16 апреля 2024 г. Вторник | Время МСК: 21:51:08
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Куда заведут лебедь, рак и щука экономики?



Добавлено: 2012-02-16
Просмотров: 4641
© Сергей Авдуевский / ИДР

Инфляция в России "заморозилась" – стоит почти на месте.

Одновременно совершенно застыл и не растет спрос на товары.

Зато вприпрыжку скачет потребительское кредитование.

Так, куда же заведут лебедь, рак и щука российской экономики?

По последним данным Росстата, инфляция в январе составила всего 0,5%.

Однако эксперты считают, что радоваться тут нечему, поскольку рост цен в последние месяцы сдерживается главным образом ограниченным спросом.

Иными словами, товары дорожают медленно, потому что их плохо покупают. Экономисты полагают, что низкий спрос мы будем наблюдать весь этот год, и это следствие того, что замедлились темпы роста доходов.

Парадокс в том, что одновременно существенно увеличивается объем потребительского кредитования.

В этой ситуации, чтобы снизить риск невозврата, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) , знают "Новые Известия", уже предлагает установить некую планку соотношения годового дохода заемщика к сумме, которую берет взаймы у банка.
По данным ЦБ, в декабре темпы роста кредитования физических лиц составили 4% и стали максимальными с докризисного августа 2008 года.

В целом же в 2011 году граждане взяли займов на 36% больше, тогда как ожидалось 25-процентное увеличение.

Банкиры объясняют такой бум несколькими причинами.

Во-первых, это отложенный спрос. Предыдущие два года кредитование сначала снижалось, потом начался слабый подъем, а прошлый год был как раз периодом активного роста. 
Во-вторых, банки активизировали предложение, переключив свое внимание на население в том числе и потому, что зарабатывать на кредитовании предприятий не очень получается: экономика восстанавливается очень слабо и неравномерно, давать взаймы деньги под процент там практически некому.

А потребительское кредитование – очень прибыльный вид бизнеса, ведь ставки по этим займам в несколько раз выше, чем по иным видам кредитов.

Порой возникает вопрос: а нужно ли вообще в нынешних условиях наращивать потребительское кредитование? Не опасно ли это банкам и их клиентам?

Вот косвенный ответ: на днях ФАС направила в министерство финансов предложения о защите прав потребителей финансовых услуг.

Ведомство предложило два индикатора, чтобы снизить риск невозврата кредитов:

- речь идет о так называемом "ростовщическом" проценте, который при выдаче банком кредита населению не должен быть выше определенного, установленного государством уровня;

- служба предлагает установить планку соотношения годового дохода клиента к размеру займа, который может быть ему выдан.

Так, например, в Польше размер кредита не должен превышать 65% уровня годового дохода состоятельных граждан и 50% – зарплат граждан с доходом ниже среднего.

По словам первого зампреда ЦБ Алексея Симановского, банки накапливают риски, которыми не могут потом управлять.

Он убежден, что необходимо изменить поведение банкиров в отношении клиентов.

К кредитованию можно и должно привлекать только то население, которое в состоянии реально обслуживать заем при разумном уровне риска.

Очевидно, что, заклиная банкиров не рисковать, регулятор реагирует на сложившийся сегодня парадокс: с одной стороны, потребитель проявляет активный спрос на длинные деньги, с другой – доходы у него растут медленно, либо не растут вовсе. 
Это подтверждается данными Росстата.

Если в 2010 году по отношению к 2009 реальные доходы граждан выросли на 5,1%, то в 2011 годовой рост составил всего 0,8%.

Если в 2010 реальные зарплаты по сравнению с 2009 годом выросли на 5,2%, то в 2011 – на 3,5%.

Не лучше ситуация и со сбережениями.

Наименьший запас прочности у молодых семей с детьми, которые проявляют едва ли не наибольшую активность на рынке потребительского кредитования.
Поэтому, как полагают некоторые аналитики, банки избрали для себя весьма рискованную модель поведения.

Если говорить о рисках, то получает так: события 2008 года показали, что российские потребители прочно следуют поговорке "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится".

Российский потребитель надеется на лучшее до самого последнего момента и старается не сокращать свои потребительские запросы, пока кризис уже не становится очевидным.

И только после этого люди начинают задумываться об экономии.

Поэтому, пока никаких шоков не произойдет, темпы роста потребления будут положительными, но несколько ниже, чем в 2011 году. 
Кроме того, в прошлом году импорт рос очень динамично в первой половине года, однако потом рост неожиданно резко затормозился.

Для сравнения: в мае-2011 к маю-2010 ввоз товаров увеличился на 45%, но уже в сентябре показатель снился до 16,8%.

Подобная ситуация с импортом может свидетельствовать о вялой динамике потребительского спроса.

В этой связи аналитики прогнозируют, что всплеска потребительского спроса в нынешнем году не будет.

На это указывают и прогнозы по инфляции, которая ожидается примерно на уровне прошлого года, а именно 6–6,6%. То есть инфляционное давление будет ослабляться в результате низкого спроса. 

По словам социологов, для характеристики нынешнего года в наибольшей степени подошло бы такое слово, как "стагнация".

Последние полтора-два года оценки текущего положения дел в стране не ухудшались, но ожидания и социальные настроения остаются более чем умеренными.

Общая тенденция сегодня – это действительно стагнация: с одной стороны, люди не видят серьезных ухудшений, но с другой – существует неуверенность в завтрашнем дне, связанная с полной неопределенностью будущего.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.076 сек.
Яндекс.Метрика