ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Налог на прибыль: скрытые резервы


Шпак Андрей
Источник: Журнал "Финансовый директор"

В предыдущем блоге я говорил о том, что у некоторых компаний реальная ставка налога на прибыль составляет 24-27%, а значит, они сильно переплачивают. В каких же областях обычно лежат скрытые резервы?

Большая область – маркетинговые или рекламные расходы.  Здесь одна из основных сложностей возникает в правильной классификации расходов.  Например, нередко расходы, связанные с продвижением товаров, рассматриваются компанией как «прочие рекламные». Вычет по ним  ограничен 1 процентом от выручки, тогда как могут быть основания классифицировать такие расходы как «маркетинговые» или «прочие», вычет которых не ограничивается. Также на практике я нередко встречаюсь с заблуждением, что для обоснования вычета расходов на рекламные материалы необходимо подтверждение их фактического использования чуть ли не в каждой из точек продаж. И если компания не может такого подтверждения обеспечить, то расход нельзя вычитать.  Это, естественно, далеко не так.

Еще одна область резервов – различные корпоративные мероприятия для сотрудников или клиентов, поставщиков компании.  Корпоративы обычно включают в себя не только формально-деловую, но и развлекательную часть и часто проводятся в домах отдыха, конференц-залах при гостиницах, клубах и т.п. местах. Такой формат проведения мероприятия нередко вызывает опасения, что налоговики снимут расходы, посчитав их связанными с личным потреблением сотрудников. Такой вывод чрезмерно консервативен: сотрудники участвуют в корпоративном мероприятии не по собственной воле и не для развлечения, а потому, что этого требует работодатель. Но если правильно оформить документы, как внутренние приказы, так и договоры с подрядчиками, обеспечивающими проведение мероприятия, то компания вправе учесть такие расходы при исчислении налога на прибыль. А если налоговики начнут спорить, то отстоять свою позицию можно будет в суде. Судьи в таких случаях поддерживают компании.

Я назвал только два типовых примера. В реальной жизни виды расходов, вычет которых некоторые мои клиенты считали по той или иной причине необоснованным, но основания для вычета которых, на самом деле, были, очень разнообразны.

Что же делать, если  вы видите, что реальная ставка налога на прибыль у вас высока?  Первое – провести «инвентаризацию».  Для начала я обычно рекомендую составить список из крупнейших 10-15 категорий расходов, не принятых к вычету.

Затем -  посмотреть критическим взглядом на причины, по которым было в свое время принято решение не принимать к вычету эти расходы.  Быть может, с тех пор изменилась судебная практика?  Или появилось выгодные поправки в налоговом законодательстве? Действительно ли для вычета нужны все те документы, которые вы считали необходимыми? Даже если сложно подготовить те или иные бумаги для конкретной категории расходов, быть может, это реально сделать в отношении какой-то их части.

Такую инвентаризацию желательно проводить, как минимум, раз в несколько лет, а лучше – не реже одного раза в год.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012312
Rambler's Top100