19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 18:56:54
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Ваша карта бита



Олег Щелов
Журнал "Профиль"
Добавлено: 2009-02-26
Просмотров: 7749

В развитых странах оплата товаров и услуг почти повсеместно осуществляется с помощью кредитных карт. Особенно популярен пластик в США, где, по разным подсчетам, на одну среднестатистическую семью приходится 8—13 кредитных карт. В конце прошлого года финансовый кризис добрался и до этой сферы. Уже подсчитаны первые убытки. Однако эксперты считают, что главные проблемы еще впереди.

Неутешительные итоги

Корпорации, выпускающие кредитные карты, встретили новый год без энтузиазма. Действительно, радоваться нечему. Акции таких гигантов, как Citigroup, Bank of America, American Express и Discover Financial Services, потеряли в 2008 году до 80% своей стоимости. В этом году тенденция снижения доходов продолжилась. Эксперты фирмы Innovest Strategic Value Advisors утверждают, что в прошлом году карточные компании понесли общие убытки в размере $41 млрд, а к концу этого года их потери из-за невозвратных кредитов достигнут $96 млрд. И это только вершина айсберга, потому что осенью прошлого года, по данным Федеральной резервной системы (Центральный банк США), общая сумма карточно-кредитной задолженности приближалась к $1 трлн. Это вдобавок к ипотечным долгам — около $11 трлн. Смогут ли финансовые корпорации выдержать такое чудовищное давление? «Во многих отношениях сейчас мы находимся на неизведанной территории, — говорит Джон Вильямс, аналитик из Macquarie Research. — Таких огромных задолженностей у населения еще никогда не было. А с учетом роста безработицы и дальнейшего спада производства на полное возвращение долгов вряд ли стоит рассчитывать». Это становится тем более очевидным, если учесть, что более четверти кредитно-карточного портфеля у Citigroup, Bank of America, Capital One и Discover некачественные, то есть кредитные карточки выданы людям с плохими кредитными историями, не имеющим стабильного заработка или доходов. Также обременены подобными проблемами American Express и J.P.Morgan Chase. Американские карточные компании-сети Visa и MasterCard стоят несколько в стороне и не так сильно затронуты кризисом, поскольку они сами непосредственно не кредитуют клиентов. Хотя по мере снижения потребления их прибыли тоже падают. Мередит Уитни, аналитик из компании Oppenheimer, считает, что к середине 2010 года общий объем карточного бизнеса в США может сократиться на 45%. Это, по ее мнению, произойдет из-за резкого снижения потребления, а также в результате стремления самих карточных компаний обезопаситься — они вынуждены ограничивать выдачу карт и закрывать кредитные линии. Кроме того, сыграет свою роль и вступление в силу в июле 2010 года новых законодательных норм в пользу картодержателей, в частности, норм, ограничивающих повышение компаниями комиссионных (процентов по кредиту). Как замечает Грегори Ларкин, старший аналитик Innovest Strategic Value Advisors, объем карточного рынка значительно меньше объема рынка ипотечного, однако его крушение будет чревато полным крахом для ряда банков, и без того обремененных ипотечными неплатежами. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что некачественных кредитов в карточной сфере больше (30% от общего объема), чем в ипотечной (11%). И если дефолт ипотечных заемщиков был первым ураганом, обрушившим рынки, то карточная задолженность, по его прогнозам, будет вторым ураганом. Федеральные власти не остаются безучастными к такой катастрофической ситуации. Компания Citigroup уже получила из казны $45 млрд льготных кредитов, Bank of America — $25 млрд, American Express — $3,4 млрд. Всего в кредитно-финансовый сектор США влито $700 млрд, однако, по мнению экспертов, этого недостаточно, поэтому рынок смотрит на ситуацию напряженно-настороженно.

Виртуальные деньги

В США кредитные карты выпускают приблизительно 16 тыс. компаний, и, согласно данным Бюро переписи, на руках у американцев находится около 1,5 млрд кредиток. При этом объем кредитно-карточного рынка достигает $2,7 трлн, а задолженность средней семьи по кредитным картам, согласно CardWeb.com, составляет $10 678. Такой мощный охват населения пластиком осуществляется с помощью хорошо продуманных рекламных кампаний. Каждая социальная и возрастная группа обрабатывается по-своему. Повышенное внимание уделяется молодежи и студентам, для которых карта — элемент престижа и символ благополучия. Главная задача карточных корпораций сделать так, чтобы человек совершал покупки быстро и легко. «Расставаться с реальными деньгами и влезать в долги обычному человеку всегда тяжело, — поясняет Джонатан Кранин, вице-президент компании MasterCard. — И весь фокус в том, чтобы сделать покупки удовольствием». С пластиковыми деньгами люди чисто психологически расстаются гораздо легче, чем с теми, которые лежат в портмоне или кошельке, добавляет Маниша Такор, независимый эксперт и соавтор книги по организации личных финансов. По этой же причине карточные расходы обычно превосходят наличные. Так возникают маленькие и большие задолженности, на которые компании незамедлительно накладывают ощутимые штрафные санкции. Всего в США около 90 млн владельцев кредитных карт имеют просроченные задолженности. А с началом кризиса компании стали повышать плату за услуги даже тем клиентам, которые все погашают исправно.

Риски безопасных бумаг

Один из капканов кредитно-карточного бизнеса — секьюритизация (от англ. security — безопасность, обеспечение, гарантия). Данный процесс подразумевает выпуск особых бумаг — sеcurities, обеспеченных какими-либо активами. В карточном бизнесе — это клиентская задолженность. Как и в случае с ипотекой, в карточной сфере секьюритизация стала инструментом фондирования (привлечения дополнительных денежных средств) для увеличения объемов карточных займов. С одной стороны, секьюритизация способствовала снятию бремени долгов с баланса карточных компаний, с другой стороны, сделала их менее осторожными и аккуратными при выдаче карт и открытии новых кредитных линий. Том Дейч, эксперт из группы American Securitization Forum, утверждает, что передача карточно-кредитных рисков инвесторам сделала карточки доступными людям с невысокими доходами. В конечном счете превращение долгов в бумаги и продажа их на сторону подтолкнула финансовые компании к поспешной выдаче карточек чуть ли не всем желающим. Причем выдавать карточки людям с нестабильными доходами и плохой кредитной историей было гораздо выгоднее, поскольку с них можно стричь больше денег. По словам Трэйвиса Планкетта, директора Американской федерации потребителей, именно «благодаря» секьюритизации карточные компании не устояли перед искушением выдавать рискованные кредиты. А чтобы компенсировать эти риски, они стали накручивать цены за услуги. Похожей точки зрения придерживается и Патрик Саржент, партнер юридической фирмы Andrews Kurth. По его мнению, корпорации в погоне за барышами стремились секьюритизировать как можно больше карточных долгов и тем самым расширяли кредитование до опасных пределов. До поры до времени все шло великолепно. Ведь популярность карточек напрямую связана с подъемом экономики, ростом благосостояния и стабильным увеличением цен на жилье. С 1997-го по 2006 год цена типового семейного дома выросла на 124%. Дешевые деньги (низкопроцентные ссуды) позволяли людям легко рефинансировать свои ипотечные кредиты по выгодным ставкам, брать новые ипотечные ссуды на покупку вторых домов и приобретать несколько кредитных карточек. В 2005 году средняя американская семья тратила 99,5% всех своих чистых доходов на покупки и выплаты процентов по тем или иным приобретениям, сделанным на заемные средства. В 2007 году с началом производственного спада ситуация стала меняться. В 2008 году среднее снижение цен на жилье составило 20—25%. Дома стали стоить меньше ипотечных кредитов, на которые они были куплены. Соответственно возросли и карточные неплатежи, и вся доминошная цепочка, состоящая из невозвратных кредитов и не обеспеченных ничем «ценных» бумаг, посыпалась. Ситуация усугубляется тем, что подсчитать ущерб от обесцененных sеcurities довольно сложно, поскольку они свободно расходятся по всему свету. К тому же инвесторы, имеющие их на балансе, не очень-то охотно о них говорят, поскольку боятся потерять лицо и не желают показывать, что оказались в дураках. Между тем с 2003-го по 2007 год секьюритизированная кредитно-карточная задолженность Capital One, Washington Mutual (куплен в конце прошлого года банком J.P.Morgan Chase), Bank of America, Citigroup, Discover, J.P.Morgan Chase и American Express удвоилась и достигла почти $400 млрд. В прошлом году Bank of America, Citigroup, Discover и J.P.Morgan Chase секьюритизировали около половины карточных долгов, American Express — приблизительно треть. Поскольку темная сторона секьюритизации в последние полтора года проявилась со всей очевидностью, специалисты все чаще требуют от финансовых регуляторов наведения порядка как в самом кредитовании, так и в продаже долгов. Шейла Бэир, председатель корпорации Federal Deposit Insurance, убеждена, что пора вводить ограничения на секьюритизацию, поскольку она снижает финансовую дисциплину компаний.

Таблица 1 Вероятные потери крупнейших участников карточного рынка в случае его обвала*

Название организацииСумма кредитно-карточной задолженности ($ млрд)Доля прибыли, получаемой от карточного бизнеса в общем объеме доходов (Процент)
J.P. Morgan Chase155,420,5
Bank of America153,322,1
Citigroup151,215,7
Capital One67,862
American Express

64,724,5
Discover4797,8
* Данные только по США. Источник: Innovest.
Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.089 сек.
Яндекс.Метрика