Императивы трансформации международных стандартов финансового мониторинга М.В. Каратаев, ОАО «Банк ВТБ» Источник: Методический журнал "Bнутренний контроль в кредитной организации" Статья, посвященная комплексному рассмотрению новой редакции Сорока рекомендаций ФАТФ, призвана помочь кредитным организациям сформировать основы методологии внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в условиях изменившихся требований международных стандартов финансового мониторинга.
М.В. Каратаев, ОАО «Банк ВТБ», управление мониторинга банковских операций, главный специалист отдела методологии и развития Одной из основных парадигм развития социально-экономических отношений современного общества является концепция цикличности и (или) спиралевидности характера такого развития. Природа и масштабы циклов могут быть различны, как различны и сами формы социального взаимодействия и экономического сотрудничества, но в их основе всегда лежит единый принцип повторения этапов становления, развития и пересмотра базовых концепций и доктрин какой-либо предметной области. Цикл развития международной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма исторически тесно связан с этапами становления и развития Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ), которая является в настоящее время межправительственным органом, разрабатывающим и продвигающим глобальные стандарты в области борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и иной незаконной финансовой деятельностью. В рамках встречи, состоявшейся в Вашингтоне 20 апреля 2012 г., министры и уполномоченные представители государств — членов ФАТФ продлили мандат ФАТФ на период до 2020 г., вновь подтвердив приверженность целям ФАТФ в разработке политики и содействии эффективному осуществлению правовых, нормативных и оперативных мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также с новыми угрозами целостности международной финансовой системы. Участники встречи приветствовали принятие в феврале 2012 г. новой редакции Рекомендаций ФАТФ, поддержав их в качестве международного стандарта, и призвали все страны в полной мере осуществить необходимые меры в соответствии с данным документом1. Указанная встреча, посути, является точкой отсчета очередного цикла развития международной системы ПОД/ФТ, операционным воплощением которого станет «четвертый тур взаимных оценок», а методологией — утвержденная в феврале 2012 г. новая редакция Рекомендаций ФАТФ, которые не только значительно расширяют круг регулируемых вопросов и сферу компетенции института, но и вводят новые параметры и стандарты международной системы ПОД/ФТ. Таким образом, в ближайшем будущем странам (в лице подразделений финансовой разведки и других государственных органов), а также частному сектору (в первую очередь в лице кредитных организаций) предстоит провести дополнительную работу по теоретическому осмыслению и методологической обработке Рекомендаций ФАТФ с учетом национального законодательства и особенностей регулирования различных сфер деятельности, с одной стороны, а также географии присутствия бизнеса, корпоративных целей и задач — с другой. Эволюция международных стандартов в области ПОД/ФТВ июле 1989 г. на совещании глав государств и правительств «Группы семи» в Париже было принято решение о создании специального органа для оценки текущих результатов сотрудничества с целью предотвращения использования банковской системы и финансовых учреждений для отмывания денег и рассмотрения возможности принятия дополнительных превентивных мер в данной области. Новая структура, получившая название Financial Action Task Force (FATF), вскоре превратилась в универсальный международный центр урегулирования вопросов в области ПОД/ФТ и общепризнанного разработчика всеобъемлющих международных стандартов в этой сфере. В частности, в резолюции Совета Безопасности ООН 1617 (2005), которая имеет обязательный характер для всех государств — членов ООН, содержится настоятельный призыв выполнять требования Рекомендаций ФАТФ. Первоначальный мандат ФАТФ предусматривал подготовку к апрелю 1990 г. доклада о состоянии международного сотрудничества в сфере предупреждения преступного использования банковской системы и финансовых учреждений и разработку комплекса превентивных мер в этой области, которые нашли отражение в Сорока рекомендациях. Таким образом, первая редакция Сорока рекомендаций ФАТФ была разработана в 1990 г. в рамках мандата по предупреждению преступного использования финансовой системы лицами, отмывающими доходы, полученные от незаконной торговли наркотическими средствами и психотропными веществами. В 1996 г. Рекомендации были пересмотрены, чтобы отразить развивающиеся тренды и способы отмывания денег, а также включить в сферу их действия доходы, получаемые от других видов преступной деятельности. В октябре 2001 г. мандат ФАТФ был распространен на проблемы предотвращения финансирования террористических актов и террористических организаций, что послужило основанием для разработки Восьми (позднее расширены до Девяти) специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, а 14 мая 2004 г. на конференции на министерском уровне была принята новая редакция Сорока рекомендаций ФАТФ и принято решение о продлении мандата ФАТФ еще на 8 лет (2005–2012 гг.). В феврале 2012 г. была утверждена новая редакция Рекомендаций ФАТФ, которая включает, помимо прочего, вопросы противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и отмыванию коррупционных доходов. Новая редакция Рекомендаций ФАТФ, сохраняя преемственность базовых положений предыдущих версий, направлена главным образом на их детализацию и расширение сферы действия, устанавливая комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует принять для формирования эффективного режима ПОД/ФТ. В связи с особой важностью предотвращения распространения оружия массового уничтожения новая редакция рекомендаций ФАТФ, включающая 40 рекомендаций вместо 40+9, имевшихся ранее, носит название «Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». При этом ФАТФ концентрирует основные усилия в области ПОД/ФТ на следующих ключевых направлениях:
Обобщенная структура Сорока рекомендаций ФАТФ в редакции 2012 г. представлена в таблице. Таблица
Неотъемлемой частью Рекомендаций ФАТФ является введение, в котором содержится информация об одобрении ведущими мировыми державами генерального курса ФАТФ и их приверженности целям и задачам организации, пояснительные примечания, содержащие расширительные комментарии по порядку реализации и уточнению каждой из сорока рекомендаций, примечание по правовой основе требований к финансовым учреждениям и УНФПП, таблица сокращений и список инструктивных документов ФАТФ. Главным инструментом оперативного контроля ФАТФ на период до 2020 г. остается проведение взаимных оценок стран-участниц. При этом большое значение уделяется выявлению государств (территорий), которые не выполняют рекомендации ФАТФ или имеют существенные недостатки в их имплементации и соответственно представляют для мировой экономики и глобальной безопасности высокий риск, связанный с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Россия, являясь членом ФАТФ, Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (далее — МАНИВЭЛ) и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее — ЕАГ), прошла последний раунд взаимных оценок соответствия национальной системы ПОД/ФТ международным стандартам в 2007-2008 гг., которые проводились совместно ФАТФ, МАНИВЭЛ и ЕАГ и были приняты как второй отчет взаимной оценки на Пленарных заседаниях ФАТФ в июне 2008 г., МАНИВЭЛ — в июле 2008 г., ЕАГ — в июле 2008 г. По предварительным данным, следующий раунд взаимной оценки России в рамках четвертого этапа запланирован на 2014–2015 гг. Таким образом, в течение ближайших 2–3 лет государственным органам и частному сектору предстоит принять меры по повышению эффективности существующего режима ПОД/ФТ и имплементации в национальную правовую конструкцию и архитектуру корпоративного управления положений новой версии международных стандартов. Так как кредитные организации по-прежнему остаются основным субъектом первичного финансового мониторинга, предоставляя до 95% всей информации, получаемой Росфинмониторингом в рамках исполнения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), основной груз ответственности реализации новых мировых стандартов финансового мониторинга в частном секторе будет возложен именно на банковский сектор. В соответствии с целями и задачами настоящей статьи рассмотрим в практической плоскости вопросы имплементации новой редакции международных стандартов во внутренние нормативные акты российских кредитных организаций. Детерминанты развития системы финансового мониторинга в кредитных организацияхАнализ обновленной версии международных стандартов финансового мониторинга позволяет выделить следующие ключевые точки повышения эффективности процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, применяемого российскими банками. 1. Подотчетность высшему руководству. В соответствии с п. 3 пояснительного примечания к Рекомендации № 18 «Внутренний контроль, зарубежные филиалы и дочерние предприятия» механизмы управления комплаенс-контролем должны включать назначение комплаенс-сотрудника на управленческом уровне. Поскольку Рекомендации ФАТФ представляют собой глобальные стандарты по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и иной незаконной финансовой деятельностью, они устанавливают комплексную и последовательную структуру мер, которые следует принять странам для эффективного противодействия указанным явлениям. В этой связи дальнейшей детализации вопроса о внутрикорпоративном распределении ответственности в рамках процедур финансового мониторинга в кредитных организациях в Рекомендациях ФАТФ не содержится. В то же время критический анализ ранее изданных международных документов (в частности, документов Базельского комитета по банковскому надзору, опубликованных 13.04.2005 — Compliance and the Compliance Function in Banks) и обобщение лучшей международной практики (Вольфсбергские принципы от 30.10.2000, которые представляют собой совместное решение 11 крупнейших частных банков в области лучшей практики корпоративных стандартов ПОД/ФТ) позволяют рассматривать данный тезис Рекомендаций ФАТФ как необходимость установления прямого подчинения ответственного сотрудника по ПОД/ФТ1 непосредственно руководителю кредитной организации. Таким образом, опыт ведущих мировых банков показывает, что вопросы общей организации системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и системы управления риском вовлечения банка в указанные процессы рекомендуется отнести к исключительной компетенции руководителя кредитной организации. При этом залогом эффективности функционирования такой системы является независимость данного направления от других направлений деятельности банка, а также его обеспеченность необходимыми ресурсами (финансовыми, кадровыми, информационными и др.). Пассивность высших органов управления кредитных организаций в решении вопросов управления риском вовлечения в процессы отмывания денег и финансирования терроризма уже отмечалась нами как одна из причин невысокой эффективности процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ многих российских банков. В этой связи отмеченный в Рекомендациях ФАТФ 2012 г. вопрос повышения статуса ответственного сотрудника по ПОД/ФТ в кредитной организации является, бесспорно, весьма актуальным для большинства российских банков, а его решение позволит не только повысить эффективность предпринимаемых мер управления риском вовлечения банков в процессы отмывания денег и финансирования терроризма, но и выйти на качественно новый уровень внутрикорпоративного контроля и управления. 2. Комплексность корпоративных систем внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. В соответствии с положениями Рекомендации ФАТФ № 18 «Внутренний контроль, зарубежные филиалы и дочерние предприятия» финансовые группы обязаны применять групповые программы ПОД/ФТ, включая политики и процедуры по обмену информацией внутри группы для целей ПОД/ФТ. Кроме того, финансовые учреждения обязаны обеспечить применение их зарубежными филиалами и дочерними компаниями с контролирующим участием финансовой группы в соответствии с требованиями страны расположения по применению Рекомендаций ФАТФ через групповые программы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В соответствии с п. 3 пояснительного примечания к Рекомендации № 18 программы финансовых учреждений в целях ПОД/ФТ должны включать:
Кроме того, в соответствии с пояснениями ФАТФ указанные программы должны также предусматривать меры и процедуры обмена информацией, необходимой в целях реализации принципа «Знай своего клиента» и управления оценками рисков отмывания денег и финансирования терроризма. ФАТФ для повышения эффективности внутрикорпоративного режима ПОД/ФТ рекомендует кредитным организациям разработать механизм, в рамках которого филиалы и дочерние компании будут предоставлять вышестоящим подразделениям комплаенса, аудита и (или) ПОД/ФТ необходимую информацию о клиентах, счетах и транзакциях. При этом ФАТФ особо отмечает необходимость обеспечения наличия надлежащих средств защиты конфиденциальности и целевого характера использования предоставляемой информации. Признавая принцип правового суверенитета независимых государств, ФАТФ говорит о том, что, если в случае применения единых корпоративных стандартов ПОД/ФТ кредитная организация сталкивается с ситуацией, когда минимальные требования по ПОД/ФТ принимающей страны менее строги, чем требования страны базирования материнской компании, финансовые учреждения обязаны обеспечить, чтобы их филиалы и дочерние предприятия с контролирующим участием в принимающих странах применяли требования материнской страны в той степени, которую позволяют законы и правила принимающей страны. При этом если страна местонахождения компании не разрешает надлежащую реализацию указанных мер, финансовые группы должны применять соответствующие дополнительные меры для управления рисками отмывания денег и финансирования терроризма и информировать надзорные органы своей страны. В свою очередь, если компетентные органы страны базирования головной организации считают применяемые кредитной организацией дополнительные меры внутрикорпоративного контроля в целях ПОД/ФТ недостаточными, ФАТФ обязует их предпринять дополнительные меры надзорного реагирования, в том числе через введение дополнительного контроля над финансовой группой, включая, если нужно, требования к финансовой группе прекратить свои операции в этой принимающей стране. В настояще время указанные требования ФАТФ частично реализованы в России через нормы ст. 2 Закона № 115-ФЗ, согласно которой действие данного закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации банков, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их местонахождения. В то же время указанная норма не содержит требований к кредитным организациям обеспечивать применение усиленных мер внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в случае невозможности реализации отдельными организациями группы единых корпоративных стандартов финансового мониторинга и обязанности компетентных государственных органов оценивать необходимость применения дополнительных мер надзорного реагирования для снижения рисков использования национальной банковской системы в процессах легализации преступных доходов или финансирования терроризма. В настоящее время крупнейшие российские банки, имеющие дочерние и (или) зависимые структуры за рубежом, в целом завершили формирование системы корпоративного внутреннего контроля в рамках соответствующей группы финансовых организаций. При этом данные структуры по своему функционалу, как правило, ограничиваются «классическим» вариантом внутреннего контроля, в котором вопросы ПОД/ФТ не представлены в полной мере, а лишь представляют собой одну из сфер внутрикорпоративного самоконтроля. С учетом планов крупнейших российских банков по экспансии на финансовые рынки иностранных государств и проекта Правительства РФ по созданию в г. Москве международного финансового центра значение требований Рекомендации № 18 ФАТФ для российских банков и регуляторов в среднесрочной перспективе будет расти в экспоненциальной зависимости. 3. Применение риск-ориентированного подхода. Анализ обновленной версии Рекомендаций ФАТФ редакции 2012 г. позволяет выделить следующие основные направления. 3.1. В соответствии с Рекомендацией ФАТФ № 19 «Страны с более высоким риском» финансовые учреждения на национальном уровне должны быть обязаны применять расширенные меры надлежащей проверки к деловым отношениям и сделкам с физическими и юридическими лицами (включая финансовые учреждения) из стран, которые не выполняют рекомендации ФАТФ или имеют существенные недостатки в их имплементации. При этом в качестве примеров возможных действий, необходимых к применению для сокращения рисков в указанных случаях, ФАТФ приводит следующие:
3.2. В соответствии с методологией ФАТФ, подтверждая факт существования/отсутствия риска вовлечения в процессы легализации преступных доходов и (или) финансирования терроризма, финансовые учреждения должны осуществлять мероприятия по выявлению и оценке рисков по следующим группам:
При этом в соответствии с Рекомендацией ФАТФ № 10 «Надлежащая проверка клиентов» в целях определения уровня риска финансовым учреждениям следует использовать следующие меры по надлежащей проверке клиентов (далее — НПК):
Весьма важным, но практически не осуществимым в рамках современного российского законодательства является утверждение обновленной Рекомендации ФАТФ № 10, согласно которой в случаях, когда финансовое учреждение не может выполнить требования НПК с учетом соответствующей корректировки степени этих мер в соответствии с основанным на оценке риска подходе, оно обязано не открывать счет, не вступать в деловые отношения и не осуществлять сделку с потенциальным клиентом или прекратить деловые отношения с уже состоящим на обслуживании лицом. В соответствии с пояснительным примечанием к Рекомендации № 10 согласно принятому трехуровневому алгоритму оценки среди факторов высокого риска можно выделить следующие: 1) факторы риска, связанные с клиентом:
2) страновые или географические факторы риска:
3) факторы риска, связанные с продуктами, услугами, транзакциями или каналами поставки:
Таким образом, в рамках новой редакции Сорока рекомендаций ФАТФ для целей управления риском вовлечения в процессы отмывания денег и финансирования терроризма финансовым учреждениям рекомендовано изучать основания и цели всех сложных, особо крупных и необычных операций. В то же время ФАТФ в рамках пояснений к обновленной версии международных стандартов ПОД/ФТ выделяет и обстоятельства, в которых риск отмывания денег или финансирования терроризма может быть ниже. В таких обстоятельствах (и при условии, что финансовым учреждением был проведен должный анализ риска) финансовым учреждениям может быть разрешено применять упрощенные меры НПК. Приведем следующие примеры ситуаций потенциально низкого риска: 1) факторы риска, связанные с клиентом:
2) страновые факторы риска:
3) факторы риска, связанные с продуктами, услугами, транзакциями или каналами поставки:
При наличии факторов, понижающих уровень риска вовлечения финансового учреждения в процессы отмывания денег или финансирования терроризма, ФАТФ допускает применение последним упрощенных мер НПК, которые тем не менее должны быть соизмеримы с факторами более низкого риска (например, упрощенные меры могут применяться только в отношении принятия клиента на обслуживание или отдельных аспектов периодического контроля, но контроль при этом полностью исключаться не должен). Примерные возможные действия финансового учреждения в данном случае могут включать:
Помимо указанных обстоятельств высокого и низкого риска, важное практическое значение имеет впервые введенное ФАТФ понятие переменного риска. При оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма, связанных с типами клиентов, странами или географическими областями, а также определенными продуктами, услугами, транзакциями или каналами их поставки, ФАТФ настоятельно рекомендует финансовым учреждениям принимать во внимание переменные факторы риска, связанные с указанными рисковыми категориями. Указанные переменные факторы, по отдельности или в совокупности, могут повысить или снизить потенциальный риск, оказав таким образом влияние на определение финансовым учреждением необходимого уровня мер НПК. Примеры таких переменных факторов включают:
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что принятая в феврале 2012 г. обновленная версия Сорока рекомендаций ФАТФ, представляя собой свод международных стандартов в области ПОД/ФТ, рассчитана на последовательное и поэтапное внедрение ее положений всеми странами и хозяйствующими субъектами. Не устанавливая странам и представителям частного сектора сроков внедрения новых подходов в области финансового мониторинга, ФАТФ тем не менее призывает страны, перешедшие на новый уровень отношений в данной сфере, применять особые режимы работы с резидентами стран и компаниями, не внедрившими соответствующих стандартов. В этой связи кредитные организации, участвующие в международном сотрудничестве, становятся объектами контроля со стороны не только российских финансовых властей, но и иностранных банков-корреспондентов, зарубежных финансовых разведок, наднациональных организаций и объединений. Указанные обстоятельства предопределяют набор дополнительных критериев оценки их деятельности, среди которых важное место занимает оценка деловой репутации как залога стабильности и надежности банка, гаранта защиты интересов кредиторов и вкладчиков, что заставляет кредитные организации по-новому взглянуть на действующие программы и порядки в сфере ПОД/ФТ. Приводятся извлечения из статьи. Полную версию материала читайте в журнале. Отвечая на глобальные вызовы и угрозы, «Группа восьми» последовательно распространяет действие мандата ФАТФ на широкий круг вопросов, связанных с созданием и воспроизводством материальной базы организованной преступности и терроризма. В феврале 2012 г. была утверждена новая редакция Рекомендаций ФАТФ, которая включает, помимо прочего, вопросы противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и отмыванию коррупционных доходов. Характерной чертой развития международных стандартов в сфере ПОД/ФТ является внедрение комплексного подхода к оценке рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Согласно п. 3 пояснительного примечания к Рекомендации ФАТФ № 18 «Внутренний контроль, зарубежные филиалы и дочерние предприятия» механизмы управления комплаенс-контролем должны включать назначение комплаенссотрудника на управленческом уровне. Согласно Рекомендации ФАТФ № 18 «Внутренний контроль, зарубежные филиалы и дочерние предприятия» финансовые группы обязаны применять групповые программы ПОД/ФТ, включая политики и процедуры по обмену информацией внутри группы для целей ПОД/ФТ. В Рекомендации ФАТФ № 19 «Страны с более высоким риском» говорится, что финансовые учреждения обязаны применять расширенные меры надлежащей проверки к деловым отношениям с клиентами из стран, которые не выполняют рекомендации ФАТФ или имеют существенные недостатки в их имплементации. Указывая на необходимость применения финансовыми учреждениями мер по надлежащей проверке клиентов, ФАТФ говорит о целесообразности адресного подхода к их использованию в зависимости от уровня риска каждого отдельного клиента, который определяется с помощью основанного на оценке рисков подхода. При наличии факторов, понижающих уровень риска вовлечения финансового учреждения в процессы отмывания денег или финансирования терроризма, ФАТФ допускает применение последним упрощенных мер по надлежащей проверке клиента, которые тем не менее должны быть соизмеримы с факторами более низкого риска. Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010803
|