ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Нейромаркетинг: наука или шаманство?


Виктор Тамберг, Андрей Бадьин
Источник: Журнал "Рекламодатель: теория и практика"

Тема нейромаркетинга не является особо новой, но интерес к ней, похоже, растет. Нейромаркетингом начинают интересоваться и журналисты, и широкие массы маркетологов. Об этом направлении говорят с придыханием и показной осторожностью: дескать, это сильнейший механизм манипулирования потребителем, воздействие, которому невозможно противостоять, ибо нейромаркетинг ушел глубоко в подсознание человека, и здравый смысл вместе со свободной волей человека тут отдыхают.

Нейромаркетинг сделал серьезную заявку на успех, заявив способность точно выявлять причины покупок и управлять поведением человека. И, разумеется, нас как интересующихся логикой потребления и сферой мотивации человека в целом этот вопрос не мог обойти стороной.

Так что же это такое – нейромаркетинг? Очередные спиритические сеансы и пляски с бубном или же прорыв в изучении потребителя?

С одной стороны, сторонники нейромаркетинга апеллируют к биохимии организма и оперируют такими понятиями, как «лимбическая система», «кора головного мозга», «нейротрансмиттеры» и др. Звучит солидно. Стоимость исследований также впечатляет: до 1000 долларов в час на 1 человека (на аппарате магнитно-резонансного сканирования – rb.ru). Адепты этого течения в качестве клиентов упоминают компании из Fortune 500. С другой стороны, немало серьезных практиков маркетинга относятся к нейромаркетингу с изрядным скепсисом.

Кто прав?

Концептуально нейромаркетинг представляет собой сбор и интерпретацию информации о непроизвольных реакциях человека на какие-либо атрибуты бренда: название, логотип, сочетание цветов, аудиосигналы, символы и прочее. При этом могут исследоваться пульс, потоотделение, токи мозга, движение зрачка и другие спонтанные реакции человека. Применяют даже магнитно-резонансное сканирование головного мозга. Дескать, это выдает все тайные и явные желания потребителя полностью и безоговорочно. Нейромаркетинг оперирует некими объективными сведениями, что позволяет говорить о научном подходе и разрабатывать атрибуты бренда в полном соответствии с особенностями восприятия потребителя.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004596
Rambler's Top100