20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 04:26:05
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Федеральная архивная служба России ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВНОГО ДЕЛА (ВНИИДАД) Основные правила работы архивов организаций

Одобрены
решением Коллегии Росархива
от 06.02.2002

Введение

Основные правила работы архивов организаций являются нормативно-методическим документом, определяющим их деятельность. Правила основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного дела, синтезируют опыт отечественного архивного дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами.
Право и обязанность создания архивов организаций для временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, отнесенных к государственной собственности, установлены Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993), Положением об Архивном фонде Российской Федерации (1994) и Положением о Федеральной архивной службе России (1998), соответствующими нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Настоящие Правила распространяются на архивы государственных организаций, а также обязательны для всех негосударственных организаций в части обеспечения сохранности, описания, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, отнесенных к государственной собственности.
Архивы организаций, хранящие кинофотофоно- и видеодокументы (аудиовизуальные), научно-технические, картографические, телеметрические документы, руководствуются настоящими Правилами в части организации, планирования, отчетности, методической работы с управленческими документами, хранящимися в архивах; во всех остальных вопросах работа с указанными документами регламентируется соответствующими инструкциями и правилами.
Правила не распространяются на документы, работа с которыми регламентируется Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" и Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" .
Государственные организации, не отнесенные к составу источников комплектования государственных архивов, а также негосударственные организации могут руководствоваться настоящими Правилами при организации и обеспечении работы своих архивов.
К Правилам приложены формы документов, обеспечивающих работу архива.
Основные правила работы архивов организаций подготовлены рабочей группой Росархива и ВНИИДАД в составе: Еремченко В.А. (руководитель группы), Альбрехт Б.В., Банасюкевич В.Д., Гавлин М.Л., Киселев И.Н., Красавин А.С., Ларин M.В., Мещерина Т.А., Привалов В.Ф., Смогло И.А, Сокова А.Н., Солобай Н.М., Степанова Л.А.

Оглавление

  1. Общие положения
    1.1. Понятие архива организации
    1.2. Виды архивов  
    1.3. Основные задачи и функции архива
    1.4. Права архива
    1.5. Ответственность архива
  2. Экспертиза ценности документов
    2.1. Нормативно-методические основы экспертизы ценности документов
    2.2. Организация проведения экспертизы ценности документов
    2.3. Порядок проведения экспертизы ценности документов
    2.4. Оформление результатов экспертизы ценности документов
  3. Комплектование архива
    3.1. Комплектование архива организации
    3.2. Источники комплектования архива
    3.3. Состав документов, подлежащих передаче в архив
    3.4. Номенклатура дел
    3.5. Порядок формирования дел в организации
    3.6. Требования к оформлению дел, принимаемых в архив
    3.7. Составление и оформление описей дел
  4. Обеспечение сохранности документов архива
    4.1. Система мер обеспечения сохранности документов
    4.2. Требования к зданиям и помещениям архива
    4.3. Режимы хранения документов
    4.4. Размещение документов в хранилище
    4.5. Порядок выдачи дел из хранилищ
    4.6. Обеспечение физико-химической сохранности документов
    4.7. Проверка наличия и состояния документов
    4.8. Особо ценные и уникальные документы архива
    4.9. Страховой фонд и фонд пользования
  5. Организация документов в архиве
    5.1. Документальный и архивный фонд организации
    5.2. Определение фондовой принадлежности архивных документов и
    образование архивного фонда
    5.3. Хронологические границы архивного фонда*
    5.4. Организация документов в пределах архивного фонда
  6. Учет документов в архиве
    6.1. Общие требования к учету документов
    6.2. Единицы учета
    6.3. Система учетных документов архива
    6.4. Порядок ведения основных учетных документов
    6.5. Учет дел и документов, находящихся на депозитарном хранении
    6.6. Ведение учетных баз данных
  7. Научно-справочный аппарат к документам архива
  8. Использование документов архива
  9. Порядок передачи документов архива на постоянное хранение
  10. Организация работы архива


      9. Порядок передачи документов архива на постоянное хранение


      9.1. Документы Архивного фонда Российской Федерации, временно находящиеся на хранении в архиве организации, передаются на постоянное хранение.

      9.2. Архив организации передает на постоянное хранение документы в государственный (муниципальный) архив, для которого данная организация -фондообразователь является источником комплектования.

      9.3. Документы передаются на постоянное хранение в государственный архив в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные и уникальные документы.

      9.4. Устанавливаются следующие предельные сроки временного хранения архивных документов в организациях:

      архивные документы федеральных органов государственной власти, атакже архивные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти и прокуратур республик, отраслевых академий, государственных объединений, учреждений, организаций и предприятий федерального и республиканского подчинения - 15 лет;

      архивные документы органов государственной власти и прокуратур краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, прокуратур, государственных учреждений, организаций и предприятий краевого и областного подчинения, подчинения автономной области и окружного подчинения - 10 лет;

      архивные документы органов местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий городского и районного подчинения, предприятий сельского хозяйства - 5 лет;

      записи актов гражданского состояния, документы по личному составу, записи нотариальных действий и судебные дела, похозяйственные книги - 75 лет;

____________________________________________________________________
      Федеральным законом от 29 апреля 2002 года N 44-ФЗ установлено, что срок временного хранения актов гражданского состояния увеличен с 75 до 100 лет.
____________________________________________________________________      

      архивные документы, образовавшиеся при осуществлении деятельности совместных (с участием государства) предприятий, организаций и объединений смешанных форм собственности, в уставном капитале которых преобладает доля федеральной или государственной собственности, - 10 лет;

      научная, технологическая и патентная документация - 10 лет;

      конструкторская документация - 15 лет;

      проектная документация по капитальному строительству - 25 лет;

      телеметрическая документация - 5 лет;

      кинодокументы, фонодокументы и видеофонограммы - не более 3 лет со времени изготовления;

      фотодокументы - 3 года;

      документы на машинных носителях - 5 лет.

      9.5. В необходимых случаях сроки временного хранения документов могут быть изменены по согласованию с соответствующим органом управления архивным делом или архивным учреждением.

      Досрочная передача документов на постоянное хранение может быть осуществлена при угрозе утраты (уничтожения) документов, а также по просьбе организации на договорной основе.

Продление сроков временного хранения документов допускается в виде исключения в случае необходимости практического использования документа организацией по письменному разрешению государственного архива.

      9.6. Документы постоянного хранения государственной организации, изменившей форму собственности (акционированной, приватизированной), хранятся в негосударственной организации, а затем, по истечении предельных сроков временного хранения в организации (см. п.10.3 ), передаются в государственный архив.

      9.7. При ликвидации организации ее документы подлежат передаче в организацию, являющуюся ее правопреемником.

      9.7.1. При ликвидации организации, являющейся источником комплектования государственного архива, без правопреемника документы постоянного срока хранения и документы по личному составу передаются в архив вышестоящей организации. В случае невозможности передачи документов в вышестоящую организацию по решению комиссии, образованной для передачи дел и имущества (ликвидационной комиссии), согласованному с соответствующим органом управления архивным делом, эти документы передаются в государственный архив.

      9.7.2. Документы по личному составу ликвидированной организации при отсутствии правопреемника и вышестоящей организации передаются на временное хранение в специализированный архив (центр) документов по личному составу, а при его отсутствии - в государственный архив.

      9.7.3. Уничтожение документов с неистекшими сроками временного хранения организаций, ликвидируемых без правопреемника, проводится только по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования и оформляется актом с приложением описи уничтожаемых документов.

      9.7.4. Документы ликвидируемой без правопреемника организации, срок хранения которых на момент ликвидации истек, уничтожаются в порядке, установленном в п.2.4.1 - 2.4.7 настоящих Правил.

      9.7.5. Организацию упорядочения документов ликвидируемой организации, передачи их на хранение или уничтожение осуществляет ликвидационная комиссия, которая может заключить договор на эту работу с организацией (физическим лицом), имеющей соответствующую лицензию, или государственным архивом.

      9.8. Передача документов постоянного хранения в государственный архив, как правило, осуществляется ежегодно в соответствии с планом-графиком, утвержденным руководителями организации и соответствующего архива. В организациях с небольшим объемом ежегодно образующихся документов постоянного хранения по согласованию с государственным архивом допускается передача документов один раз в пять лет.

      Научно-техническая и специальная документация передается, как правило, один раз в пять лет.

      9.9. Документы передаются в государственный архив по утвержденным ЭПК архивного учреждения описям дел.

      При первой передаче документов в государственный архив передается историческая справка на архивный фонд организации. При последующих передачах документов дается дополнение к исторической справке о происшедших изменениях в названии, функциях, структуре, подчиненности организации, составе и состоянии документов.

      Передача дел проводится поединично. На всех экземплярах описи делаются отметки о приеме документов в государственный архив.

      Прием документов на постоянное хранение оформляется актом приема-передачи дел.

      Если при передаче обнаружено расхождение между итоговой записью в описи и фактическим наличием передаваемых дел, в описи делается новая итоговая запись, в которой указываются фактическое наличие и номера отсутствующих дел. Номера отсутствующих дел оговариваются в акте приема-передачи документов на государственное хранение; причины их отсутствия в прилагаемой к акту справке организации.

      Архив организации принимает меры по розыску документов. На отсутствующие документы, меры по розыску которых не дали результатов, составляется акт об утрате документов. Утраченные подлинники документов могут быть заменены их копиями.

      9.10. Перед передачей документов на постоянное хранение совместно с представителем государственного архива проводится проверка правильности научно-технической обработки дел, физического и санитарно-гигиенического состояния документов. При обнаружении дефектов составляется акт, устранение обнаруженных дефектов проводится силами организации.

      9.11. Вместе с документами передаются три экземпляра описи и один экземпляр акта приема-передачи дел.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.094 сек.
Яндекс.Метрика