16 апреля 2024 г. Вторник | Время МСК: 06:21:04
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

"Союзплодоимпорт" вылезает из бутылки

Остатки советских водочных марок сдают в Росимущество



Добавлено: 2008-08-13
Просмотров: 8671

Управительства все меньше надежд на финансовые потоки, которые «Союзплодоимпорт» мог бы генерировать из советского водочного наследстваФедеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт" может потерять контроль над алкогольными брендами, право собственности на которые оно оспаривает с 2001 года у группы SPI Юрия Шефлера. Первый вице-премьер Виктор Зубков поручил Минэкономики и Минпромторгу подготовить передачу прав собственности на эти бренды Росимуществу. После проигрыша "Союзплодоимпортом" спора по ключевому для "Столичной" региону продаж, США, государство может полностью поменять стратегию работы с советскими водочными марками — вплоть до продажи отдельных брендов "в розницу".

Как стало известно "Ъ", первый вице-премьер Виктор Зубков с одобрения премьер-министра Владимира Путина поручил двум министерствам, Минпромторгу и Минэкономики, подготовить документы, лишающие федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" прав на алкогольную продукцию — 17 бывших советских брендов, включая "Столичную" и "Московскую". По поручению премьер-министра ВП-ПII-465с Виктор Зубков оформил 23 июля собственное поручение ВЗ-ПII-466с, в котором предлагает двум ведомствам предпринять шаги, прекращающие право пользования и распоряжения этими брендами ФКП, "передав все права, а также сами марки на баланс Росимущества". К Росимуществу же должны перейти и полномочия по "восстановлению и защите прав" государства на эти бренды. Напомним, "Союзплодоимпорт" был создан в 2001 году для того, чтобы оспаривать права группы SPI, контролируемой предпринимателем-эмигрантом Юрием Шефлером, на эти знаки. Похоже, стратегия Белого дома в отношении "Столичной" вновь меняется.

В конце 2001 года после судебных разбирательств между Минсельхозом и группой SPI более 40 водочных товарных знаков (Stolichnaya, Moskovskaya, Russkaya и др.) были перерегистрированы на Российскую Федерацию в лице Минсельхоза, а позже переданы специально созданному ФКП "Союзплодоимпорт". Все попытки SPI оспорить перерегистрацию не увенчались успехом — группа Юрия Шефлера свернула фактически всю свою деятельность в России, перенеся производство продукции под оспариваемыми знаками на принадлежащий ей прибалтийский завод Latvijas Balzams. Сейчас ФКП контролирует продажи водочных марок внутри России (Stolichnaya и Moskovskaya на черноголовском заводе группы ОСТ и московском заводе "Кристалл"), SPI — за рубежом. Патентные и судебные разбирательства по поводу марок уже в 2002 году перешли на международный уровень. В каждой стране, где SPI продает свою продукцию под этими товарными знаками, ФКП пытается оспорить регистрацию Stolichnaya и Moskovskaya.

Вчера в аппарате правительства подтвердили наличие поручений, но отказались назвать причины этого шага. В "Союзплодоимпорте" отказались от каких-либо комментариев. Неофициально в ФКП заявили, что "будут пытаться заблокировать это решение правительства". В Росимуществе "Ъ" сказали, что "слышали о соответствующих поручениях". Однако узнать детали проекта "Ъ" не удалось — курирующий эту тематику в ведомстве заместителя руководителя Росимущества Юрий Митрофанов был вчера недоступен для комментариев. В Минпромторге от комментариев отказались, уточнив, что этот вопрос находится в компетенции заместителя министра Андрея Дементьева, связаться с которым "Ъ" также не удалось.

С потерей прав на советские бренды ставится под вопрос необходимость существования самого "Союзплодоимпорта". Госкомпания занимается организацией производства и дистрибуции продовольственных продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков под товарными знаками, принадлежащими РФ на территории России и почти в 30 странах мира, в том числе Чили, Бразилии, странах Бенилюкс, но особых успехов в использовании советских брендов не достигла. В 2006 году на падение финансовых показателей "Союзплодоимпорта" обратила внимание Счетная палата — после проведенной проверки аудиторы, не раскрывая абсолютных цифр, подтвердили, что объем производства "государственных" водок после передачи их в управление госкомпании существенно снизился. А в феврале 2007 года аудитор палаты Александр Назаров заявил, что "марки надо вернуть государству в лице Росимущества".

Финансовые показатели "Союзплодоимпорта" никогда не раскрывались, но, по оценкам топ-менеджера одной из крупных водочных компаний, "если объем производства всех государственных марок, которыми управляет "Союзплодоимпорт", в 2001 году составлял 4 млн дал, а капитализация российского портфеля марок составляла около $1 млрд, к 2006 году эти показатели упали в среднем до 200 тыс. дал в год и $250 млн, а к 2008 году — до 140 тыс. дал". При этом продажи Stolichnaya за рубежом, которые контролирует группа Юрия Шефлера, значительно лучше — в 2007 году, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, SPI под советскими марками было продано 2,3 млн дал водки.

Основная доля продаж бренда "Столичная/Stolichnaya" приходится на США — этот рынок "Союзплодоимпорт" проиграл SPI в американском суде в апреле 2006 года. По оценкам независимых юристов, ежегодные затраты на ведение судебных дел против SPI за рубежом составляют $5-10 млн. "После того как "Союзплодоимпорт" проиграл суд в США и фактически потерял для России основной рынок продажи "Столичной", эти траты стали полностью бессмысленными",— говорит глава компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов.

Но есть сомнения в способности "Союзплодоимпорта" извлекать выгоду из советских водочных брендов и в России. "Я бы тоже поставил эффективность управления государственными брендами под сомнение. Объем продаж суперпопулярных в советские времена брендов "Столичная" и "Московская" снизился в сотни раз",— отмечает глава калужского "Кристалла" Сергей Зивенко, ранее глава ФГУП "Росспиртпром".

По мнению участников российского алкогольного рынка, последней каплей, переполнившей чашу терпения правительства в отношении "Союзплодоимпорта", стал срыв переговоров по продаже бренда Stolichnaya (оценивается в $3 млрд) компании Pernod Ricard. Как рассказал в интервью "Ъ" (см. "Ъ" от 9 июня) председатель совета директоров и гендиректор (CEO) Pernod Ricard Патрик Рикар, "мы были готовы выкупить международные права на марку, а потом объединить купленный нами бренд с той маркой, которая продается в России и СНГ". Но, по его словам, сделка не состоялась из-за того, что "Союзплодоимпорт" не был акционирован. "Сделка с Pernod сорвалась из-за медлительности и непродуманности позиции "Союзплодоимпорта"",— уверен совладелец SPI Андрей Скурихин.

Каких именно действий от Росимущества в отношении передаваемых ему на баланс советских водочных марок ждет Владимир Путин, пока неизвестно. Возможно, перспективы их использования связаны с возможным созданием Росалкоголя (см. вынос). Не исключены и продажи отдельных марок Росимуществом сторонним структурам, а на рынке уверены, что наилучшим способом выйти из фактически проигранной ситуации было бы создание Россией совместного предприятия с SPI. В группе Юрия Шефлера заявили "Ъ", что к ним пока никто не обращался с таким предложением, но не видят в этом ничего невозможного. "Мы готовы к поиску компромисса с российским правительством, поскольку соперничество в суде не идет на пользу бренду",— сказал "Ъ" господин Скурихин.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.076 сек.
Яндекс.Метрика