19 июня 2021 г. Суббота | Время МСК: 05:12:21
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Центробанк попадает под реформу



лена Короп, Евгений Мазин
Источник: Газета "Финансовые Известия"
добавлено: 05-07-2004
просмотров: 10228
На своем последнем заседании правительство одобрило стратегию банковского развития. Ее цель осталась прежней - повышение роли банковского сектора в экономике страны. Однако главной темой неожиданно оказалась возможная реформа Центробанка. Если она будет претворена в жизнь, ЦБ может лишиться целого ряда функций.

Одобренный Михаилом Фрадковым проект банковской стратегии на 2004-2008 годы практически не отличается от документа, который в январе отправил на доработку Михаил Касьянов.

Основная задача стратегии: повышение значения банковского сектора как фактора экономического роста. Правительство намерено развивать систему страхования вкладов и повышать привлекательность сектора финансовых услуг. В частности, Минфин предлагает внести поправки в Гражданский кодекс для создания так называемого безотзывного вклада, с которого средства не могут быть отозваны ранее срока, оговоренного в соглашении с банком. По таким вкладам будет начисляться более высокий процент. Минфин также предлагает снять ограничения для банков на выпуск облигаций и отменить сборы за открытие филиалов. Для снижения рисков кредитования предполагается создать систему кредитных бюро и разработать закон о залоге движимого имущества.

В новом варианте стратегии требование к минимальному размеру собственного капитала в 5 млн. евро вводится с 2007 года только для вновь создаваемых кредитных организаций. Вместе с тем повышаются требования к уровню достаточности капитала (соотношению капитала и активов) с 2 до 10%. Это норма вводится с 2005 года для банков с капитализацией менее 5 млн. евро, а с 2007 года она будет распространяться на все кредитные учреждения.

Однако наибольший резонанс вызвал не факт одобрения стратегии развития, а предложение члена бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина реформировать Центробанк. По его словам, административная реформа, которая осуществляется в отношении федерального правительства, должна быть распространена и на Банк России. По мнению Шохина, совмещая правоустанавливающие и надзорные функции, ЦБ "сталкивается с коллизией". Для ее устранения Шохин предложил включить в состав комитета банковского надзора Центробанка чиновников из Федеральной службы по финансовым рынкам, а также представителей банковских ассоциаций.

Кроме того, Шохин предложил изъять у Банка России целый ряд функций. В первую очередь тех, которые связаны с оказанием услуг, например систему расчетно-кассовых центров. "Этим должны заниматься отдельные агентства, которые в дальнейшем могли бы выйти из состава ЦБ в результате приватизации", - сказал он.

"Что касается вывода из-под ЦБ расчетных функций, то это скорее правильно. Платежно-расчетный механизм вполне можно передать другим организациям", - говорит бывший зампред ЦБ Александр Хандруев. Гораздо сдержаннее он отнесся к возможным реформам в сфере надзора. "В мировой практике существуют примеры и отделения от национального банка надзорных функций, и сохранения их за ним. Однако к этому вопросу стоит подходить особенно осторожно и в принципе совсем отнимать надзор у ЦБ нельзя", - рассказал он "Известиям".

Впрочем, основной резонанс вызвал не сам вопрос о реформах ЦБ. В конце концов, такие попытки делаются не в первый и наверняка не в последний раз. Гораздо важнее стала реакция на предложения Михаила Фрадкова, а также главы самого ЦБ Сергея Игнатьева. Премьер поддержал предложения о реформировании ЦБ. "Административная реформа должна затрагивать и ЦБ, и структуры, которые работают на финансовых рынках", - сказал он по этому поводу. А Сергей Игнатьев выглядел растерянным. "Мы уже думаем об этом, но эту тему нужно обсуждать отдельно от вопроса о стратегии развития банковского сектора", - сказал он. По словам главы ЦБ, данный вопрос является предметом реформирования и преобразования управляющего органа в банковской сфере. Фактически это означает, что Сергей Игнатьев готов поделиться функциями. Трудно представить, что его предшественник Виктор Геращенко легко бы согласился с предложением отобрать часть полномочий у родного ведомства.

Однако помимо угрозы административной реформы у Центробанка имеется масса других серьезных проблем. Именно ЦБ придется отвечать за макроэкономические последствия решения правительства взять деньги на непроцентные расходы из стабилизационного фонда

Алексей Кудрин вчера подтвердил, что в 2005 году правительство "будет вынуждено потратить средства стабфонда на реализацию реформ". Точнее, на покрытие дефицита пенсионной системы в результате снижения единого социального налога. Интересно, что министр финансов, который и предложил закрыть дыру в бюджете ПФР сверхдоходами от экспорта нефти, согласен, что в принципе делать это не стоит.

"Расходование средств стабфонда на непроцентные расходы нежелательно. Тем не менее мы прибегнем к этой мере. Она временная и вызвана обстоятельствами 2005 года, когда мы одновременно осуществляем несколько крупнейших реформ - снижение социального налога, разграничение полномочий центра и регионов и замену льгот на денежные компенсации", - сказал Кудрин. Он разделяет опасения Международного валютного фонда о том, что, начиная тратить стабфонд, российское правительство ослабляет бюджетную политику и осложняет задачу снижения инфляции.

"Стабфонд - важный инструмент стерилизации денежной массы. Сейчас он облегчил выполнение целей, связанных с инфляцией и с курсовой политикой", - отметил Кудрин, но выразил уверенность в том, что при любых обстоятельствах запланированные на 2005 год макроэкономические параметры будут выдержаны.

В среднесрочной перспективе Минфин обещает поставить вопрос о том, чтобы средства стабилизационного фонда вообще не тратились на непроцентные расходы, а шли только на погашение внешнего долга. Именно это рекомендуют МВФ и Всемирный банк.

Правда, по расчетам того же Минфина, дефицит пенсионной системы будет расти, а источников дохода у бюджета станет меньше. В планах на 2006 год - снижение налога на добавленную стоимость.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.191 сек.
Яндекс.Метрика