В параграфе 3 ПВ интерпретации D5 сказано, что «в первый год, когда компания определяет наличие гиперинфляции в экономике страны, валюта которой является ее функциональной валютой, она должна применять МСФО (IAS) 29так, как если бы всегда его применяла». Следовательно, входящий баланс компании, составленный на начало самого раннего годового периода, представленного в финансовой отчетности, должен быть пересчитан за период, начинающийся с даты приобретения активов и возникновения обязательств и заканчивающийся отчетной датой текущего отчетного периода, с целью отражения влияния инфляции.
Допустим, что общий индекс цен в 1990-2002 годах составил 10-15%, а в 2003-2004 годах — 50%. В 2004 году было определено наличие гиперинфляции, и данные финансовой отчетности должны быть пересчитаны за 2002 и 2003 годы, если сравнительная информация представлена за 2 предыдущих года. ПВ интерпретации D5 содержит требование пересчитывать стоимость активов, приобретенных в 1990 году, используя суммарный коэффициент инфляции, основанный на общем индексе цен за все годы, начиная с момента приобретения активов, включая годы, когда наличие гиперинфляции не было определено, как, например, в период 1990-2002г. Признавая концептуальную привлекательность требования полной ретроспективной индексации для отражения полного влияния инфляции в предшествующие годы, хотели бы отметить, что МСФО (IAS) 29 применяется только при наличии очень высокого уровня инфляции (гиперинфляции) и требование, содержащееся в параграфе 8 МСФО (IAS) 29, пересматривать «любую информацию в отношении более ранних периодов, представленную в единицах измерения, действующих на отчетную дату», по нашему мнению, не обязательно понимать как применение общего индекса цен за все годы с момента приобретения активов (в нашем случае 1990-2002 годы), а только за годы, когда высокий уровень инфляции был очевиден.
Ретроспективные инфляционные корректировки вызывают серьезные практические проблемы, особенно в тех случаях, когда организация владеет активами, приобретенными десятилетия назад: простая обработка доступной информации о приобретении и стоимости активов может быть довольно дорогостоящей процедурой для отчитывающейся компании при составлении консолидированной отчетности, не говоря уже об огромном объеме работы аудиторов, проверяющих эту информацию.
Мы также обеспокоены тем, что данный подход может ухудшить сопоставимость финансовой отчетности организаций в условиях гиперинфляции, и тех организаций, которые работают в условиях высокой инфляции (годовой общий индекс цен 10-20%) и которые не должны производить пересчет вообще.
Российские специалисты по МСФО имеют достаточно широкий опыт в проведении пересчета в соответствии с МСФО (IAS) 29, так как уровень инфляции был очень высок в 1992-1995 годах и в 1998-2000 годах. 2003 год был первым, когда наличие гиперинфляции не было определено, но, к сожалению, существует вероятность возврата к гиперинфляционной экономике. Таким образом, предложения предварительного варианта интерпретации D5 содержат практический смысл для российских компаний. Мы полагаем, что требования должны быть более реалистичными, чтобы не вызывать к отступлений от МСФО из-за невыполнимости или потенциальных проблем с надежностью старой первоначальной информации. Мы рекомендуем Международному комитету по интерпретациям (IFRIC) рассмотреть другие возможные решения. К примеру, в D5 можно было бы включить требование пересчета данных отчетности только для сравнительных лет, или только для последних 3-х лет, включая период, в который было установлено начало гиперинфляции, поскольку самый популярный показатель гиперинфляции — 100% уровень инфляции — считается за 3 года.
Пересчет финансовой отчетности в соответствии с МСФО 29 — очень трудоемкий процесс, и, в тоже время, не для всех пользователей финансовой отчетности, включая финансовых аналитиков, данная информация может оказаться полезной. Так как процесс пересчета данных финансовой отчетности трудоемок, а результат — трудно проверяем и оспорим, введение более сложных требований не желательно.