Корпоративный шантажАлександр Бастрыкин - о новых способах рейдерства и том, как надо изменить закон Наталья Козлова Источник: Российская Бизнес-газета В Генпрокуратуре прошло очень важное координационное совещание, посвященное борьбе с коррупцией. На нем с большим докладом о проблеме рейдерства выступил председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Специально для "РБГ" он рассказал, почему так тяжело расследуются дела о захвате имущества физических и юридических лиц.
- Александр Иванович, как, по-вашему, возможно ли в нашей стране рейдерство без помощи милиционеров, чиновников, судей? - Практика расследования таких дел показывает, что почти во всех случаях помощь рейдерам оказывают чиновники органов госвласти и местного самоуправления. По многим уголовным делам следователи видят по сути своей неправосудные судебные решения, в которых право собственности на захваченное имущество признается за рейдерами. Нередко сотрудники правоохранительных органов тоже оказывают "помощь" захватчикам - изымают носители информации с реестрами акционеров, а в них потом вносят изменения. В помощь рейдерам возбуждаются заказные уголовные дела. Не гнушаются участием в рейдерских захватах и представители выборных органов. Они инициируют депутатские запросы, искажают освещение событий в СМИ, выполняют другие заказы рейдеров. - Какая ответственность прописана в законе за начальственную помощь рейдерам? - К сожалению, вопрос о привлечении к ответственности чиновников ставится не всегда. Захваченное имущество, как правило, в итоге легализуется. Делается это множеством сделок по его отчуждению. Причем те, кто вроде бы участвует в такого рода сделаках, - настоящие фантомы. Обычно это фиктивные юридические лица или компании, зарегистрированные в офшорах, а получить информацию нам очень сложно. При этом следователь, по сути, не имеет реальной возможности пресечь такие сделки. А еще есть статья 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Она не позволяет наложить арест на имущество при отсутствии подозреваемых и обвиняемых, даже если будет установлено, что оно получено в результате преступления. Вот и получается, что после многочисленных махинаций имущество переходит в собственность уже добросовестных приобретателей и вернуть его истинным владельцам очень сложно. - Выходит, что ныне действующее законодательство бессильно перед рейдерам? - Скажу больше - опасные способы рейдерских захватов имущества в настоящее время вообще не подпадают под уголовно-правовые запреты. Судите сами: нет ответственности регистраторов за внесение заведомо ложных сведений в реестр участников юридических лиц. Поэтому привлечь их к уголовной ответственности при недоказанности сговора с рейдерами практически невозможно. Фактически ни одной из статей УК не предусмотрены и действия, которые в кругу рейдеров получили название "корпоративный шантаж" или "гринмэйл". - Что это такое и как выглядит подобный шантаж? - Рейдер покупает небольшой пакет акций или доли в хозяйствующем субъекте. Потом под видом защиты своих прав дестабилизирует работу фирмы, обращаясь с надуманными заявлениями в правоохранительные и контрольные органы. Одновременно рейдер идет в суд и требует наложить арест на имущество. Цель жалоб и исков - вынудить компанию выкупить у него акции или доли по цене в десятки, а то и в сотни раз, превышающей их рыночную стоимость. - Схемы рейдерства меняются? - Они постоянно совершенствуются. Рейдеры идут на все. Главным следственным управлением направлены в суд уголовные дела по обвинению членов преступного сообщества под руководством Барсукова (Кумарина). Эта группировка известна как "тамбовская". Она захватила крупные фирмы Санкт-Петербурга, пыталась завладеть масштабными предприятиями. Захваты были жестокими, рейдеры шли даже на убийства и похищения людей. - Что же делать в такой ситуации, когда сегодняшнее законодательство фактически бессильно перед рейдерами? - Выход один - вносить поправки в действующие законы. И такие поправки мы уже разрабатываем. - Расскажите про ваши предложения подробнее. - Мы предлагаем ввести в УК специальную статью, предусматривающую ответственность за рейдерство либо включить его в качестве самостоятельного квалифицирующего признака в составы некоторых преступлений. - Каких конкретно? - Это мошенничество, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, подделка или изготовление поддельных документов. Считаю, нужно установить уголовную ответственность государственных и частных регистраторов за незаконное внесение изменений в реестр участников юридического лица и проведение регистрации по заведомо подложным правоустанавливающим документам. Обязательно надо предусмотреть уголовную ответственность за злоупотребление правами собственника акций или долей в уставном капитале хозяйствующего субъекта, в том числе в целях рейдерского захвата. - И кто будет всем этим заниматься? - Все вышеперечисленные преступления надо отнести к подследственности Следственного комитета при прокуратуре РФ. И вот почему. Очень распространено участие в таких преступлениях должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. А еще потому, что при расследовании таких дел возникают немалые сложности. - Вы сами сказали, и это не секрет, что почти все рейдерские захваты узаконены последующими решениями судов. Что же делать? - Считаю, что необходимо дополнить процессуальное законодательство положениями, предусматривающими право прокурора обратиться в кассационную или надзорную инстанцию арбитражного суда или суда общей юрисдикции с представлением об отмене неправосудного решения, которое препятствует предъявлению обвинения, вынесению обвинительного приговора или иному решению уголовного дела по существу. - А как поступать с фактически украденным заводом или фирмой, ведь сегодня их нельзя тронуть, если захватчик - не фигурант уголовного дела или он вообще неизвестен? - Очень важно предусмотреть процедуру наложения ареста на недвижимое имущество, явившееся предметом преступления, безотносительно установления лица, причастного к совершению деяния. - Какие еще изменения в законодательство нужны? - Надо отнести сведения, содержащиеся в реестре акционеров, к охраняемой законом тайне. Это сделает возможным изъятие носителя данной информации только на основании судебного решения. Кроме того, мы поддерживаем некоторые предложения, инициированные другими правоохранительными ведомствами. В частности, предложение об усилении прокурорского надзора за оперативно-разыскной и процессуальной деятельностью по выявлению, пресечению преступлений данной категории. Не менее эффективной представляется профилактика данного вида преступлений посредством общенадзорной деятельности, в том числе при проведении проверок соблюдения законодательства о бюджете, приватизации, корпоративном управлении государственными, муниципальными учреждениями и предприятиями, а также обществами с долей участия в них государства. Заслуживает внимания и предложение о направлении в региональные следственные подразделения различных ведомств обзоры следственной и судебной практики по таким уголовным делам. - Расследование дел по рейдерам - пока в основном прерогатива милиции. А каким образом подобные дела попадают к вам? - Мы расследуем дела по рейдерству лишь по поручению прокуроров в тех случаях, когда субъектом преступления является лицо с особым правовым статусом. А еще когда факты рейдерства выявляются в ходе расследования других преступлений. Поэтому количество таких дел у нас относительно невелико. - Если не секрет, то сколько? - С момента образования Следственного комитета в производстве наших следователей было 79 уголовных дел. Из них 12 уже в суде, 59 - в производстве, из которых 29 дел - в Главном следственном управлении. Должен подчеркнуть: это дела повышенной сложности. Ведь в разработке технологий захвата участвуют структуры, которые обладают штатом высококвалифицированных юристов. Весомые суммы выделяют организаторы захвата на подкуп чиновников. - Вы выступаете за общий подход ведомств к расследованию таких преступлений? - Для формирования единообразной правоприменительной практики необходимо разработать ряд межведомственных подзаконных нормативных актов. Нужны совместные методические рекомендации по расследованию этих преступлений. Анализ разработанных различными ведомствами предложений о совершенствовании законодательства и конкретных законопроектов говорит пока только об одном - об отсутствии согласованной позиции в сфере противодействия рейдерству. Полагаю, что для решения этой проблемы необходимо создание межведомственной рабочей группы. Поясню: речь идёт не о какой-то новой структуре, а о совместной работе специалистов из различных заинтересованных ведомств и обмене опытом работы в рамках этой группы. Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=007350
|