ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Маркетолог: что выше - спрос или предложение?


Е. Крюкова
Источник: Охрана труда
Маркетологи входят в список самых востребованных специалистов на рынке труда на протяжении последних трех-четырех лет. А в этом году отмечено особенно активное формирование на предприятиях своих маркетинговых служб. Как набирать и оплачивать труд этих профессионалов?

Хотя в кампании и на сайты ежедневно идет поток резюме кандидатов, претендующих на вакансии в маркетинге, на самом деле рабочих мест намного больше, чем работников. Маркетинг считается модной сферой. Видимость кадрового изобилия создают также случайные соискатели в поиске офисной должности, не такой суетной, как непосредственно в отделе продаж, но также хорошо оплачиваемой.

На рынке труда вакансии в маркетинге входят в десятку самых многочисленных. В августе этого года только в столице и ближайших пригородах насчитывалось 128 998 свободных рабочих мест для представителей самых разных работников в маркетинге/рекламе - от ассистента исследователя и аналитика до директора по маркетингу и руководителя агентства. Из них только 8700 новых, поступивших в течение этого месяца, а остальные «висят» по полгода.

Первое решение, которое приходит в голову работодателю, приобретшему опыт формирования отдела по продажам, - найти в этом потоке смышленую молодежь и вырастить нужных специалистов самому. И тут работодателя ждет новый удар. Для того чтобы из неопытного новичка вырастить матерого менеджера по продажам, необходимо несколько месяцев, максимум год. Причем стартовые условия просты: достаточно среднего образования, природной сообразительности и пары тренингов. Для того чтобы воспитать в своих стенах с нуля профессионального маркетолога, нужно в 3 раза больше времени, причем далеко не всякий прыткий молодой человек способен им стать. Новичку необходим особый склад ума и привычка работать с большими объемами информации, которая приобретается обычно в вузе. И если первый диплом у успешных маркетологов получен в далекой от бизнеса «ботанической сфере», то его подкрепляет второе высшее (маркетологическое, экономическое, социологическое или техническое), западные стажировки, МВА или, в крайнем случае, коммерческие курсы. Такая учеба часто оплачена из собственного кармана. Кандидат осознает ценность образования в XXI веке и намерен компенсировать потраченные средства у щедрого работодателя.

В итоге заметно подросли зарплаты в маркетинге и требовательность кандидатов как к материальной компенсации, так и к условиям работы. Попытки отправить службы маркетинга в дальний дешевый офис и установить режим экономии «на спичках» заканчиваются бегством мало-мальски пригодных к работе сотрудников. Но есть средство противостоять этой напасти.

Если маркетологи исследует сферу бизнеса для определения емкости рынка, ценообразования и прочих важных показателей для продаж, то их руководитель просто обязан ежегодно также замерять уровень зарплат, необходимых для удержания в своей фирме самих маркетологов, и предлагать им дополнительные бонусы.

«Компенсанционный пакет имеет большое значение для привлечения профессионала в отдел маркетинга, но при этом не редкость такие случаи, когда хорошие кандидаты соглашались на не самые лучшие условия, - считает Лидия Жирнова, специалист по подбору персонала в области маркетинга, PR и рекламы кадровой компании «Анкор». - Рядовой специалист может отдать предпочтение известной компании с тем, чтобы обеспечить себе хорошие карьерные перспективы, а также ради возможности поработать в высокопрофессиональной среде. Возможен и другой вариант - если человеку предложили более высокую позицию, чем он занимает, но зарплата там не выше. Он может также согласиться ради участия в крупном проекте или работы, которая для него более привлекательна».

По исследованиям «Анкора», увеличение зарплаты маркетолога или выдача ему премии - следствие, как правило, каких-то выдающихся успехов, успехов, связанных с продажами, продвижением бренда и т. п. Например, если новый брэнд завоевал большую долю рынка, существенно выросли продажи - за это могут увеличить зарплату или дать премию. В западных компаниях возможен и такой подход: за специалистом закрепляется определенный набор функций, исходя из критериев, предъявляемых к его должности. И в зависимости от качества их выполнения может выплачиваться премия. Например, если это руководитель и благодаря его деятельности у компании выросли обороты и продажи продукции - ему может выплачиваться премия. Бывает, что зарплата может увеличиваться за выслугу лет. Так что в принципе возможны различные варианты. Компенсационный пакет может  включать в себя оплату проезда, питания, мобильного телефона (кроме низовых позиций). Машина предоставляется, как правило, для занимающих высокие позиции или в очень крупных компаниях, также такое возможно в компаниях, занимающихся продажей или производством автомобилей.

«При приеме на работу в отдел маркетинга ценится хорошее образование (лучше всего, соответствующей специализации), полученное в известном вузе - таком как Высшая школа экономики, Государственный университет управления, МГУ, МГИМО, - говорит уже упоминавшаяся Лидия Жирнова. - Разумеется, речь идет об экономических факультетах этих вузов или других, но тех, на которых есть кафедра маркетинга, PR и рекламы. Но наличие диплома МВА или сертификата иностранного учебного заведения вряд ли может повлиять на существенное увеличение зарплаты. Как правило, оцениваются все-таки реальные качества кандидата, а не его диплом. Требования к знанию английского языка (на разговорном уровне, как минимум) предъявляются практически во всех компаниях, как зарубежных, так и российских. И не важно, где изучал иностранный язык, важен уровень свободного владения им».

Основные требования к личным качествам кандидатов таковы: с одной стороны, нужны аналитический склад ума (умение работать с цифрами, графиками и т. д.), с другой стороны, ценится также креативное мышление, менеджерские навыки, причем необходимо не просто умение руководить коллективом, но и управлять проектом. Такой специалист должен уметь самостоятельно устанавливать контакты с абсолютно разными группами людей - как работающими внутри компании, так и вне ее, при этом выполнять свои задачи в четко установленные сроки, обладать качествами руководителя.

Приглашение руководителя с западным опытом для формирования службы маркетинга можно считать верным решением. Отечественные руководители фирм совершают часто серьезную ошибку. Они приравнивают отдел маркетинга к другим подразделениям и выстраивают систему мотивации.

Невозможно просчитать вклад маркетологов в прибыль до рубля и выплачивать точный процент от продаж, но зависимость прибыли от их усилий несомненно есть, поэтому необходимо устанавливать дополнительное вознаграждение службы маркетинга. Каждый руководитель решает ценность их вклада и степень влияния на бизнес-процессы.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003641
Rambler's Top100