,40 м соответственно). В настоящее время ведется строительство нового участка на линии U5 от площади Alexanderplatz до Главного вокзала. Дальнейшее расширение системы в обозримом будущем не планируется из-за недостатка финансирования. Вековая история метро Берлина тесно связана с историей страны. В годы правления нацистов одна из станций была переименована в Adolf Hitler Platz (сейчас Theodor-Heuss-Platz). После возведения Берлинской стены в 1961 линии U1 и U2 были разделены, а на линиях U6 и U8 поезда ходили без остановок на станциях в восточном секторе. Планы расширения метрополитена неоднократно менялись, поэтому в системе существует ряд заброшенных станций и целая фантомная линия U10, спроектированная еще в 1920-х, но так и не достроенная. Несколько раз в месяц для туристов проводятся ночные экскурсии по тоннелям метро на специальном открытом поезде.

Osaka Municipal Subway (Осака, Япония)
20 мая 1933

130 км

8 линий, 123 станции

912 млн

с 5.00 до 24.00

от 200 иен ($1,9) в зависимости от длины поездки

www.kotsu.city.osaka.jp

Открывшееся в 1933 метро Осаки стало первым муниципальным метрополитеном в Японии (более старое метро Токио первоначально управлялось частными компаниями). Большая часть линий пролегает под землей, хотя есть участки на поверхности и на эстакаде (около 8 км). Турникеты стоят на входе и на выходе — нужно сохранять билет до конца поездки. В метро Осаки продается специальный No-My-Car-Day Discount Pass. Он действует как обычный проездной на один день, однако стоит на 30% дешевле (800 и 600 иен соответственно). Этим билетом можно пользоваться по пятницам и 20-го числа каждого месяца — в эти дни власти призывают горожан отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта. С 1997 система объединена с веткой скоростного трамвая Nanko Port Town Line, на который можно сделать пересадку с двух станций метро.

Guangzhou Metro (Гуанчжоу, Китай)
28 июня 1999

116 км

4 линии, 64 станции

500 млн

с 6.00 до 24.00

2-12 юаней ($0,3-1,75) в зависимости от длины поездки

www.gzmtr.com

Строительство метро началось в декабре 1993 и продвигается быстрыми темпами. В июне 1997 был открыт в тестовом режиме первый участок линии 1, в декабре 2006 количество работающих линий достигло четырех. В настоящее время строятся пять новых линий и новые участки на действующих. К открытию Азиатских игр-2010 в Гуанчжоу система метро достигнет протяженности в 255 км. Большая часть метро проходит под землей (на данный момент около 80%). Турникеты стоят на входах и на выходах. На платформах установлены телевизоры.

MRT (Сингапур)
7 ноября 1987

109,4 км

3 линии, 67 станций

530 млн

с 5.30 до 0.30

1-1,90 сингапурских долларов ($0,7-1,4) в зависимости от длины поездки

www.smrt.com.sg, www.sbstransit.com.sg

Первые планы по строительству метро появились в 1960-х, работы начались в 1982 после многолетней дискуссии сторонников рельсового и автобусного общественного транспорта. Последняя станция Buangkok открылась в 2006 под давлением населения. Компания SBS Transit отложила ее ввод в эксплуатацию из-за ожидаемой низкой загруженности. После двух лет бесплодных протестов местные жители смогли привлечь к проблеме внимание властей, поместив перед станцией восемь картонных белых слонов во время инспекции одного из министров. В 2008 правительство заявило, что к 2020 протяженность метро должна достигнуть 278 км. Уже идет строительство двух новых линий (Circle и Downtown Lines), планируется построить еще две и продлить существующие. На данный момент 43 км метро проходят в тоннелях под землей. На всех подземных станциях платформа отделена от путей раздвижными дверями. Билеты продают только автоматы. У метро две компании-оператора — SMRT Corporation (North South Line и East West Line) и SBS Transit (North East Line). Линия NEL автоматизирована, поезда ходят без машинистов.

Stockholms Tunnelbana (Стокгольм, Швеция)
1 октября 1950

105,7 км

3 линии, 100 станций

400 млн

с 5.00 (пн.-пт.) / 6.00 (сб.-вс.) до 1.00 (вс.-чт.) / 3.30 (пт.-сб.); с осени 2008 по выходным — круглосуточно

30-80 крон ($4,9-13,3) в зависимости от количества пересекаемых зон и способа оплаты

www.sl.se

Решение о строительстве метро принято в 1944. Первый участок, открытый в 1950, был частично переоборудован из подземной линии скоростного трамвая. Более половины системы проходит под землей (62 км). Линии различаются по цветам. Поскольку все они имеют разветвления, поезда ходят по ним по нескольким маршрутам, которые помечаются номерами: T10-T11 (на синей ветке), T13-T14 (на красной) и T17-T19 (на зеленой). В 2014 планируется начать строительство нового участка на зеленой линии. Метро Стокгольма называют самой длинной в мире художественной галереей: 90 станций украшены произведениями искусства 140 художников и скульпторов. На вырубленных в скалах станциях отсутствует отделка, и они похожи на сказочные гроты. В подземке проводятся еженедельные бесплатные экскурсии (оплачивается только проезд). Управляющая компания SL ведет жесткую политику по борьбе с вандализмом и граффити. Метро патрулируют сотрудники частных охранных фирм, при полиции создана специальная комиссия по граффити, ведется база данных подписей райтеров. Покрытые росписями поезда немедленно снимаются с рейсов и отмываются.

Петербургский метрополитен (Санкт-Петербург, Россия)
15 ноября 1955

105,6 км

4 линии, 60 станций

829,8 млн

с 5.30 до 0.45

17 руб. ($0,7)

www.metro.spb.ru

Первый проект метро датируется 1820, до начала строительства в 1941 их выдвигалось еще несколько десятков. Своего нынешнего размера метро достигло к 1999. Сейчас строится пятая, Фрунзенско-Приморская линия. Ввод в эксплуатацию запланирован на декабрь 2008, однако шесть ее станций уже действуют в составе четвертой линии. Всего до 2020 в Петербурге планируется построить еще 70 км путей и 41 станцию. Линии метро различаются по цветам и номерам (1-4), иногда также применяются названия (Кировско-Выборгская, Московско-Петроградская, Невско-Василеостровская и Правобережная). Метрополитен Санкт-Петербурга — мировой лидер по средней глубине заложения станций (60 м). Это обусловлено нестабильной болотистой почвой, осложняющей строительство и грозящей авариями. Так, из-за размыва грунта подземными водами поезда на перегоне между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" не ходили с 1995 по июнь 2004. Визитной карточкой питерского метро являются 10 станций типа "горизонтальный лифт". У них нет боковых посадочных платформ, а по обеим сторонам центрального зала станции находятся металлические раздвижные двери, которые открываются при прибытии поезда.

Metro de Barcelona (Барселона, Испания)
30 декабря 1924

105 км

9 линий, 145 станций

366 млн

с 5.00 (вс.-чт.) до 24.00, пт. до 2.00, сб.— линии L1-L5 и L11 круглосуточно, остальные — до 2.00

€1,30 ($2)

www.tmb.net, www.fgc.cat

Разные линии метро строились двумя конкурирующими компаниями, которые перешли под контроль городских властей в 1950-х. В настоящее время у системы две компании-оператора: шесть линий (L1-L5 и L11) управляются муниципальной компанией Transports Metropolitans de Barcelona, еще три (L6-L8) — региональной железнодорожной компанией FGC. Метро Барселоны почти полностью подземное (на 98%). Его частью также является фуникулер Монтжуик (0,8 км, 2 станции). Некоторые платформы отделены от путей раздвижными дверями. На некоторых станциях на два пути приходится по три платформы — посадка и высадка пассажиров осуществляется с обеих сторон вагона. Этот принцип получил название "испанское решение" или "барселонское решение", поскольку считается, что впервые он был применен в метро Барселоны в 1930-х. Хотя в действительности еще раньше две такие станции были построены в США (в Нью-Йорке и Бостоне). В настоящее время строится новая, 46,6-километровая линия L9 с 51 станцией, которая соединит город с аэропортом Эль-Прат.

Hamburger U-Bahn (Гамбург, Германия)
1 марта 1912

101 км

3 линии, 89 станций

179,8 млн

с 4.30 до 24.00, в пт. и сб. круглосуточно

€2,60 ($4,1)

www.hochbahn.com

Первоначально называлось Hoch- und Untergrundbahn (эстакадная и подземная железная дорога). Сильно пострадало от бомбежек во время второй мировой войны (свыше сотни повреждений путей, полностью уничтожен один надземный участок и треть вагонного парка). Восстановлено к 1950. 40 км путей проходят под землей, 61 км — преимущественно на эстакаде. В настоящее время строится новая линия U4 (4 км). В метро Гамбурга курсирует специальный поезд для торжественных мероприятий Hanseat. Состав из двух вагонов в стиле 1950-х вмещает до 60 гостей. В первом вагоне восстановлен исторический интерьер и располагаются сидения с маленькими столиками, во втором — танцплощадка и бар. Аренда обойдется в €650 за первые два часа и €250 за каждый следующий.

Busan Subway (Пусан, Южная Корея)
19 июля 1985

95,8 км

3 линии, 92 станции

237 млн

с 5.00 до 0.40

1100-1300 вон ($1,1-1,3) в зависимости от длины поездки

www.subway.busan.kr

Планы метро в Пусане были разработаны в 1979, строительство началось в 1981, последнюю ветку открыли в 2005. В настоящее время продолжается строительство участков на линиях 2 и 3, после завершения которого в 2012 метро будет насчитывать 105 станций и 112,4 км путей. Пути проходят частично под землей, частично на поверхности. Билеты в турникеты опускаются и на входе, и на выходе. В метро установлено специальное оборудование, позволяющее принимать спутниковые теле- и радиопередачи через мобильные телефоны и другие персональные портативные устройства.

U-Bahn Munchen (Мюнхен, Германия)
19 октября 1971

92,5 км

6 линий, 94 станции

336 млн

с 4.15 до 1.30

€2,30 ($3,6)

www.mvv-muenchen.de

Открытие приурочено к мюнхенской Олимпиаде 1972. Более 90% метро проходит под землей. Линии различаются по цветам и номерам (U1-U6). Линии U1-U2, U3-U6, U4-U5 используют общие пути в центре города, поэтому схема метро похожа на три линии с вилками на концах. Турникеты отсутствуют — билеты активируются при входе на станцию и проверяются контролерами. В метро Мюнхена используется три поколения поездов. Самые старые поезда (класс A, построены в 1967-1983) раньше подходили и для метро Нюрнберга. Города "одалживали" их друг другу в особых случаях — во время Олимпиады, визита папы римского в Мюнхен в 1980, Нюрнбергской рождественской ярмарки в 1978. Сейчас такой обмен технически невозможен. В метро оборудовано 43 пункта с дефибрилляторами — аппаратами для оказания первой помощи при остановке сердца.

Nagoya Municipal Subway (Нагоя, Япония)
15 ноября 1957

89 км

6 линий, 95 станций

405 млн

с 5.30 до 0.30

200-320 иен ($1,87-3) в зависимости от длины поездки

www.kotsu.city.nagoya.jp

В метро Нагои около 90% путей проходит под землей. Турникеты стоят и на входах, и выходах. Есть специальные автоматы для доплаты при неправильно выбранном тарифе. В 2009 планируется начать строительство нового участка линии Sakura-Dori (4,2 км, 4 станции). Транспортное бюро Нагои уделяет повышенное внимание безопасности пассажиров. В частности, в метро запрещено ходить по эскалаторам, поскольку существует вероятность падения и причинения вреда себе и окружающим. Кроме того, запрещено пользоваться мобильными телефонами в вагонах и на станциях, так как это может повлиять на работу кардиостимуляторов у пассажиров с сердечными проблемами. В составах предусмотрены специальные вагоны для женщин, чтобы защитить их от приставаний.

Metro de Santiago (Сантьяго, Чили)
15 сентября 1975

85 км

5 линий, 92 станции

601 млн

с 6.30 до 22.30

380-420 песо ($0,7-0,8) в зависимости от времени суток

www.metrosantiago.cl

Самое протяженное метро Южной Америки. Из пяти линий метро три полностью подземные, одна частично, еще одна полностью проходит по поверхности и на эстакаде. Поезда на шинном ходу. В нумерации линий (L1, L2, L4, L4A, L5) пропущена линия L3 — ее строительство только планируется. В настоящее время строятся новые участки на L1 и L5. К 2010 длина системы должна достигнуть 103 км, количество станций — 107. Многие станции метро украшены произведениями искусства современных авторов. В подземке проходят концерты, выставки, конкурсы писателей и сеансы одновременной игры в шахматы. В 1996 стартовал проект Bibleometro: на 10 станциях организованы библиотечные пункты, которые только за последний год выдали 154 тыс. книг 35 тыс. читателей.

Oslo T-Bane (Осло, Норвегия)
22 мая 1966

84,2 км

6 линий, 89 станций

64,5 млн

с 5.00 до 1.00

22 кроны ($4,3)

www.tbane.no

Название T-Bane произошло от норвежского Tunnelbane (подземная железная дорога), хотя только 16 станций из всей системы располагаются в тоннелях, остальные — на поверхности. Большая часть метро переоборудована из трамвайных путей, первый из которых открылся еще в 1898. Все линии имеют шесть общих станций в центре города. Кроме того, открытая в 2006 кольцевая линия объединяет линии 4 и 6, середина маршрута обозначается номером 4/6. В настоящее время идет реконструкция участка на линии 6 (14,6 км), также планируется построить несколько новых станций. Осло считается самым маленьким городом мира с такой разветвленной системой метро (шесть линий на 560 тыс. человек населения).

MARTA (Атланта, США)
30 июня 1979

79,2 км

4 линии, 38 станций

84 млн

с 5.00 до 1.00, в выходные до 0.30

$1,75

www.itsmarta.com

Metropolitan Atlanta Rapid Transit Authority (MARTA) обслуживает округа Фултон и ДеКалб агломерации Атланта. Помимо метро включает сеть автобусных маршрутов. Решение о строительстве метро было одобрено населением на референдуме в 1971. Линии частично пролегают под землей (14 км), частично на поверхности и на эстакадах. Две из них расположены в направлении север-юг и две — запад-восток, используя общие пути на большей части маршрута. MARTA является крупнейшим в США общественным перевозчиком, не получающим финансирования от государства. Функционирование метро обеспечивается за счет платы за проезд и специального однопроцентного налога с продаж, который платят местные жители. В 2047 планируется снизить его до 0,5%. Для обеспечения безопасности у MARTA есть собственная служба полиции.

Tyne-and-Wear Metro (Ньюкасл, Великобритания)
7 августа 1980

77 км

2 линии, 60 станций

40 млн

с 5.00 до 0.40

£1,30-2,80 ($2,6-5,6) в зависимости от количества пересекаемых зон

www.nexus.org.uk

Обслуживает графство Тайн и Уир со столицей Ньюкасл. Включает около 45 км переоборудованных линий железной дороги, открытой еще в 1839. Действуя в центре Ньюкасла как полноценное метро, на окраинах имеет пересечения с автомобильными дорогами и на одном участке использует одни пути с пригородными поездами. Преимущественно наземное. Одной из особенностей системы является маршрут желтой линии, включающий большую петлю. Благодаря этому Tyne-and-Wear Metro является одной из двух существующих в мире систем метро, в которых поезд, следуя по одному маршруту, дважды проходит одну и ту же станцию (другая — в Ванкувере). В метро Ньюкасла также существует традиция вывешивать объявления с поименным списком пассажиров, пойманных без билета, и суммами уплаченных ими штрафов.

Taipei Metro (Тайбэй, Тайвань)
28 марта 1996

74,4 км

8 линий, 69 станций

416 млн

с 6.00 до 24.00

20-65 новых тайваньских долларов ($0,65-2,14) в зависимости от длины маршрута

www.trtc.com.tw

Первый 10,5-километровый участок открылся в 1996. Десять лет спустя метро достигло своего нынешнего размера и продолжает расширяться: строятся восемь линий, еще девять планируются. Метро частично проходит под землей, частично на поверхности и на эстакаде. Линия Muzha Line полностью автоматическая с поездами на шинном ходу. Некоторые платформы оборудованы раздвижными дверями. На станциях установлены телевизоры и фонтаны с питьевой водой, есть мобильная и Wi-Fi-связь. Поддерживать чистоту и порядок в подземке помогает гибкая система штрафов: за нарушение пассажир может быть оштрафован на 1500-7500 тайваньских долларов ($50-247). В метро Тайбэя запрещено есть, пить, курить, жевать жвачку или бетель, плеваться, мусорить, препятствовать открытию и закрытию дверей, лежать на сидениях и т. д. За свою недолгую историю метро пережило несколько неприятных инцидентов. В сентябре 2001 оно было затоплено в результате дождей, сопровождавших тайфун Нури,— работа метро была полностью восстановлена только через пять месяцев. В мае 2003 из-за эпидемии атипичной пневмонии всех пассажиров под угрозой штрафа обязали ходить в респираторных масках.

Metropolitana di Milano (Милан, Италия)
1 ноября 1964

74,1 км

3 линии, 88 станций

300 млн

с 6.00 до 1.00

€1 ($1,57)

www.atm-mi.it

Впервые идея строительства метро в Милане была выдвинута в середине XIX века и предусматривала передвижение состава на лошадиной тяге. Несколько проектов разрабатывались перед первой и второй мировыми войнами. Работы начались только в 1957. В 1990-х метро Милана оказалась замешано в скандал в рамках антикоррупционной операции "Чистые руки". В 1996 экс-премьер Италии Беттино Кракси был заочно осужден на восемь лет и три месяца за получение взяток от фирм, боровшихся за подряды на его строительство. 70% метро проходит под землей. Линии различаются по цветам и номерам (M1-M3). На M1 и M2, разделяющихся в конце маршрута на две линии, конечное направление движения указывается на поездах и электронных табло на станциях. Миланское метро также отличается использованием разных систем подачи электричества: на линии M1 — через третий рельс, на двух других — через подвесную контактную сеть. В настоящее время ведется строительство новых участков на M2 и M3 (8,6 км, 6 станций) и новой линии M5.

Montreal Metro (Монреаль, Канада)
14 октября 1966

69,2 км

4 линии, 68 станций

289 млн

с 5.30 до 0.15 (1.30) в зависимости от линии

2,75 канадских долларов ($2,72)

www.stm.info

Первые проекты метро датируются 1910. Работы начались в 1962, первый участок был открыт через четыре года перед ЭКСПО-67 в Монреале. Самый новый участок открылся в апреле 2007, еще несколько проектов расширения системы находятся на стадии планирования. Линии различаются по цветам и номерам (1-5), причем линии 4 нет. Метро Монреаля — первое в мире с поездами исключительно на шинном ходу. Такое техническое решение было избрано потому, что шины обеспечивают бесшумное движение состава и позволяют ему лучше преодолевать участки метротрассы с перепадами высот. Из-за суровых зим метрополитен сделан полностью подземным и входы в него есть во многих зданиях. Кроме того, он соединен с уникальным "подземным городом" Монреаля, представляющим собой около 30 км переходов, объединяющих около 2 тыс. магазинов, кафе и кинотеатров. Подземка также известна богатым и разнообразным оформлением станций, которому уделялось большое внимание с самого ее открытия.

Wiener U-Bahn (Вена, Австрия)
25 февраля 1978

69 км

5 линий, 95 станций

476,7 млн

с 5.00 до 0.20

€ 1,70 ($2,7)

www.wienerlinien.at

Венское метро можно назвать самым долгожданным. Существовало несколько десятков проектов его строительства, первый из которых датируется 1844 годом. Решение о создании полноценного метрополитена в Вене было принято лишь в 1968. Часть его линий перестроена из существовавших ранее городской железной дороги и веток скоростного трамвая. Метро преимущественно подземное, однако включает несколько участков на эстакаде и на поверхности вдоль реки Вена и Дунайского канала. Линии различаются по цветам и номерам (U1-U4 и U6). Линия U5 в нумерации отсутствует, поскольку планы ее строительства так и не были реализованы. В метро нет турникетов — билеты нужно активировать в специальных автоматах перед входом на станцию и предъявлять контролерам по требованию. Двери в вагонах не открываются автоматически — для этого нужно потянуть ручку или нажать кнопку.

Subway / RT (Торонто, Канада)
30 марта 1954

68,3 км

4 линии, 69 станций

442 млн

с 6.00 до 1.30, по вс.— с 9.00

$2,75

www.toronto.ca/ttc

Строительство первого метро в Канаде было одобрено на городском референдуме в 1946. Работы начались тремя годами позже, а нынешнего размера система достигла к 2002. Несколько проектов расширения системы находятся на стадии планирования. Метро включает линии двух видов. Линия Scarborough RT (от Rapid Transit) является наземной веткой легкого метро. Остальные три (Yonge-University-Spadina, Bloor-Danforth, Sheppard) пролегают преимущественно в тоннелях (53 км под землей) и обозначаются как Subway. Поэтому у системы двойное название. Многие станции имеют оригинальное оформление: так, на станции College на противоположных стенах изображены игроки соперничающих хоккейных команд Toronto Maple Leafs и Montreal Canadiens. На станции Museum несущие колонны оформлены в стиле египетских пирамид, древнегреческого Парфенона, китайского Запретного города.

Delhi Metro (Дели, Индия)
24 декабря 2002

68,2 км

3 линии, 62 станции

200 млн

с 6.00 до 23.00

6-22 рупии ($0,22-0,5) в зависимости от длины поездки

www.delhimetrorail.com

Метро Дели было построено всего за семь лет — работы начались в октябре 1998, открытие состоялось в 2002, а вся первая фаза была завершена в 2005. Кроме того, что проект был реализован с опережением графика на три года, он также уложился в бюджет. Многие СМИ, включая авторитетные бизнес-издания BusinessWeek и Economist, сообщили, что Индия обязана этим "чудом" железнодорожному чиновнику Элаттувалапилу Шридхарану. В Индии он стал человеком года-2007 по версии телеканала CNN-IBN. Кроме того, власти отказались отпустить его на пенсию до завершения второй фазы строительства метро, в рамках которой к 2010 предполагается построить еще около 117 км путей и 76 станций. Линии метро Дели проходят преимущественно на эстакаде (70%), около 19% — под землей. Турникеты стоят и на входах, и на выходах. С 2006 метро патрулирует дрессировщик с обезьяной-лангуром, которая должна отпугивать других обезьян. Он был нанят после инцидента, когда обезьяна забралась в вагон метро, напугав пассажиров и вызвав задержки в движении поездов.

Cairo Metro (Каир, Египет)
27 сентября 1987

65,5 км

2 линии, 54 станции

985 млн

с 5.00 до 1.00

1 египетский фунт ($0,19)

www.nat.org.eg

Первое и единственное полноценное метро в Африке. На официальном сайте гордо называется "четвертой пирамидой Египта". Две центральные станции носят имена действующего президента Хосни Мубарака и его предшественника Анвара Садата. Под землей проходит около 30% путей. Линии различаются по номерам. Кроме того, для помощи туристам названия станций написаны на арабском и на английском языках. Билет в турникет нужно опускать и на входе, и на выходе. Первые вагоны составов в дневное время зарезервированы только для женщин, которые не хотят ехать вместе с мужчинами. Другими вагонами могут пользоваться и женщины, и мужчины. В настоящее время готовится строительство третьей линии, которая будет иметь протяженность 33 км и 29 станций (27 из них под землей). К 2022 планируется построить еще три линии метро.

LRT, Monorail (Куала-Лумпур, Малайзия)
16 декабря 1996

64,6 км

3 линии, 60 станций

130 млн

с 6.00 до 24.00, в выходные до 23.30

0,70-2,80 ринггитов ($0,2-0,85) в зависимости от длины поездки

www.rapidkl.com.my, www.monorail.com.my

Планы по строительству метро в Куала-Лумпуре появились в 1990-х как один из вариантов предотвращения транспортного коллапса в городе. Все три линии строились и управлялись разными компаниями, которые не смогли стать прибыльными и вскоре обанкротились. В период с 2002 по 2007 контроль над тремя транспортными системами перешел к госкомпании SPNB. В ближайшие годы правительство планирует улучшить интеграцию между ними, а также продлить действующие и построить одну новую линию. Большая часть метро Куала-Лумпура проходит над землей (подземных станций только пять). Линия Ampang Line имеет форму буквы Y, поезда ходят по ней по двум маршрутам. Одно время она рассматривалась как две отдельные линии, каждая из которых имела свое название. По Kelana Jaya Line ходят поезда без машинистов. Она занимает второе место в мире среди самых длинных автоматизированных линий метро (после Лилля). Эти две линии носят название LRT (легкорельсовый транспорт), хотя по всем признакам являются полностью обособленной системой метро. Третья линия KL Monorail — монорельсовая.

Metrou Bucuresti (Бухарест, Румыния)
16 ноября 1979

63 км

4 линии, 45 станций

250 млн

с 5.00 до 23.30

2,20 лея ($0,97) за две поездки

www.metrorex.ro

Первым планам строительства метро в 1930-х помешала вторая мировая война. Работы начались в 1970-х. Хотя метро Бухареста создавалось во времена коммунизма, оно отличается от проектов в других странах, входивших в Восточный блок. Дизайн станций лаконичен — здесь нет "дворцов для народа". Кроме того, Бухарест с самого начала использовал собственные вагоны метро, которые производились румынской компанией ASTRA и были не похожи на советские. Метро Бухареста полностью подземное. В настоящее время строятся новые участки на линиях M1 и M4, планируется новая линия M5 (14 станций). Также обсуждается продление линии M4 до двух бухарестских аэропортов. Кроме того, в 2000-х началось обновление парка. Новые вагоны канадской фирмы Bombardier наряду с порядковым номером получают названия в честь цветов или европейских городов. Так что у туристов есть возможность прокатиться на поезде "Жасмин" или "Братислава". Примечательно, что в метро не продаются билеты на одну поездку, только на две или десять.

SEPTA, PATCO (Филадельфия, США)
4 марта 1907

62 км

3 линии, 66 станций

65,7 млн

SEPTA с 5.00 до 24.00, PATCO — круглосуточно

$2 (SEPTA), $1,15-2,45 (PATCO)

www.septa.org, www.ridepatco.org

В Филадельфии действуют три линии метро, две из которых управляются компанией Southeastern Pennsylvania Transportation Authority (SEPTA), третья — Port Authority Transit Corporation (PATCO). Первую линию SEPTA начали строить в 1903 и открыли через четыре года. Линия PATCO действует с февраля 1969. Линии SEPTA имеют свои названия — Market-Frankford Line и Broad Street Line & Broad-Ridge Spur. Линия PATCO так и называется — PATCO Line. Линии двух систем связаны переходами, однако, поскольку тарифы не унифицированы, проезд по каждой из них оплачивается отдельно. В метро Филадельфии, так же как и в Нью-Йорке, есть поезда-экспрессы, которые останавливаются не на каждой станции. В дни спортивных соревнований по линии Broad Street Line также ходит специальный спортивный экспресс, который доставляет болельщиков к филадельфийскому спортивному комплексу, объединяющему несколько стадионов.

Metro de Sao Paulo (Сан-Паулу, Бразилия)
14 сентября 1974

61,3 км

4 линии, 55 станций

845 млн

с 4.40 до 24.00 (0.30) в зависимости от станции

2,4 реала ($1,5)

www.metro.sp.gov.br

Строительство метро началось в 1968 после проведения международного тендера, который выиграл бразильско-германский консорциум HMD. Последняя действующая линия 5 открылась в 2002, в дальнейшем планируется ее продление, поскольку сейчас она не пересекается с другими линиями метро. В настоящее время ведется строительство линии 4 (12,8 км, 11 станций), которая станет первой автоматизированной системой метро в Южной Америке, и новый участок на линии 2. К 2025, согласно планам, система должна достичь протяженности 163,3 км. 35 станций метро Сан-Паулу подземные, остальные на поверхности или на эстакаде. Более половины станций украшены произведениями искусства. Одна станция на линии 1 носит название Armenia в честь выходцев из Армении, проживающих в ее окрестностях. В 2003 в метро проходила выставка боксерских груш, на которых желающие могли выместить отрицательные эмоции.

The T (Бостон, США)
1 сентября 1897

60,5 км*

3 линии, 53 станции*

160 млн*

с 5.00 до 0.45

$2,00

www.mbta.com

*Данные указаны только для полноценных веток метро.

Самый старый метрополитен США. Включает три полноценных линии метро, одну промежуточную (с перегонами легкого метро и трамвая) и одну трамвайную. На схемах линии метро различаются по цветам. Свой цвет есть и у линии легкого метро/трамвая. Трамвайная линия Ashmont—Mattapan отмечается как продолжение красной линии метро и окрашена в тот же цвет. Общая протяженность всех линий — 103 км. Из них около 30% в центре города проходит под землей, остальная часть — на поверхности и на эстакаде. Знаменитый логотип бостонского метро в виде буквы T был разработан в 1960-х дизайнерской компанией Cambridge Seven и воплощает идею трех Т: от слов "транзит", "транспорт" и "тоннель". Цвета линий также имеют свое значение. Оранжевая когда-то проходила вдоль улицы Orange Street (нынешняя Washington Street), красная заканчивалась у Гарварда (темно-красный или багровый — официальный цвет университета), а синяя идет вдоль океана. Зеленая ветка легкого метро названа в честь парков Emerald Necklace.

Prazske Metro (Прага, Чехия)
9 мая 1974

59,5 км

3 линии, 57 станций

531 млн

с 5.00 до 24.00

26 крон ($1,7)

www.dpp.cz

Впервые идея строительства метро в Праге была выдвинута предпринимателем Ладиславом Роттом в 1898. Работы начались в 1966, причем сначала строили трассу подземного трамвая. Самые новые станции были открыты в мае 2008. В 2009 начнется строительство нового участка на линии A, затем новой линии D. Метро практически полностью подземное, только два участка на линии B проходят в полупрозрачных тоннелях-тубусах над землей (общая длина — 858 м) и один на линии С — внутри автомобильного Нусельского моста (485 м). В метро нет турникетов, билеты проверяют контролеры. В начале 1990-х были переименованы несколько станций, напоминающих о советской эпохе. В частности, станция Moskevska, которая открылась в 1985 одновременно со станцией "Пражская" в Москве и символизировала советско-чехословацкую дружбу, теперь называется Andel. В августе 2002 из-за сильного наводнения в Чехии были затоплены и закрыты 17 станций метро в центре города. Их работа полностью возобновилась лишь к марту 2003. В память об этом событии на некоторых станциях сделаны специальные отметки, показывающие, как высоко поднялась тогда вода.

Киевский метрополитен (Киев, Украина)
6 ноября 1960

58,7 км

3 линии, 46 станций

642 млн

с 6.00 до 24.00

0,5 гривны ($0,1)

www.metro.kiev.ua

Первый проект строительства метро в Киеве датируется 1884 годом, строительство началось после второй мировой войны в 1949. Своего нынешнего размера метрополитен достиг 23 мая 2008 с открытием станции "Красный хутор". До конца года будут открыты еще три станции. Кроме того, планируется построить две новые линии (Подольско-Выгуровская и Левобережная) и несколько станций на действующих. Киевское метро проходит преимущественно под землей (40 станций из 46). В системе есть две законсервированных станции, которые построены, но не имеют выходов на поверхность. Как и во всех советских метрополитенах, станции киевского метро оформлялись как дворцы для народа. В вагонах установлены телевизоры. Логотип в виде буквы М отличается от московского зеленым цветом. В первые пять лет работы метро в нем действовал уникальный лифт для вагонов, который поднимал их на эстакадную станцию "Днепр".

Rotterdamse Metro (Роттердам, Нидерланды)
9 февраля 1968

55,3 км

2 линии, 48 станций

88 млн

с 5.30 до 24.00

€1,60-2,40 ($2,5-3,7) в зависимости от длины поездки

www.ret.nl

Строительство метро в Роттердаме началось в 1959. Большая часть системы проходит на поверхности или на эстакаде, под землей расположены только 17 станций. Сооружение подземных участков было технически сложной задачей, поскольку значительная часть территории города располагается ниже уровня моря. В 1990-х жители города решили дать каждой линии название в честь знаменитых уроженцев Роттердама. Одна из них носит имя голландского философа и гуманиста Эразма Роттердамского (Erasmuslijn), другая — инженера Питера Каланда, создателя канала Nieuwe Waterweg, соединяющего Роттердам с Северным морем (Calandlijn). В настоящее время идет реализация проекта по строительству тоннеля, связывающего метро со скоростной железной дорогой RandstadRail между Роттердамом и Гаагой.

Metro de Caracas (Каракас, Венесуэла)
2 января 1983

54 км

3 линии, 44 станции

500 млн

с 5.30 до 23.30, несколько станций закрываются в 21.00

0,50 боливара ($0,23)

www.metrodecaracas.com.ve

Строительство метро в Каракасе началось в конце 1970-х, во времена нефтяного бума. Открытию предшествовала специальная обучающая программа для населения, объясняющая правила поведения в подземке. Линия 4, введенная в эксплуатацию в 2006, вскоре стала управляться как составная часть линии 2. В настоящее время идет строительство трех промежуточных станций на линии 3, также планируется построить линии 5 и 6. Большая часть системы проходит под землей. Турникеты стоят и на входах, и на выходах. Метро считается самым чистым и удобным видом транспорта в городе: все вагоны и станции кондиционированы, многие украшены произведениями современного искусства.

Daegu Metropolitan Subway (Тэгу, Южная Корея)
26 ноября 1997

53,9 км

2 линии, 56 станций

50 млн

с 5.30 до 24.00

1100 вон ($1)

www.daegusubway.co.kr

Строительство началось в 1992. Первая линия открылась в 1997, вторая — в 2005. Всего к 2020 планируется построить шесть линий. Все они будут проходить под землей. Метро Тэгу можно назвать самым невезучим. За свою короткую историю оно пережило несколько трагических инцидентов. Еще при строительстве метрополитена в 1995 из-за взрыва газа погибли около 100 человек. В 2000 при обрушении строящегося тоннеля линии 2 погибли еще трое. 18 февраля 2003 в Тэгу произошел один из крупнейших пожаров в истории метро. Психически больной мужчина бросил в вагон пакет с горючей жидкостью, в результате чего сгорели два поезда, 192 человека погибли. Выживший поджигатель приговорен к пожизненному заключению, несколько сотрудников метро были осуждены за халатность.

Yokohama Municipal Subway (Иокогама, Япония)
16 декабря 1972

53,5 км

2 линии, 42 станции

160 млн

с 5.30 до 24.00

¥200-500 ($1,85-4,6) в зависимости от длины поездки

www.city.yokohama.jp/me/koutuu

Строительство началось в 1963. Первая ветка 1&3 первоначально планировалась как две отдельные линии, однако управляется как одна. Первый участок линии 4 открылся в мае 2008 и впоследствии может стать частью кольцевой линии. К 2015 также планируется построить новый участок на линии 1&3. Большая часть системы проходит под землей (около 80%). В метро Иокогамы действует специальная "полиция этикета", в обязанности которой входит требовать от пассажиров уступить место пожилым людям и беременным женщинам или уменьшить громкость плееров. В патрули входят в основном люди пожилого возраста. Во избежание инцидентов их страхуют молодые охранники. Отличить таких защитников этикета можно по ярко-зеленой форме.

Athens Metro (Афины, Греция)
17 февраля 1869

53 км

3 линии, 51 станция

400 млн

с 5.00/5.30 до 0.00/0.30 на разных линиях, в пт., сб. до 2.00

€0,80 ($1,3)

www.isap.gr, www.amel.gr

Афинское метро можно условно поделить на две части. Его первая линия была открыта в 1869 как одноколейная железная дорога и претерпела множество изменений, прежде чем стать полноценной линией метро. Вторая и третья введены в эксплуатацию более чем через век — в январе 2000. Новые линии полностью подземные, старая — наземная. У них разные компании-операторы — ISAP (линия 1) и Attiko Metro (линии 2 и 3). В настоящее время Attiko Metro планирует построить линию 4 (20,9 км, 20 станций). В метро нет турникетов — билеты активируются при помощи специальных автоматов и проверяются контролерами. Линия 3 соединена с пригородной железнодорожной веткой, ведущей в Афинский международный аэропорт. По ней раз в полчаса ходят составы метро со специальными отметками — значками аэропланов на окнах вагонов. Во время строительства новых линий было обнаружено более 50 тыс. археологических находок, часть из которых экспонируется на центральных станциях. С ними соседствуют современные произведения искусства, что превращает афинское метро в один большой музей.

Metropolitana di Napoli (Неаполь, Италия)
28 марта 1993*

53 км

7 линий, 69 станций

170 млн

с 5.00/6.30 до 22.00/23.30 в зависимости от линии

€1 ($1,57)

www.metro.na.it, www.sepsa.it, www.metrocampanianordest.it, www.vesuviana.it

*Дата открытия первой полноценной линии метро.

До недавнего времени метрополитен Неаполя представлял собой ряд разрозненных линий метро и железной дороги, управляемых различными транспортными компаниями. В начале 2000-х власти региона запустили масштабный проект по их интеграции в единую систему, в рамках которого будут построены новые, расширены или частично трансформированы существующие линии. В настоящее время система состоит из 7 линий, к моменту окончания строительства в 2015 метро Неаполя будет включать 10 линий (114 станций, 93 км). К работе над некоторыми станциями метро привлекаются всемирно известные архитекторы. Так, станцию Garibaldi проектировал французский архитектор, создатель проекта второй сцены Мариинского театра Доминик Перро. Среди других известных мастеров — Заха Хадид (Ирак), Марио Ботта (Швейцария), Карим Рашид (США).

Skytrain (Ванкувер, Канада)
3 января 1986

50 км

2 линии, 33 станции

70 млн

с 5.00 до 1.15, сб. с 6.00 до 1.15, вс. с 7.00 до 0.15

2,5-5 канадских долларов ($2,45-4,9) в зависимости от числа пересекаемых зон, времени суток, дня недели

www.translink.bc.ca

Построен специально к всемирной выставке ЭКСПО в 1986, посвященной транспортной тематике. В честь нее названа первая линия Expo Line. Вторая, открывшаяся в 2002, называется Millennium Line. В 2009 завершится строительство третьей линии Canada Line, которая соединит центр города с международным аэропортом Ванкувера (19 км). К 2014 планируется построить Evergreen Line (11 км). Большая часть системы проходит по эстакаде (под землей только четыре станции). У двух линий есть общий участок пути между станциями Waterfront и Columbia. Skytrain является самой длинной полностью автоматической скоростной транспортной системой. Поезда ходят без машинистов, но работники на станциях обучены управлять ими вручную в случае чрезвычайных ситуаций. В метро нет турникетов — билеты проверяются контролерами. В настоящее время обсуждается возможность установки турникетов, поскольку компания-оператор Translink теряет ежегодно $6-7 млн из-за безбилетного проезда.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.094 сек.
Яндекс.Метрика