Управление контактамиКонтакты дают контракты! Кто "починит" это мир и чем сейчас заняться?Кризис надоел уже всем. Однако реагируют на него все по-разному. Кое-кто (меньшинство) наивно надеется, что все будет "как раньше". Бизнесмены еще меньше спят, и еще сильнее ломают головы, думая как выжить, носятся в поисках контрактов. Рабочие и фермеры бастуют, особенно в Европе. А многие квалифицированные специалисты, ранее работавшие день и ночь, получавшие неплохие зарплаты, а сейчас уволенные, впервые за долгие годы всерьез задумались о дауншифтинге: "А не уехать ли мне в Гоа или еще куда: переждать, пока вся эта заваруха закончится". А дальше все будет, опять же, "как раньше". Некоторые уже уехали или планируют в ближайшее время поехать куда-нибудь за границу повышать свою квалификацию, что весьма разумно. То есть вера в то, что добрый дядя все "починит", греет умы и души. Наверное, в этом есть свой резон ;) Мы же с вами сегодня поговорим о том, как с пользой провести то время затишья, которое образовалось у некоторых из вас (и да простят меня те, кто сейчас крутится день и ночь, как раз и создавая новый мир - я сам такой). Ведь, согласитесь, в жизни есть множество задач, на которые обычно у нас не хватает времени, хотя мы и знаем о их важности. В тайм-менеджменте их еще называют "важные, но не срочные", т.е. стратегические. КонтактыЧеловек существо социальное, "стадное". То есть подавляющее большинство из нас живет в обществе, постоянно общаясь с себе подобными. С коллегами, партнерами, друзьями, родственниками и т.д. Но мы не будем сегодня лишний раз вспоминать Абрахама Маслоу с его пирамидой и говорить о социальных потребностях. Мы поговорим о том, как извлечь из своих контактов максимальную пользу, осознанно ими управляя. Зачем все это?Казалось бы, люди общаются с незапамятных времен. Что же изменилось в наше время? Казалось бы - ничего: у каждого человека по-прежнему один рот и два уха. Однако, главное отличие в том, что сейчас:
Если раньше человек за день общался в среднем не более чем с десятком других людей в день, то сейчас количество наших контактеров измеряется порой сотнями. Раньше было реально запомнить каждого собеседника в лицо, а сейчас всех не вспомнить уже через неделю, а многих мы вообще никогда не видели, а только слышали по телефону или читали/писали им мейлы. Как часто, спрашивая собеседника "Как дела?", вы действительно интересуетесь его успехами и проблемами? В итоге многие контакты теряются, да и те, что сохраняются, остаются очень поверхностными. Само по себе это не хорошо и не плохо. Новое время - новая реальность. Плохо то, что в таком хаосе мы теряем ценные возможности, которые остаются похороненными под ворохом текучки. "Что, клиенты? Да, звонил тут один, спрашивал про новую услугу N", - говорит вам секретарша, преданно глядя в глаза. "Телефон? Нет, не оставил..." И вы понимаете, что немалые ресурсы, вбуханные в НИОКР, производство и продвижение пропадают зря. "Маркетолог? Да, был у нас в прошлой компании один. Контакты? Не, как уволился, больше мы с ним не встречались". И так далее, и тому подобное. Может, это и нормально? Возможно. Однако, практика показывает, что наши контакты - один их самых ценных активов, который создается у человека в течение его жизни. Когда я начал много общаться с бизнесменами и другими серьезными людьми, меня поначалу поражала их возможность решить серьезные вопросы простым телефонным звонком. Сейчас я и сам такой (в некоторых вопросах), и тем больше ценю тот капитал контактов, который у меня есть. Для компаний контакты не менее важны: во многих сферах бизнеса (например, в нашей, консалтинговой), главный капитал компании - это ее клиенты / партнеры и репутация в их глазах. А как с контактами у вас?На тренингах я иногда провожу простое упражнение, которое предлагаю сейчас сделать и вам. Оцените свой нынешний капитал контактов. Можете ли вы прямо сейчас позвонить человеку, который:
А вот некоторые контрольные вопросы для компаний:
Если вы можете легко на ответить на все эти вопросы - поздравляю! Однако мой опыт работы с самыми разными компаниями говорит о том, что таких героев - единицы. Ведение базы данных контактовДля начала все важные для вас контакты надо собрать в одном месте. Личные контактыКогда-то я много лет пытался вести свои контакты в бумажной адресной книжке, у которой сбоку были написаны буквы алфавита. Довольно безуспешно, потому что это было неудобно и трудоемко, а книжку надо было постоянно таскать с собой, что, конечно, забывалось. К тому же на популярные буквы быстро заканчивалось место. Дальше была "эпоха мобильника", когда вся база телефонов хранилась там. Все бы хорошо, но, во-первых, тогда в телефон нельзя было вносить мейлы и другую информацию, во-вторых, на нем приходится нажимать клавиши по несколько раз, чтобы получить требуемую букву. Ну, и, наконец, было крайне обидно когда я несколько раз терял свои "трубки". Кстати, многие мои знакомые до сих пор хранят все свои контакты в мобильнике, а потом очень расстраиваются, когда тот теряется или ломается. Прорыв случился с появлением карманного компьютера (КПК). Если вы им активно пользуетесь, то можете прочесть этот абзац по диагонали - возможно найдете для себя что-то новое. Для остальных - основные преимущества:
Новые горизонты открылись с началом использования коммуникатора. Это мой бессменный секретарь, не знающий усталости и не требующий повышения зарплаты ;) Уже много лет я не расстаюсь с ним практически никогда, потому что в нем:
Самый главный плюс - в интеграции всего этого. Например, очень удобно найти в базе нужного человека и написать ему мейл или позвонить на один из его телефонов. А можно создать задачу и пригласить участниками своих коллег - они получат приглашение по мейлу и смогут принять его или отклонить. Засим заканчиваю оду коммуникатору. И надеюсь, что если до сего дня вы еще обходились без него, то сейчас исправите этот недостаток ;) Хочу несколько слов сказать о дисциплине управления контактами. Я для себя уже давно выработал правило, что все значимые для меня контакты должны быть в базе. Критерий прост: есть ли вероятность, что я повторно когда-либо буду общаться с этим человеком/организацией. Например, съездил на переговоры, набрал там визиток - по дороге домой забил их в КПК, дома синхронизировал его с ноутом. Познакомился с человеком - тут же занес его в базу. Причем, записывая, к примеру, его мейл со слуха, лучше показать ему то, что получилось - все ли ок? Можно тут же спросить и про день рождения - то-то он потом удивится, когда поздравите! ;) Потом все визитки уходят у меня в большой пакет, к которому я обращаюсь крайне редко. Или, например, организовываете день рождения. Обзвонили кучу саун в поисках устраивающего варианта. Можно, конечно, записать выбранный вариант на бумажке. Но потом, на следующий год что, будете повторно искать? Ну уж нет: у меня все бани и сауны записаны в контакте, который так и называется: БАНИ_САУНЫ. Время от времени у людей меняются телефоны и другие данные - конечно, узнав об этом, вы исправляете соответствующую запись в базе. Корпоративные контактыПомню, в одной компании, где я работал, однажды случился переполох: дама - успешный тренер - потеряла альбом с визитками, который она вела лет пять. И это действительно трагично - утерять все свои деловые контакты. Но еще более обидно компании, когда огромные усилия, вложенные в создание и продвижение продуктов теряются, когда, к примеру, сотрудники нигде не фиксируют контакты со входящих звонков. Еще хуже, когда в компании не ведется база данных клиентов: точнее, ее как-то ведут у себя ваши сотрудники. Ведь в этом случае база "принадлежит" им, и при уходе человека из компании вся его база уходит вместе с ним. Для некоторых бизнесов это означает разорение или начало с нуля. Для других - значительное снижение прибыли. Решение может быть разным: в зависимости от уровня зрелости вашей компании и финансовых возможностей. Но я рекомендую начинать вести единую базу клиентов в электронной форме с первого же дня работы компании - раньше, чем бухгалтерию. Бухгалтерия нужна налоговому инспектору, а вот клиентская база - вам, причем от нее зависит выживание и успех компании. Можно вести базу в простейшем самодельном файле на MS Excel или Access (второе гораздо лучше). Можно купить CRM-систему, коих сейчас великое множество. Очень желательно, чтобы система работала в сетевом режиме: ведь с клиентами обычно работают несколько человек, причем из разных подразделений. Хорошо, если есть синхронизация с КПК: ведь информация о клиентах часто нужна на выезде, там же и рождается. Удобно, когда есть доступ через Web. Не сильно углубляясь, выделю основные функции CRM-системы:
Полезно категорировать клиентов: по регионам, по важности (ABC-анализ), по той стадии "воронки продаж", на которой находится клиент: от первого звонка до оказания услуг и завершения сделки и т.д. В мощных системах есть серьезная аналитика по самым разным разрезам, описанным выше. Это позволяет вам осознанно управлять своей клиентской базой. Использование своих контактовХорошо, базу контактов создали и ведем. Что же дальше? А дальше и начинается самое интересное: то, для чего вы эту базу создавали, а именно - ее использование. Личные контактыЗдесь все зависит от вашего образа жизни и ваших целей. Если вы просто работаете по найму "с 9 до 6", то, пожалуй, все использование будет состоять в звонках, отправках мейлов и прочих нехитрых действиях. Если же вы ведете осознанную жизнь - имеете свой бизнес, являетесь фрилансером, строите свой бренд, постоянно ведете какие-то проекты, да хотя бы просто время от времени меняете работу - ваша база контактов сослужит вам неоценимую службу. И тут есть несколько направлений:
Клиентская база компанииНа эту тему пишут толстые книги, поэтому в этой статье я лишь обозначу некоторые направления. Причем чем серьезнее вы ведете базу, тем больше таких возможностей у вас будет. А для этого - разработайте простые регламенты и сделайте так, чтобы сотрудники их соблюдали и базу действительно качественно вели. Дайте им понять, что в первую очередь это надо им самим. Главное - сделать работу в системе простой и незатратной по времени, иначе получается ведение базы ради нее самой - конечно. это вызывает сопротивление. Если у вас есть единая база клиентов, то вы можете рассылать им свои предложения и новинки. Мне всегда казалось, что это очевидно. Однако буквально на днях столкнулся с компанией, имеющей около 1500 клиентов, где вся база - папки с бумажными заявками. Мы совместно с ними придумали новый продукт, но когда речь дошла до того, как донести его до клиентов - меня постигло разочарование: автоматически разослать им мейл было невозможно. Вот сейчас срочно заносят всех клиентов в компьютер. Вы можете прозванивать клиентов, проводить разные опросы, тестировать на них свои идеи по поводу новинок (пока не вложили в их создание большие деньги), оценивать удовлетворенность клиентов, да мало ли что еще... Начальник отдела продаж может анализировать клиентскую базу в самых разных разрезах и принимать управленческие решения: обоснованные, а не только интуитивные. *** Итак, осознанное управление контактами позволит превратить их в ваш ценнейший капитал, и постоянно наращивать его. Надеюсь, теперь вам удастся добиться большего в этом направлении. *** Высказать автору свои восторги, сомнения и критику вы можете, написав на адрес: [email protected]. Успехов! Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=006466
|