Управленческую отчетность можно сделать более информативнойИсточник: Журнал "Финансовый директор" Очень часто компании считают отчетность, формируемую по международным финансовым стандартам, самой эффективной с точки зрения управления бизнесом. При этом национальная отчетность в развитых западных странах ничуть не уступает ей с точки зрения наглядности. Достаточно изучить правила ее составления и применить заинтересовавшие показатели, аналитические признаки и группировки в своей управленческой отчетности. В этом убедились в российской группе компаний «Альфа».
ГК «Альфа»* занимается поставками сырья для хлебопекарной и кондитерской промышленности, а также выпускает продукцию под собственным товарным знаком. В состав группы входят несколько территориально распределенных юридических лиц – дочерних предприятий (производство и сбыт). У каждого своя бухгалтерия. Головная структура владеет 90 и более процентами в уставных капиталах «дочек» и выполняет функции единого управляющего центра. Российская группа, в свою очередь, интегрирована в международный холдинг со штаб-квартирой в Германии. И хотя «Альфа» составляла отчетность по немецким стандартам директивно, российские компании также могут извлечь из этого подхода немалую пользу, применяя его в управленческих целях. БалансСтруктура баланса построена, исходя из принципа владения (в табл. 1 приведена форма отчета, адаптированная компанией «Альфа»). Согласно ей, долги классифицируются не по возвратности, а по природе происхождения. В пассиве задолженность рассматривается в следующих разрезах: перед поставщиками, учредителями, другими компаниями холдинга, персоналом, по платежам в бюджет группы. таблица 1. Адаптированная структура баланса*
* Таблица приведена с некоторыми сокращениями. В активе авансы, выданные поставщикам, распределяют по целевому назначению и показывают в соответствующих разделах. Например, на приобретение нематериальных активов (НМА) и основных средств – в разделе «Внеоборотные активы», на закупку сырья и материалов – в разделе «Оборотные активы», подраздел «Запасы». Такая группировка наглядно демонстрирует структуру вложений и позволяет компании оценить величину и динамику своих будущих активов. Данный подход, вероятно, будет удобен российским компаниям из сферы высоких технологий, занимающихся научными разработками, а также организациям, ведущим долгосрочные инвестиционные проекты. Торговые компании также могут его использовать, поскольку выделение авансов поставщикам позволяет с большей точностью планировать товарооборот. В пассиве баланса особого внимания заслуживают два больших раздела – «Собственный капитал» и «Кредиторская задолженность». Структура первого в основном схожа с привычной для отечественных бухгалтеров формой, за исключением специальных статей, предназначенных для отражения прибыли, полученной при переоценке определенных активов, но не облагаемой налогом и поэтому не включаемой в отчет о прибылях и убытках. Цель такой подачи данных – показать, что часть прибыли не отражается в текущем периоде, а возникает, к примеру, в связи с ростом рыночной стоимости активов. Это может быть рост биржевых котировок ценных бумаг, находящихся во владении организации, или переоценка имущества. Поскольку национальным законодательством Германии компаниям предписано вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций, делается это при помощи специальных статей (аналогично тем, что содержатся в российском ПБУ 18/02). «Кредиторская задолженность» сформирована также по принципу владения – в ней приводятся особые статьи для налоговых целей (аналогично российским отложенным налоговым обязательствам, но подробнее, поскольку в Германии сильна фискальная функция учета); начисления (указывается задолженность по всем видам налогов и взносов с фонда оплаты труда); кредиторская задолженность (с постатейной расшифровкой ее видов – перед покупателями, поставщиками, учредителями, другими компаниями холдинга). Стоит отметить, что немецкие финансисты предпочитают осторожную оценку в отношении как активов, так и обязательств. Первые оцениваются по наименьшей из возможных стоимостей, а вторые – по наибольшей. И еще: стандарты Германии (Торговый кодекс), в отличие от МСФО, предписывают после переоценки признавать нереализованные убытки, но не доходы. Составление баланса в адаптированной форме помогает подготовить прогнозные баланс и отчет о прибылях и убытках на следующий отчетный период. К примеру, сначала анализируются выданные авансы, чтобы оценить изменения по строкам «Нематериальные активы, «Основные средства», «Запасы», «Дебиторская задолженность». Затем методом начисления в отчете о прибылях и убытках отражаются прогнозные величины выручки и себестоимости реализованных товаров, амортизация и значения по другим статьям расходов, авансы по которым показываются обособленно. Для расчета показателей ликвидности достаточно к текущим активам прибавить авансы по приобретаемым основным средствам и нематериальным активам. С определением текущих обязательств проблем не возникает вовсе – это не что иное, как значение по строке баланса «Сумма кредиторской задолженности». Показатели оборачиваемости рассчитываются на основании выручки из отчета о прибылях и убытках. Оборачиваемость активов – отношение выручки за период к активу баланса, а дебиторской задолженности – выручки к скорректированной дебиторке (с учетом выданных авансов, отраженных в других разделах актива баланса). Состав дебиторской и кредиторской задолженности детализируется в отдельных отчетах, приложениях к балансу. Информация в этих отчетах структурирована схожим образом – данные по видам дебиторов и кредиторов группируются так же, как и соответствующие статьи в активе и пассиве баланса (например, задолженность покупателей, задолженность между компаниями группы). По каждому разделу информация предоставляется в следующем формате: наименование контрагента, сумма задолженности, срок платежа. Еще один отчет включает детальную расшифровку дебиторской задолженности покупателей и заказчиков свыше определенной суммы (к примеру, более 250 тыс. рублей). В нем указываются обороты покупателей за отчетный период и аналогичный период прошлого года, общая сумма дебиторской задолженности, в том числе текущая и просроченная по срокам образования (до 30 дней, 31–60 дней и т.д.). Если включить в этот отчет несколько последовательных периодов и сравнить полученные результаты, можно выделить наиболее проблемную часть дебиторки, ранжировать клиентов по степени проблемности и разработать индивидуальные меры для ее взыскания. Отчет о прибылях и убыткахОтчет о прибылях и убытках может быть составлен одним из двух способов: полных или функциональных затрат – соответственно, по элементам расходов или по статьям калькуляции. В компании «Альфа» используют первый метод, в отчете достаточно подробно расшифрованы все основные статьи. Кстати, они необычно сгруппированы (см. табл. 2). К примеру, затраты на персонал (оплата труда и выплаты во внебюджетные фонды) выделены в отдельный подраздел «Персональные расходы». По РСБУ эти же затраты относятся на себестоимость (в производстве) или накладные расходы (управление, техническое обслуживание). таблица 2. Отчет о прибылях и убытках (извлечение)
Еще одна особенность – вынесение курсовых разниц в верхнюю часть отчета. Такая группировка удобна компаниям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, поскольку уже на этапе определения валовой прибыли можно сразу же учесть влияние валютных курсов. Часть доходов и расходов, которые в российской практике относят к прочим и учитывают на счете 91, включена в другие статьи. К примеру, изменение валютных курсов в российском учете приводится среди прочих доходов и расходов, а по немецким стандартам должно быть учтено как связанное с основной деятельностью. То же самое касается и затрат на услуги банков, а также убытков от продажи имущества. Подобная группировка позволяет четко рассчитать затраты компании и корректно сформировать финансовый результат от основного вида деятельности. Отдельно в прочие вынесены доходы и расходы от инвестиций. Так, проценты по финансовым вложениям всех видов: предоставленные займы, владение долями других компаний, проценты по долговым ценным бумагам и т.п. – все это прочие доходы. В расходах также проценты, но уже к уплате. Представленные в таком формате показатели позволяют без дополнительного анализа сделать выводы о том, какие факторы повлияли на формирование окончательного финансового результата, а при сравнении аналогичных показателей по периодам – об их динамике и складывающихся тенденциях. В заключение стоит отметить, что практически любая компания может использовать в своей повседневной практике приведенные формы как управленческие, если они отвечают потребностям бизнеса и удобны в использовании менеджментом. Дополнительные материалы к статье можно скачать тут. Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012093
|