28 октября 2020 г. Среда | Время МСК: 08:07:45
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Коммерческая тайна



Наталья Петрыкина
Источник: Кадровый менеджмент
добавлено: 21-06-2004
просмотров: 21408

Для отечественного законодательства разработка этой темы сейчас актуальна как никогда. Данная проблема существует не только и не столько в высоких сферах государственных отношений, сколько в обычной, повседневной жизни российского бизнеса. Отсутствие достаточного правового регулирования отрицательно сказывается на динамике развития частного сектора экономики, снижая, например, приток западных инвестиций. Действующее законодательство, тем не менее, предусматривает весьма жесткие санкции за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, вплоть до уголовной ответственности. Поэтому прежде чем использовать этот режим на практике, необходимо детально разобраться во всех тонкостях его применения, изучив те немногочисленные нормы, что в настоящее время его регулируют. Итак, что же такое коммерческая тайна, и как сделать так, чтобы информация была действительно защищена?

Для начала несколько слов об истории вопроса. Институт коммерческой тайны появился в отечественном законодательстве в 1990 году, когда были приняты первые нормативные документы, содержащие это понятие. Затем в 1994 году был принят Гражданский кодекс Российской Федерации, в статье 139 которого появилось определение коммерческой тайны.

Тем самым он дал этому институту "путевку в жизнь". Согласно данной статье, информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как мы видим, данное в законе определение весьма широкое и для правильного практического использования нуждается в расшифровке. Закон не раскрывает понятия "информация". Комментарий к Гражданскому кодексу предлагает понимать под ней любые сведения, которые их обладатель хочет защитить от чужого доступа. Эти сведения должны быть документированы, т.е. зафиксированы на материальном носителе с соответствующими реквизитами, благодаря которым информацию можно идентифицировать. Далее, необходимо установить, чем отличается служебная тайна от коммерческой. Главный признак коммерческой информации - ее ценность для конкурентов. Воспользовавшись ею, они могут лишить соперника по рынку преимуществ, которые ему давали засекреченные сведения. Например, получив доступ к списку клиентов своего конкурента, компания может резко повысить эффективность собственного бизнеса. Таким образом, коммерческая информация может быть объектом рыночного оборота. Ее можно дорого продать, а купив, получить значительные преимущества. Служебные данные не представляют коммерческого интереса для конкурентов, зато используются для целей собственной безопасности компании и охраны ее деятельности. Служебной тайной, например, будет являться система охраны, установленная в здании компании.

К информации, составляющей коммерческую тайну, нет свободного доступа. Причем охрану этих сведений осуществляет сам собственник в рамках действующего законодательства. Во-первых, он определяет круг этих сведений. При этом нужно помнить, что существует постановление Правительства РСФСР от 05.12.91. "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". Перечисленные в этом документе данные не могут составлять коммерческую тайну даже в том случае, если собственник их обозначил таковыми во внутреннем документе, регулирующем соответствующие вопросы. К числу таких сведений относятся, например, учредительные документы компании, документы о платежеспособности, финансово-хозяйственная отчетность и некоторые другие. Во-вторых, собственник принимает меры к охране информации, составляющей коммерческую тайну. Сделать он это может, используя нормы трудового и гражданского законодательства. Разработке формы и содержания соответствующего раздела трудового договора или отдельного документа, регулирующего вопросы охраны информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо уделить самое серьезное внимание. Это обусловлено тем, что в случае разглашения работником сведений, составляющих коммерческую тайну, эти документы составят юридическую основу для привлечения его к ответственности и взыскания причиненного ущерба. Итак, у собственника есть два варианта. В первом случае в трудовой договор включается условие о неразглашении сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну. Статьей 81 Трудового кодекса РФ предусмотрена мера ответственности в виде увольнения за нарушение этого обязательства. В трудовом договоре можно также предусмотреть меры имущественной ответственности в виде возмещения ущерба. Однако следует иметь в виду, что в трудовом законодательстве материальная ответственность работника напрямую связана с его среднемесячным заработком, и взыскиваемая сумма не может быть больше, чем размер этого заработка. Поэтому покрыть реальный ущерб, если он возник, вряд ли удастся. Но есть и другой вариант, более предпочтительный, который уже используется некоторыми компаниями. Он представляет собой заключение с сотрудником отдельного гражданско-правового договора о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну. Поскольку данный договор подчиняется нормам гражданского права, где имущественная ответственность может быть взыскана в полном объеме, включая и упущенную выгоду, собственник имеет шанс покрыть убытки от неправомерного разглашения или использования такой информации. Такие способы защиты предоставлены в настоящее время законом собственнику для охраны информации, составляющей коммерческую тайну. Как уже было сказано, институт коммерческой тайны появился в нашем законодательстве сравнительно недавно. К настоящему времени по нему не сложилась достаточная судебная практика, отсутствуют разъяснения высших органов судебной и исполнительной властей. Все это существенно затрудняет практику применения этого института. В настоящее время в Государственной Думе находится проект федерального закона № 310378-3 "О коммерческой тайне". Возможно, с принятием этогоосновополагающего документа ситуация изменится.

Законопроект содержит определения таких понятий, как "режим коммерческой тайны", "передача информации, составляющей коммерческую тайну", "разглашение информации, содержащей коммерческую тайну". Дано важное разъяснение о том, что информация, являющаяся коммерческой тайной лица, самостоятельно полученная им во время, например, исследований, считается полученной законным способом, несмотря на то, что аналогичной информацией обладает другое лицо. Расширен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним отнесены сведения о задолженности работодателей по зарплате, сведения о доходах некоммерческих организаций и некоторые другие. Установлен перечень прав обладателя информации, составляющей коммерческую тайну. Регулируются вопросы доступа и использования ее работником в рамках трудовых отношений, а также после их прекращения. Много внимания уделено мерам ответственности, а также основаниям освобождения от нее. Например, установлено, что лицо, использовавшее информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имевшее достаточных оснований считать ее таковой, а также получившее ее в результате случайности или ошибки, к ответственности привлечено быть не может. В целом о законопроекте можно сказать, что в нынешнем виде он носит слишком декларативный характер и нуждается в дальнейшей разработке. Для примера расскажем, как аналогичный вопрос регулируется в США. В этой стране с поступающими на работу сотрудниками проводится специальная разъяснительная работа, которая, кстати, регламентирована нормативными документами. Ее организует сама компания. Эти меры направлены не только на защиту информации, но и на сохранение высокой репутации компании в деловом мире. В заявлении при поступлении на работу нанимающийся сотрудник сообщает новому работодателю о своей обязанности сохранять конфиденциальность информации, полученной по прежнему месту работы. При увольнении сотрудник пишет заявление, в котором ставит в известность фирму относительно взятых им на себя обязательств по сохранению коммерческой тайны. В нем же он отчитывается о соблюдении им режима коммерческой тайны в процессе работы и о неучастии в какой-либо деятельности, составляющей конкуренцию или противоречащей его обязательствам как служащего данной компании. Очень важно, что закон делает самих сотрудников активными участниками взаимоотношений по охране коммерческой тайны. Это значительно повышает их мотивацию и ответственность. Кроме того, сама компания, откуда уволился сотрудник, может направить письмо его новому нанимателю, извещая последнего об информированности нового сотрудника о коммерческой тайне по прежнему месту работы. Организация может также направить письмо самому сотруднику, напоминая ему о тех обязательствах по сохранению коммерческой тайны, что были подписаны им при приеме на работу. Возможно, с нашей точки зрения, в США имеет место некоторое усложнение как порядка приема на работу, так и увольнения. Однако в основе этого лежат обычаи делового оборота, и соблюдение их в конечном счете делает процесс работы с коммерческой тайной более понятным как для компаний, так и для их служащих. В любом случае накопленный в других странах опыт может оказаться полезным и для нашей страны. Тем более что зарубежное законодательство по данному вопросу носит практический, прикладной характер.


Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2020, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Кузьмина Ксения Алексеевна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.212 сек.
Яндекс.Метрика