19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 11:53:43
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Половина образованных россиян работает не по специальности

Таковы результаты подсчета, выполненного Росстатом и ГУ-ВШЭ



Иван Стерлигов
OPEC
Добавлено: 2009-03-05
Просмотров: 8557

Чтобы выяснить, какое количество россиян работает по специальности, исследователи во главе с Владимиром Гимпельсоном, Ростиславом Капелюшниковым (Центр трудовых исследований ГУ-ВШЭ) и Зинаидой Рыжиковой (Росстат) выделили из «Обследования населения по проблемам занятости» (2008 г.) около 60 000 человек с высшим и средним специальным образованием. Их специальность по диплому сравнивалась с фактической по классификатору специальностей Минобрнауки.

Всего 49,6% россиян работают по специальности своего диплома или близкой к ней, рассказали исследователи на пресс-конференции в РИА «Новости» 19 февраля. Близкими они считали, например, профессии статистика и бухгалтера. Без учета смежных профессий доля работающих по специальности – всего 37%.

Среди тех, кто не работает по специальности, больше людей сдвинулись по профессиональному статусу не вверх, а вниз. Сходные по профессиональному статусу позиции занимают 10% (был инженером, стал журналистом), 16,4% добились повышения (был инженером, стал руководителем), а 24,1% в иерархии профессий опустились (был инженером, стал водителем). Для сравнения, в Швеции не работает по специальности лишь 10-18% дипломированного населения.

Наибольшую зависимость между полученной и фактической специальностью демонстрируют медики (78,8%) и компьютерщики (66,6%), наименьшую – инженеры (35,9%) и агрономы (21,6%). Присутствовавший на презентации исследования ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предположил, что это связано со слабым отбором будущих инженеров. После обучения почти треть предполагавшихся инженеров трудится на более низких позициях. При этом доля людей с инженерным диплом среди всех выпускников российских и советских вузов – 29,3%, то есть примерно вдвое больше, чем преподавателей (17,3%) или экономистов (15,8%).

Вопреки расхожим представлениям, экономисты работают по специальности не реже остальных – в 47,6% случаев, отметил Ростислав Капелюшников. А юристы – чаще прочих выпускников (59,3%).

Слабее зависимость между образованием и местом работы у выпускников системы среднего профессионального образования – техникумов и колледжей. Лишь 31,2% их них трудятся по полученной или близкой специальности. Среди техников инженерного профиля таких всего 12,7%. Больше двух третей из них – 68,2% – трудятся с понижением, обычно простыми рабочими. А вот выпускники медицинских и финансово-торговых техникумов и колледжей, наоборот, чаще работают по специальности (74,5% и 45,9% соответственно).

Интересно, что практика работы не по специальности практически одинаково распространена во всех возрастных группах. Для получивших диплом 30 лет назад или в год опроса доля работающих по специальности одинакова (48-49%). Это верно и для отдельных профессий, в т.ч. инженеров.

Четверть выпускников вузов получили избыточное образование – они заняты на рабочих местах, которые не требуют имеющейся у них согласно диплому квалификации. Из выпускников техникумов таких половина.

Более полезным для выпускников высшее и среднее образование станет, если оно будет формировать у студентов максимально широкий набор компетенций, облегчающий им профессиональную адаптацию внутри широкого спектра занятий, отмечается в представленном докладе.

Ярослав Кузьминов, в свою очередь, рекомендовал правительству задуматься об оплате производственных практик выпускникам, с тем, чтобы повысить их привлекательность для работодателей. Еще одна мера, на которую указывают эксперты ГУ-ВШЭ - оплата дополнительного обучения за бюджетный счет тем выпускникам, что не нашли работу по получении диплома.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.078 сек.
Яндекс.Метрика