29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 01:26:00
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Высший арбитражный суд расставляет сети для ритейлеров

Им могут запретить навязывать поставщикам платежи и бонусы



Ольга Ъ-Плешанова
КоммерсантЪ
Добавлено: 2009-04-21
Просмотров: 6893

Высший арбитражный суд (ВАС) может поддержать попытки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) ограничить взимание розничными сетями с поставщиков многочисленных платежей и бонусов, без которых товар не может попасть в магазины. В пользу ФАС может быть решено дело, в котором крупным торговым сетям предписано исключить из договоров с контрагентами подобные условия. ФАС считает, что из-за них растут цены на товары. Ритейлеры, напротив, уверены, что цены вырастут как раз в случае отмены платежей с поставщиков.

Как стало известно "Ъ", президиум ВАС может создать прецедент, коренным образом меняющий правила работы крупных ритейлеров с поставщиками продукции. Российские розничные сети требуют с поставщиков многочисленные платежи и бонусы, без которых товар не может попасть на полки. В Татарии управление ФАС решило отреагировать на жалобы производителей продовольственных товаров: 29 января 2008 года ФАС признала ряд компаний нарушителями ч. 1 ст. 11 закона "О защите конкуренции". В их число попало казанское ООО "Ак Барс Торг", краснодарское ЗАО ""Тандер" — сеть магазинов "Магнит"", а также московские ЗАО ТД "Перекресток" и ООО "Фирма "Омега-97" — Патэрсон". Они, по мнению ФАС, навязывали поставщикам невыгодные "однотипные по содержанию ценовые и неценовые условия" и делали это согласованно.

Дискриминационных условий ФАС выявила более сорока, включая плату за вход в сеть (50-150 тыс. руб.), за ввод новой продукции, оплату маркетинговых услуг, значительную отсрочку платежей за реализуемый товар (до 45 дней), а также высокие штрафы за нарушения при поставке (например, нарушение сроков и недопоставка товара), предоставление скидок при проведении акций и промоакций (от 2% до 10% от цены товара). Компаниям, признанным нарушителями, ФАС предписала исключить такие условия из договоров с поставщиками. "Ак Барс Торг" обжаловал решение ФАС, и в прошлом году арбитражные суды трех инстанций в Поволжском округе признали решение ведомства недействительным. Суды посчитали, что ФАС не доказала согласованность действий ритейлеров.

Но 24 февраля коллегия судей ВАС передала дело в президиум, рекомендовав пересмотреть его в пользу ФАС. Судьи сослались на постановление пленума ВАС от 30 июня 2008 года, в котором сказано, что о согласованности действий может свидетельствовать их единообразие и синхронность при отсутствии на то объективных причин. "Согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, никогда не оформлялись документально, поэтому для их выявления антимонопольные органы используют разнообразные методы, включая анализ ситуации на рынке и поведения его участников",— объяснил старший юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Игорь Серебряков. Если президиум ВАС согласится с выводами коллегии, то ФАС сможет предъявить претензии ко многим ритейлерам, которые уже не смогут эффективно оспаривать их в судах. "Таких дел будет много",— признает гендиректор Х5 Retail Group (владелец сетей "Перекресток", "Пятерочка") Лев Хасис. По его оценкам, совокупный объем розничного рынка в России составляет около $500 млрд, а примерно 15% этого объема приходится на сети.

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев утверждает, что ФАС борется как с согласованными действиями ритейлеров, так и самими наценками: "Фундаментальной задачей является ограничение необоснованного давления на поставщиков". По словам господина Нижегородцева, торговая наценка, формально составляющая 15-20%, за счет дополнительных платежей поставщиков доходит до 60%. "Это маскируется под видом услуг, которые сети якобы оказывают поставщикам, но эти услуги — суть бизнеса розничной торговли, а ряд услуг являются притворными. Это приводит к росту цен на товары за счет увеличения издержек поставщиков",— говорит представитель ФАС.

Ритейлеры, наоборот, уверены, что без бонусов, получаемых ими от поставщиков, цены на товары возрастут. "При отсутствии платежей с поставщиков вся нагрузка, необходимая для поддержания рентабельности торговых сетей, ляжет на покупателей",— говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет 30 крупнейших торговых сетей России) Илья Белоновский. По его словам, в России прибыль компаний розничной торговли не превышает 2-2,5% в год, а по итогам 2008 года многие получили убытки: "Наценка ритейлера включает в себя не только торговую надбавку, которую платит розничный покупатель, но и выплаты, взимаемые с поставщиков. При этом с поставщиков социально значимых товаров — а это до 50% всего ассортимента — сети не требуют дополнительных платежей". А Лев Хасис уверен, что в России ритейлеры используют методы работы, которые приняты во всем мире: "При этом условия, на которых разные торговые сети работают с поставщиками, существенно различаются. Это является не согласованными действиями, а, наоборот, инструментом для конкурентной борьбы".

"Существование системы бонусов и входной платы за размещение товара приводит к увеличению доли импорта, поскольку российские производители не способны нести такие расходы",— считает руководитель исполкома предпринимательского объединения "Деловая Россия" Николай Остарков.

Регулировать торговые наценки уже пыталось Министерство промышленности и торговли, еще в прошлом году предложившее ввести для ритейлеров обязательный типовой договор. Однако этого пока не произошло. На этом фоне активизировалась деятельность ФАС: на днях, например, ведомство возбудило дело в отношении ООО "ИКЕА Мос", заподозренного в навязывании контрагентам невыгодных условий договора (см. вчерашний "Ъ"). "Действия ФАС не предполагают усиления государственного вмешательства в розничный бизнес, речь идет только об эффективном антимонопольном контроле и пресечении противоправных действий",— говорит Тимофей Нижегородцев.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.077 сек.
Яндекс.Метрика