28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 16:27:21
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Сохранит ли компания Groupon свою бизнес-модель?



Сергей Нетесин, Каран Жиротра и Симон Маринези
Harvard Business Review Russia
Добавлено: 2014-02-10
Просмотров: 2981

Жила-была многомиллиардная компания Groupon, которая собиралась перевернуть мир бизнеса, совершить настоящую революцию. Ее основатели даже как-то отказались от предложения на сумму в 6 миллиардов долларов от Google. Однако революции так и не произошло.

Долгое время дела фирмы шли хуже возложенных на нее ожиданий (если честно, преувеличенных). И в прошлом году, чтобы улучшить положение вещей, Groupon решил изменить саму суть своей бизнес-модели. Раньше скидки с купонами Groupon шли с ограничениями (например, скидка возможна, только если подпишутся минимум 100 покупателей). Теперь же большинство скидок стали доступны без ограничений.

Изменит ли это положение компании на рынке? Возможно, этот шаг как раз погубит ее окончательно. В вышедших недавно статьях, посвященных Groupon, обсуждалось, что за впечатляющим ростом и падением компании стоит бизнес-модель, которая попросту не совпадала с основными положениями компании (и ее основной клиентурой).

Устойчивость бизнес-модели зависит от того, насколько положительно она влияет на все участвующие стороны. В случае с Groupon покупатели получают хорошие скидки, и чем больше они их используют, тем больше увеличиваются доходы фирмы. Другой вопрос: а выигрывают ли те, кто предоставляет свои товары и услуги со скидкой? Что они получают от участия в этой программе?

Научные исследования доказывают, что сотрудничество с компаниями типа Groupon имеет следующие последствия для развития бизнеса: больше покупателей в краткосрочной перспективе, но ниже рейтинг среди них. То есть краткосрочный количественный выигрыш происходит за счет снижения оборотов в будущем. Так что сама ценность предложения для продавцов становится весьма сомнительной.

И вот тут стоит вспомнить об ограничениях. Компании из сферы услуг (рестораны, театры, музеи) сталкиваются с таким явлением, как сезонный спрос. Часто им бывает трудно обслужить сразу всех покупателей в период максимальной загрузки — например, в выходные. В идеале владельцы бизнеса хотели бы ограничить скидки только периодом затишья. И если во время него спрос на услуги или товары будет совсем низким, то приостановить действие услуг от купонных сервисов.

Со скидками, действующими без ограничений (как теперь предлагает Groupon), покупателей должно стать больше. Однако прибыль предпринимателей может даже уменьшиться, поскольку вместо обычных покупателей они будут иметь дело с теми, у кого есть скидочные купоны. Сами посудите: если в субботу вечером в ресторан все придут со скидочными купонами, будет ли это выгодно для ресторана?

Напротив, если приберечь скидки на периоды затишья, бизнесмены смогут обслуживать больше покупателей. А с введением периода активации купона они будут уверены в том, что предложение заработает только тогда, когда им будет это выгодно: в период затишья, а, соответственно, повысится и спрос, отчего выиграют и бизнесмены, и потребители.

Тогда почему же большинство предложений на сайте Groupon и подобных ему не прописывают ограничения по времени использования той или иной скидки? И почему мы наблюдаем все больше сайтов, отменяющих ограничение периода активации? К сожалению, потому, что интересы предпринимателей не совпадают с интересами компании и его конкурентов. Groupon и подобные ему сервисы получают свой процент от общего дохода с предложения и не получают ничего, если предложения нет. Так что эта фирма выиграет гораздо больше, если не будет ограничения действия купона по времени. Но предприниматели, предоставляющие услуги, окажутся в проигрыше.

Подобная бизнес-модель недолговечна. Если Groupon не введет систему ограничений обратно, компания может долго не продержаться. Ведь крупные и известные продавцы будут сами организовать скидки и без помощи этой фирмы. Но это, похоже, уже как раз происходит: в Groupon Reserve снова появились скидки, ограниченные во времени.

Это может показаться шагом назад. Но правда состоит в том, что без ограничений Groupon просто не выжить на рынке. Правда, компания может рухнуть и так, и без этих нововведений только потому, что совершила революцию, которой так и не произошло в действительности.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.076 сек.
Яндекс.Метрика