20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 07:07:33
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Инфляция опять становится разменной монетой



Добавлено: 2013-06-27
Просмотров: 2745

Темпы роста цен в России, уже который год находятся во вполне благополучных пределах. Годовая планка в 15% последний раз была пройдена в 2002 году, в 10% - в кризисный 2008 год. Тем не менее, вопрос инфляции не сходит с повестки дня, Правительство (в лице Минфина) и Банк России не прекращают попыток ее сократить, а сообщения Росстата и других органов власти о темпах роста потребительских цен иногда подаются как военные сводки. Между тем процесс противодействия инфляции в отсутствие действительно серьезных и внезапных внешних шоков давно уже стал достаточно рутинным.

В середине 2000-х годов практически не было периодов, в которые государству удалось бы перевыполнить «план» по уровню инфляции, исходя из которого формируются основные показатели федерального бюджета — целевому уровню инфляции. Государство действовало практически в полном соответствии с принципами, изложенными в модели нобелевских лауреатов Ф. Кидланда и Э. Прескотта. Органы государственной власти ориентировались на одновременное сокращение инфляции и «разгон» экономики, то есть увеличение темпов экономического роста и сокращение безработицы. Население привыкло не ждать от государства ничего хорошего и вполне рационально ориентировалось на достаточно высокие темпы инфляции. В результате, балансируя между поддержанием темпов экономического роста и сокращением инфляции, государство вполне ожидаемо заявляло об одном темпе роста цен, но достигало чуть большего — в пределах не более чем на один-два процента выше ранее поставленной цели, или верхней планки целевого коридора (ранее 2008 года в законы о бюджете закладывался интервал инфляционных значений). Стратегия дала сбой только в 2008 году, когда из-за кризиса прогноз инфляции пришлось пересматривать дважды, поднявшись сначала с целевых 7,5% до 8,5%, а потом и до 10,5%. Кстати, итоговое значение роста потребительских цен по данным Росстата тогда составило 13,3% — чуть более, чем на два процента выше последнего целевого значения.

В пост-кризисный период стратегия правительства несколько изменилась: в последние годы рост цен практически не выходит за пределы 1 процентного пункта от целевого значения, при этом в 2010 году первоначальный целевой параметр 10% сократили до 8% (и отклонились от них всего на 0,3 процентных пункта), а в 2011 году рост цен составил всего 6,1% против заявленного ориентира в 6,5%. Таким образом, государство стало более внимательно выполнять свои обещания по удержанию инфляции в заданных рамках. Интересно, что это совпало с фактическим отзывом политических призывов по удвоению ВВП и относительным прекращением колебаний цен на энергоносители на мировых рынках.

Исходя из статистических данных, в настоящее время Банк России и Правительство РФ обладают достаточным набором инструментов для того, чтобы, по крайней мере, не позволять инфляции резко и неожиданно если не выходить за рамки целевых значений, то хотя бы не отдаляться от них на слишком большое расстояние. Природа российской инфляции такова, что она действительно поддается управлению как через набор экономических рычагов монетарной политики, так и за счет принятия мер административного характера. После ошибок середины 2000 годов с регулированием импорта продовольствия государство научилось не допускать роста цен на продукты питания, более-менее успешно устранять их последствия. Естественные монополии — один из главных источников роста цен в России, — находятся под относительным контролем государства. Хотя они и остаются фактором высокой и стабильной инфляции, формируя тарифную политику по схеме «ожидаемая инфляция плюс желаемое превышение», любое резкое изменение цен вызывает негативную реакцию органов власти. В частности, можно вспомнить публичный разнос тарифной политики региональных предприятий ЖКХ, устроенный Президентом России в начале 2013 года. Рост цен из-за колебаний экспортных цен и притока в страну валютной выручки при устоявшейся политике центрального банка в отношении курса рубля к иностранным валютам также поддается контролю.

В этих условиях годовая величина инфляции опять становится «разменной монетой» в выборе между поддержанием заданного роста цен и стимулированием более активного экономического развития. Не случайно именно поэтому в начале лета заговорили о стойкости Центробанка и принятым уходящим с поста председателя ЦБ РФ Сергеем Игнатьевым решении не менять ставку рефинансирования: последовавшее бы за этим удешевление кредитов и приток денег на рынок ускорили бы рост экономики и, одновременно, подогрели бы рост цен. С приходом нового руководителя Банка России политика может измениться, но общие принципы останутся прежними.

Связанные необходимостью решать поставленную главой государства целевую задачу, объективными параметрами неустойчивой и про-инфляционной экономики и экономических ожиданий и желанием российского Правительства поддержать экономический рост (который является для него таким же целевым показателем, как инфляция — для Центробанка), органы власти скорее всего, заявляя на словах верность целевому ориентиру инфляции, к концу года постараются выйти на цифру, несколько превышающую первоначально заявленную величину. Если же в течение года произойдет официальная, оформленная внесением изменений в бюджет корректировка целевого значения «вверх», это будет означать смещение наиболее вероятного уровня инфляции также чуть выше нового целевого значения.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.079 сек.
Яндекс.Метрика